А потом уже делать акцент на семью.
Семья, в известной мере, является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, то есть приспособления человека к жизни в обществе. Приблизительно до 12 лет для ребенка социально-значимыми взрослыми в первую очередь являются родители и именно внутрисемейные отношения и тип воспитания играют ведущую роль в проявлении девиантного поведения у детей в этом возрасте и в будущем. Отношения в семье влияют на то, каким образом ребенок осваивает социальные нормы в школе. Начиная с подросткового возраста, большее значение в социализации школьника начинают играть группы сверстников, общение и взаимоотношения внутри них, но первичная роль получаемого в семье воспитания в проявлении девиантного поведения сохраняется. Первичные причины нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцирующие формирование низкой самооценки, агрессивности и как итога – девиаций, всегда находятся в неадекватных семейных взаимоотношениях. Психобиологические предпосылки девиантного поведения: 1. Нервно-психические патологии и заболевания. 2. Акцентуации характера (чрезмерная выраженность каких-либо индивидуальных особенностей, черт личности). 3. Отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и заболеваний). Эти предпосылки свидетельствуют о необходимости своевременной диагностики патологии психического развития и выявления дефектов с целью оказания детям необходимой специализированной медико-психолого-педагогической помощи. Автор, выделивший эти причины Первичные причины развития · алкоголизм, асоциальность и криминальность родных;
· психопатические черты у родителей в виде повышенной аффективной возбудимости, а также их незрелость и изолированность, снижение стрессоустойчивости и личностные проблемы; · потребность родителей устанавливать приоритет над ребенком; навязчивое поведение; · одиночество и плохое здоровье матери; · неблагоприятные личностные особенности родителей (принципиальность, требовательность, · нетерпимость, завышенный уровень притязаний; эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, мнительность); · тревожность родителей в отношениях с детьми, аффективность в обращении с детьми (крик, ругань, угрозы), властность, стремление подчинить и добиться беспрекословного послушания, доминирование одной личности в воспитании; Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира. · переложение воспитательных ролей, недоверие к детям, их возможностям, недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми (эмоциональная тупость, погруженность в себя родителей); · непонимание родителями своеобразия детей, непринятие ребенка, для родителя ребенок – это тот, кто создает проблемы; · негибкость в подходе к ребенку, отсутствие альтернативы в решении проблем ребенка, косность; · неравномерность воспитания, которая может выражаться в недостатке эмоционального контакта с ребенком в раннем детстве в избытке, потом и наоборот. Вторичные причины развития ДП у школьников: · сложные взаимоотношения с учителями; · повышение требований к учебе, к общей информированности (большинство детей сталкиваются с типичным психическим стрессом и переутомлением); · следствие медицинских проблем - депрессии, пост-травматического стрессового расстройства (ПТСР).
– Как мы видим, большинство авторов отмечают именно семейное влияние как основной фактор развития девиаций у подростков, именно дисфункциональные семьи наиболее негативно влияют на детей. Дисфункциональная семья - это семья, не способная выполнять основные свои функции. Это закрытая система, где: • самооценка у членов семьи низкая; • общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, препятствующее росту; • ролевые взаимоотношения спутаны; • правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила; запреты на их обсуждения. К стилям семейного воспитания, способствующим формированию у подростков девиантного поведения можно отнести: Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Родительские мотивы гиперпротекции: · беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, · психогенно детерминированный страх несчастья с ребенком, · страх одиночества, · потребность в признании, · доминирование в общении, · необщительность, · невротические проявления. Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности. Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний. Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка.
Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимают так называемое положение Золушки. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка (формальный характер заботы). Жестокое отношение обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности. Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной упрощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию. Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и неадекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания. Те же самые типы воспитания (педагогического воздействия) могут демонстрировать и учителя, которые являются значимыми для ребенка в младшем школьном возрасте. Одной из основных причин девиантного поведения детей и подростков служит домашнее насилие. Оно становится серьезной угрозой для полноценного формирования личности ребенка, способствует становлению негативной Я-концепции (комплекса убеждений относительно себя).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|