Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подростков с девиантным поведением




 

Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств, которые в свою очередь, свидетельствуют о наличии эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны следующие особенности эмоционально-волевой сферы:

· повышенная тревожность;

· дефектность целостной системы (особенно в области целей и смысла жизни);

· импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность;

· конфликтность.

Все выше перечисленные факторы затрудняют их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Для того, чтобы у подроста было полноценное существование он нуждается в постоянном сопротивлении – его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей. Такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. Однако, пре-одоление сопротивления удовлетворению той или той потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессия, девиациям.

Подростковые девиации отличаются высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершенному поступку и возможностью рецидива. Чаще всего сам подросток оценивает свой проступок, как выражение самостоятельности и некого «геройства». Зачастую, совершаются правонарушения в отношении сверстников или других лиц, подростки в отношении этих лиц применяют агрессию.

Следует отметить, что подросток с асоциальной агрессией существенно отличается от своих более успешных в социальном плане сверстников. Он чаще и более непосредственно выражает свою агрессию. Агрессивный подросток, который нарушает законы, не доверяет окружающим, избегает ситуаций, в которых он может оказаться в эмоциональной зависимости. Такой подросток менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивает секс и агрессию. Практически не чувствует вины за агрессивное поведение и подчиняется больше внешним, а не внутренним ограничениям.

Такой подросток действует себе во вред себе, поскольку в результате своих же действий оказывается лишенным привязанностей и попадает под жесткий контроль представителей власти, к которым он не испытывает ни доверия, ни уважения. Агрессивное асоциальное поведение, в общем вызывает устойчивое негативное отношение общества и является значительным барьером в установлении конструктивных контактов между личностью и социумом окружающим ее.

Мотивы собственного поведения могут осознаваться подростком, но чаще совершение агрессивных поступков побуждается и поддерживается бессознательными побуждениями. Психологической целью агрессии может быть как, непосредственно, причинение страдания и вреда жертве, так и ожидание других результатов. Существенной особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является зависимость подростка от группы сверстников, поскольку для них авторитет взрослых уже повергнут. В подростковом возрасте чаще всего агрессия воспринимается друзьями, как наличие силы. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, которые поддерживаются ее лидером. Ритуалы, как раз и, усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. При этом мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии.

Насилие, которое одухотворяется групповым мифом, переживается подростками для утверждения своей силы, героизма, преданности группе. Проявление агрессии определяется статусом подростка в группе. Лидеры чаще всего демонстрируют самый высокий уровень агрессии. Они с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство.

Психологи, социологи, педагоги и психиатры озадачены вопросом, почему же, даже когда подросток понимает, что действия группы носят характер нарушения законов или общественных норм, все-таки продолжают оставаться в этой группе. Пока однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку уровень вовлеченности в противоправную деятельность зависит от многих личностных особенностей подростка и от семейных установок и условий, в которых он воспитывается, а так же от уровня терпимости социума, от законодательной базы, которая предусматривает ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Тот факт, что, несмотря на повторные и серьезные наказания, агрессивное антисоциальное поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически не способен учиться на собственном опыте. Возможно, это связано с тем, что заслуженное наказание практически никогда не следует немедленно за проступком или не наступает вовсе. Агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внешние и внутренние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, которые объясняют его возникновение.

Проявления девиантного поведения(автор)

1) антисоциальное (делинквентное) поведение, прежде всего противоречит правовым нормам и угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей.

2) асоциальное поведение, угрожающее благополучию межличностных отношений и уклоняющееся от выполнения принятых морально-нравственных норм.

3) саморазрушительное или аутодеструктивное поведение, угрожающее самой целостности и развитию личности.

 

Пять уровней отклонения поведения:

I - первичный

II - рецидивно-некриминальный

III - асоциальный

IV - предпреступный

V - рецидивно-криминальный

Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.

Характеристика составлена на основе различных показателей в сфере сознания, эмоций и поведения.

I-ый – «первичный» уровень отклоняющегося поведения подростков характеризуется следующими качествами.

В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами являются друзья, семья, здоровье, ум, профессия, любовь, творчество; отвергаются - воровство, агрессия, вредные привычки. У подростка иногда появляются текущие - неадекватные, не отвечающие его возможностям оценки успеваемости по предметам (2, 3 или 4).

Социальные связи еще достаточно объемны (100 - 120 объектов), достаточное количество референтных (важных) связей (5 - 10), но появляются конфликтные ситуации, в том числе со своей официальной группой. Я-концепция – неустойчива, так как на первичном уровне девиаций система представлений о самом себе у подростка является одновременно положительной и отрицательной.

В сфере поведения случается невыполнение некоторых норм, первичные, случайные нарушения элементарных запретов: на курение, на употребление алкоголя, наркотиков; имеются отдельные нарушения дисциплины.

II-й уровень – рецидивно-некриминальный.

Происходит деформация ценностных ориентаций, приоритетами становится красивая одежда, внешность, фирменные вещи. Отвергаются: послушание, дисциплина, семейные нормы. Подросток имеет итоговую неуспеваемость по 1-2 предметам. Я-концепция становится полностью отрицательной.

Количество социальных связей уменьшается (70 - 100); количество референтных уменьшается (3 - 5), а конфликтных - увеличивается (3 - 5). Начинаются контакты с негативными неформальными группами. Эпизодически не выполняются многие критерии позитивного социального поведения, замечается пристрастие к вредным привычкам: наркомания, токсикомания, половая распущенность. Характерны повторяющиеся посягательства на честь беззащитных людей, систематическая недисциплинированность, уход от позитивных организованных форм деятельности. Отмечается систематическая недисциплинированность. У подростков рецидивно-некриминального уровня девиаций в поведении отсутствует сопротивляемость отрицательному влиянию, велика вероятность асоциального поведения: для этого достаточно лишь предложения от референтных лиц пойти на «дело».

III-ий уровень – «асоциальный».

У подростков происходит еще большее смещение ценностей, приоритетами становятся красивая одежда, карьера, фирменные вещи, деньги, развлечения; понятия «труд», «семья», «школа», как правило, отвергаются. Итоговая неуспеваемость - более чем по одному предмету.

Образуются устойчивые обратные связи саморегуляции в асоциальной сфере, возникают фрустрации пассивного (лень) или активного (агрессия) типа. Количество социальных связей уменьшается (25 и менее), увеличивается число конфликтных связей (15 - 30). Предпочтение отдается негативным группам, а не группам позитивного творческого содержания деятельности. Характерно аутсайдерство - потеря авторитета, непризнание группой.

Самооценка личности у подростков асоциального уровня девиаций в поведении неадекватна – либо крайне завышенная, либо заниженная. Отмечается постоянное невыполнение более половины критериев норм поведения; отсутствие владения начальными навыками позитивных коммуникативных контактов с людьми; дезорганизаторские действия. Оценка уровня воспитанности у молодежи с асоциальным поведением - неудовлетворительная.

IV-ый уровень - предпреступный.

Приоритетами становятся физическая сила, внешность, деньги, развлечения; понятия дружбы, чести, любви презираются, получают извращенный смысл; труд, образование, творчество - презираются. В школе - неуспеваемость по большинству предметов. Характерна самореализация в негативной сфере (удовлетворение своего Я знаю, Я нравлюсь, Я способен, Я защищен в криминале); функционирование комплекса неполноценности (реванш).

Социальная сеть становится очень бедной (5 - 25 связей, из них большинство конфликтных).

Подростки предпреступного уровня девиаций в поведении имеют устойчивую принадлежность к криминальной группе и действуют в ее составе: нарушают все нормы социального поведения, осуществляют околокриминальный состав действий, который не влечет юридической ответственности, так как не предусмотрен Уголовным кодексом. Для подростков данного уровня девиаций характерно резкое неприятие общепринятых нравственных, правовых норм, в связи с этим происходит деградация моральных качеств личности.

V-ый уровень – рецидивно-криминальный.

Признаются лишь гипертрофированные «ценности» делинквентной среды: неограниченная власть, агрессивная физическая сила, развлечения, деньги; презираются: физический и другой труд, любовь, искусство, интеллигентность, книги, половая мораль. Происходит полный разрыв связей с учебным процессом. Я-концепция обращена на устойчивые связи в сфере подсудного криминала, в отношениях с другими проявляется высшая степень эгоистического комплекса. Для рецидивно-криминального уровня девиаций характерно: принадлежность к криминальной группировке, постоянное невыполнение подавляющего большинства критериев позитивного социального поведения; нарушение всех морально-нравственных запретов; систематически-повторяющееся криминальное, уголовно наказуемое нарушение норм поведения, освоение криминальной субкультуры.

Вывод: Итак, отклонения в поведении проявляются в разнообразной форме. Что является нормой, а что отклонением от нее – не всегда очевидно. Доступным инструментом анализа отклоняющегося поведения школьников является типология девиантного поведения. Эффективная коррекционная работа и дальнейшая судьба ребенка во многом зависят от того, насколько педагоги и психологи осведомлены о характере отклонений в поведении воспитанника. Существует пять уровней отклонения поведения: I – первичный; II - рецидивно-некриминальный; III – асоциальный; IV – предпреступный; V - рецидивно-криминальный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...