Основные этапы развития герменевтики
Традиция истолкования и разъяснения священных текстов, полученных людьми от богов, возникла уже в цивилизациях Древнего мира. Это могли быть изречения оракулов (человек, являющийся посредником людей с высшими силами), пифий (прорицателей), изложения божественных видений и откровений, полученных пророками и т.д. Такие тексты тщательно хранились и максимально точно передавались от поколения к поколению. Однако из-за развития разговорного языка, появления в нём новых оборотов речи, старые речевые структуры становились для людей последующих эпох всё более и более непонятными, поскольку с развитием общества менялась и смысловая реальность, которая их окружает. А также сами священные тексты были изложены в определённых символах и образах, которые вовсе не просто было правильно истолковать. Но поскольку священные тексты являлись средством общения с высшими силами и обосновывали человеческую мораль, право, социальное устройство общества и т.п., то правильное понимание их считалось необходимым для нормальной жизнедеятельности людей. Поэтому в рамках каждой древней культуры возникали свои приемы и методы интерпретации священных текстов. Слова оракулов, например, обычно истолковывали жрецы храма, в котором действовал оракул. В эпоху Возрождения актуальной становится проблема правильного понимания и истолкования смысла философских текстов античности, поскольку они часто искажались переписчиками и переводчиками. Позже встала проблема понимания в связи с различием смыслового наполнения текстов в различные эпохи и разных странах. В каждую новую эпоху многие смысловые нюансы, которые были актуальны и понятны в прежнюю эпоху, становились незаметными, непонятными для людей, живущих в этом новом культурном контексте (эпохе).
Шлейермахер (1768—1834) Шлейермахер считал, что герменевтика — это учение о «взаимосвязи правил понимания», а ее цель состоит в создании методологии по выявлению правильного понимания любого письменного текста. Постижение субъективной составляющей текста должно идти методом «вживания» исследователя в текст, а значит, в замысел, цель, состояние автора. Правильное понимание текста представляет собой искусство, это интуитивное «схватывание» общего смысла произведения. Цель исследователя состоит в том, чтобы понять автора лучше, чем он сам себя понимал, поскольку текст есть нечто большее, чем просто произведение автора, а ещё и тот смысл, который автор не осознал, но который отсылает к действительности со всей её сложностью. Важным достижением Шлейермахера можно считать введение им понятия «герменевтического круга». Он заметил, что для понимания целого текста существенно понимание частей, но в то же время для понимания части, как правило, необходимым оказывается понимание целого. Так, чтобы правильно понять смысл всего предложения мы должны понимать смысл каждого слова в его составе. Но в то же время правильное понимание какого-то слова в предложении может прийти только через понимание общего смысла предложения. Таким образом, возникает герменевтический круг. Тот же круг образуется, когда необходимо понять смысл целого абзаца, состоящего из предложений или книги, состоящей из абзацев. А чтобы понять книгу необходимо сначала изучить всё творчество автора. В свою очередь чтобы понять его творчество необходимо знать весь культурный контекст, историческую и жизненную ситуацию автора. Итак, герменевтической круг заключается в том, что для понимания смысла целого необходимо понимание смысла составляющих, а смысл каких-то составляющих может зависеть от смысла целого.
В качестве наиболее простого примера такого рода можно рассмотреть использование омонимов (многозначных слов). Так, в русском языке слово «лук» имеет два различных значения: оружия определенного типа и овоща. И вне контекста предложения невозможно понять о каком луке идёт речь (оружие или овощ). И только вхождение этого слова в определенное предложение (или словосочетание) позволяет нам понять, в каком именно значении оно использовано. Дильтей исходил из идеи о том, что сознание зависит от историко-культурной ситуации, в которой человек находится. Поэтому, он выдвинул свою трактовку «герменевтического круга»: Текст множеством нитей связан с эпохой, в которую был создан. Поэтому его понимание возможно только при правильном понимании духа эпохи, в которую жил и творил автор. Так, интерпретатор текста (читатель, стремящийся правильно его понять) должен отыскивать в тексте те слои смысла, которые связывают его с этой эпохой. А это ведет к необходимости подробного исследования и постижения духа всех элементов (книг, идеалов, ценностей, поговорок, анекдотов, песен, фильмов, телепередач и других произведений) культурно-исторической эпохи написания текста. В тоже время понимание духа эпохи возможно только при понимании духа всех этих произведений, созданных в эту эпоху. Круг замкнулся.
Читайте также: A) система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|