Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития герменевтики




Традиция истолкования и разъяснения священ­ных текстов, полученных людьми от богов, возникла уже в цивилизациях Древнего мира. Это могли быть изречения оракулов (человек, являющийся посредником людей с высшими силами), пифий (прорицателей), изложения божественных видений и от­кровений, полученных пророками и т.д. Такие тексты тща­тельно хранились и максимально точно передавались от поколения к поколению. Однако из-за развития раз­говорного языка, появления в нём новых оборотов речи, старые речевые структуры становились для людей последующих эпох всё более и более непонятными, поскольку с развитием общества менялась и смысловая реальность, которая их окружает. А также сами священные тексты были изложены в определённых символах и образах, которые вовсе не просто было правильно истолковать.

Но поскольку священные тексты являлись средством общения с высшими силами и обосновывали человеческую мораль, право, социальное устройство общества и т.п., то правильное понимание их считалось необходимым для нормальной жизнедеятельности людей. Поэтому в рамках каждой древней культуры возникали свои приемы и методы интерпретации священных текстов. Слова оракулов, например, обычно истолковывали жрецы храма, в котором действовал оракул.

В эпоху Возрождения актуальной становится проблема правильного понимания и истолкования смысла философ­ских текстов античности, поскольку они часто искажались переписчиками и переводчиками. Позже встала проблема понимания в связи с различием смыслового наполнения текстов в различные эпохи и разных странах. В каждую новую эпоху многие смысловые нюансы, которые были актуальны и понятны в прежнюю эпоху, становились незаметными, непонятными для людей, живущих в этом новом культурном контексте (эпохе).

 

Шлейермахер (1768—1834)

Шлейермахер считал, что герменевтика — это уче­ние о «взаимосвязи правил понимания», а ее цель состоит в создании методологии по выявлению правильного понимания любого письмен­ного текста.

Постижение субъективной составляющей текста должно идти ме­тодом «вживания» исследователя в текст, а значит, в замысел, цель, состояние автора. Правильное понимание текста представляет собой искусство, это интуитивное «схватывание» общего смысла произведения.

Цель исследователя состоит в том, чтобы понять автора лучше, чем он сам себя понимал, поскольку текст есть нечто большее, чем просто произведение автора, а ещё и тот смысл, который автор не осознал, но который отсылает к действительности со всей её сложностью.

Важным достижением Шлейермахера можно считать введение им понятия «герменевтического круга». Он заметил, что для понима­ния целого текста существенно понимание частей, но в то же время для понимания части, как правило, необходимым оказывается понима­ние целого.

Так, чтобы правильно понять смысл всего предложения мы должны понимать смысл каждого слова в его составе. Но в то же время правильное понимание какого-то слова в предло­жении может прийти только через понимание общего смысла предло­жения. Таким образом, возникает герменевтический круг. Тот же круг образуется, когда необходимо понять смысл целого абзаца, состоящего из предложений или книги, состоящей из абзацев. А чтобы понять книгу необходимо сначала изучить всё творчество автора. В свою очередь чтобы понять его творчество необходимо знать весь культурный контекст, историческую и жизненную ситуацию автора.

Итак, герменевтической круг заключается в том, что для понимания смысла целого необходимо понимание смысла составляющих, а смысл каких-то составляющих может зависеть от смысла целого.

В качестве наиболее простого примера такого рода можно рассмотреть использование омонимов (многозначных слов). Так, в русском языке слово «лук» имеет два различных значения: ору­жия определенного типа и овоща. И вне контекста предложения невозможно понять о каком луке идёт речь (оружие или овощ). И только вхождение этого слова в определенное предложение (или словосочетание) позволяет нам по­нять, в каком именно значении оно использовано.

Дильтей исходил из идеи о том, что сознание зависит от историко-культурной ситуации, в которой человек находится. Поэтому, он выдвинул свою трактовку «герменевтического круга»: Текст множеством нитей связан с эпохой, в кото­рую был создан. Поэтому его понима­ние возможно только при правильном понимании духа эпохи, в кото­рую жил и творил автор. Так, интерпретатор текста (читатель, стремящийся правильно его понять) должен отыскивать в тексте те слои смысла, которые связывают его с этой эпохой. А это ведет к необходимости подробного исследования и постижения духа всех элементов (книг, идеалов, ценностей, поговорок, анекдотов, песен, фильмов, телепередач и других произведений) культурно-истори­ческой эпохи написания текста. В тоже время понимание духа эпохи возможно только при понимании духа всех этих произведений, созданных в эту эпоху. Круг замкнулся.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...