Основные задачи и направления работы закрытых интернатных учреждений
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Психологическая сущность режима заключается в том, что, предъявляя четкие требования, он заставляет подростка обдумывать свое поведение и деятельность и регулировать их таким образом, чтобы избежать нежелательных для себя последствий в интернате закрытого типа, а в дальнейшем и во взрослой жизни. Средства обеспечения режима призваны психологически стимулировать такое поведение, подростка, в котором бы проявлялись, развивались и закреплялись положительные привычки, навыки, черты и свойства, и, напротив, не допускать такого поведения, где могли бы проявляться и закрепляться отрицательные черты и свойства личности. Режим выполняет четыре взаимосвязанные функции: штрафную, воспитывающую, обеспечивающую, защитную, в которых проявляется психологический механизм воздействия режима на подростков. Штрафная функция режима состоит в том, что подросток лишается выхода за пределы школы, частично изолируется от общества, находится под охраной и надзором, обязывается строго выполнять предписанные ему правила поведения. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю подростка, устрашает его, вызывает определенные психические состояния, способные удержать его от совершения новых проступков и преступлений. Воспитательное значение режима объясняется тем, что, обеспечивая известную стабильность условий жизни и деятельности, он создает систему постоянно действующих, повторяющихся однообразных раздражителей, которые формируют в коре головного мозга динамические стереотипы положительного направления (или положительные привычки). «Только привычки открывают воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу»[15].
Обеспечивающая функция режима заключается в том, что благодаря поддержанию установленного нормами права порядка отбывания наказания в интернате закрытого типа создаются наилучшие условия для организации труда, воспитательной работы деятельности коллектива и самодеятельных организаций подростков, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей и педагогов школы. Защитная функция режима выражается в том, что режим в соответствии с нормативными документами обеспечивает защиту подростков от других подростков в самых различных аспектах, а также от возможных злоупотреблений властью администрации. В то же время режим защищает администрацию от возможных посягательств подростков. Опыт закрытых учреждений в использовании правил режима как мощного воспитательного средства позволяет выделить условия его эффективного психологического воздействия на подростков. К ним относятся: ü Осознание подростками своей вины, справедливости приговора; ü Осознание целесообразности режимных требований; ü Определенность режима; ü Общность; ü Применение прогрессивной системы отбывания наказания. Для того чтобы режим результативно выполнял свою функцию, необходимо применять его с учетом вышерассмотренных психологических условий, повышающих эффективность режимных требований. К основным задачам воспитательной работы с воспитанниками закрытых интернатных учреждений пенитенциарная психология относит[16]: Ø Гражданское и нравственное переориентирование подростков; Ø Формирование нового законопослушного мировоззрения, совести; Ø Формирование установки на исправление и перевоспитание. Ø Содержание и методы воспитательной работы в интернате закрытого типа во многом определяются особенностью сознания и мировоззрения различных групп подростков.
Всех подростков, содержащихся в СОШ закрытого типа, можно подразделить на следующие группы: Ø Подростки, имеющие правильные взгляды и убеждения, совершившие правонарушение неумышленно, по неосторожности; Ø Подростки с некоторым грузом ошибочных взглядов и убеждений в сознании, противоречий в мировоззрении; Ø Подростки с явно асоциальными по своей сущности взглядами и убеждениями, отличающимися неустойчивостью; Ø Подростки с явно асоциальными по своей сущности взглядами и убеждениями, отличающимися устойчивостью и постоянством. Воспитательная работа в интернате закрытого типа располагает достаточным арсеналом опробованных средств воздействия на сознание подростков. Это: лекции, доклады на правовые, моральные и другие темы, индивидуальные и групповые беседы, тематические вечера, диспуты, вечера вопросов и ответов и т. д. Все это многообразие средств воспитательной работы направлено на переубеждение подростков, на устранение дефектов в их сознании, на формирование правильного мировоззрения. Наиболее распространенными формами воспитательной работы являются: Ø трудовое воспитание; Ø разъяснение законодательства; Ø индивидуальная воспитательная работа; Ø культурно-массовая и спортивно-физкультурная работа. Таким образом, главной задачей воспитательной работы с психологической точки зрения является воздействие на сознание подростка с целью устранения дефектных взглядов, убеждений и замены их научным мировоззрением, отвечающим требованиям нашего общества. Социально-психологические требования к организации и проведению воспитательной работы, с подростками им важнейшим требованием к организации и проведению воспитательной работы в интернате закрытого типа следует считать необходимость учитывать социально-психологические изменения, происшедшие в обществе и контингенте подростков за последние годы: ü Большое влияние на человека в обществе, в том числе и на подростка, оказывают средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, кино и т. д.); ü Происходит процесс омоложения контингента осужденных: проведенные социологические исследования показывают, что 80,2 % подростков составляют лица в возрасте от 13 до 14 лет;
ü На правонарушителей оказывают влияние изменения, происходящие в социальной среде. Обязательно надо выделить направления работы соц педагога в таких учреждения!!! Таким образом, в настоящее время в обществе произошли существенные изменения, которые привели к качественным изменениям в контингенте подростков. Все это настоятельно требует совершенствования средств и методов воспитательной работы в интернате закрытого типа, призванных активно воздействовать на ум, чувства и волю подростков. Безусловно, воспитательная работа, прежде всего, обращена к сознанию подростков, однако если в процессе воспитательной работы затронуты чувства подростка, то воспринятое содержание, знания быстрее превращаются в убеждения. Немаловажное значение в этом плане имеет эмоциональная подготовка аудитории к проведению того или иного воспитательного мероприятия.
Заключение Итак,цель работы можно считать достигнутой, в ходе ее выполнения были рассмотрены особенности работы с воспитанниками закрытых интернатных учреждений для детей с девиантным поведением. Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи: изучена сущность девиантного поведения; рассмотрены виды и типы девиантного поведения; выявлены причины девиантного поведения; рассмотрены особенности подростков с девиантным поведением; изучены проявления девиантного поведения; рассмотрены психологические особенности детей с девиантным поведением; рассмотрены особенности социально-педагогической деятельности в закрытом учреждении для подростков с девиантным поведением; изучено типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей с девиантным поведением. Девиантное поведение, или другими словами отклоняющееся поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Отклонения в поведении проявляются в разнообразной форме. Что является нормой, а что отклонением от нее – не всегда очевидно. Доступным инструментом анализа отклоняющегося поведения школьников является типология ДП. Эффективная коррекционная работа и дальнейшая судьба ребенка во многом зависят от того, насколько педагоги и психологи осведомлены о характере отклонений в поведении воспитанника. Существует пять уровней отклонения поведения: I – первичный; II - рецидивно-некриминальный; III – асоциальный; IV – предпреступный; V - рецидивно-криминальный.
Причины девиантного поведения: гипопротекци, потворствующая гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи. Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств, которые в свою очередь, свидетельствуют о наличии эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны следующие особенности эмоционально-волевой сферы: повышенная тревожность; дефектность целостной системы (особенно в области целей и смысла жизни); импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность; конфликтность. Все основные виды девиантного поведения необходимо рассматривать как поведение по своей сути разрушительное, которые различаются лишь по направленности и форме агрессивных действий. Для детей ведущим мотивом деятельности становится стремление к избеганию неудач, желание заслужить похвалу, одобрение взрослых, что сопровождается страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность, повышает уровень тревожности. Испытывая меньше положительных эмоций от посещения школы, неудачи в учебной деятельности, проблемы общения со взрослыми и сверстниками, школьники данной группы особенно нуждаются в поддержке, внимании со стороны взрослых. К основным задачам воспитательной работы пенитенциарная психология относит: гражданское и нравственное переориентирование подростков; формирование нового законопослушного мировоззрения, совести; формирование установки на исправление и перевоспитание. Содержание и методы воспитательной работы в интернате закрытого типа во многом определяются особенностью сознания и мировоззрения различных групп подростков. Воспитательная работа в интернате закрытого типа располагает достаточным арсеналом опробованных средств воздействия на сознание подростков. Это: лекции, доклады на правовые, моральные и другие темы, индивидуальные и групповые беседы, тематические вечера, диспуты
Список использованной литературы 1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 2007. – 250 с. 2. Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних / по материалам США и Великобритании / диссертация на соискание ученой степени к. п. н. – Рязань, 2010. – 190 с. 3. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. – СПб.: Каро, 2007. – 144 с. 4. Гилинский Я.И. Девиантология: социология девиантности и социального контроля // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 19-20 октября 2007. — Краснодар: Краснодар. Ун-т МВД России, 2008. — С. 43-46. 5. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) // Социологические исследования. — 2009. — № 8(304). — С. 70-73. 6. Гонеев А.Ю., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2009. - 280 с. 7. Грошева Р.Н. Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура / Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2008. – 320с. 8. Дозорцева Е.Г., Качаева М.А., Морозова Е.И., Терехина С.А. и др. / Отчет по проекту «Разработка методов диагностики и психокоррекции последствий психологических травм у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений». – М.: Академия, 2008. - 85 с. 9. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2007. — 288 с. 10. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 с. 11. Кондратьев М.Ю., Крушельницкая О.Б., Нечаева С.Л., Швыкин Н.Н. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве (материал по результатам смотра «Учебный округ – 09»). http://www.psyedu/view.php?id=202. 12. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. – СПб.: Мемориал, 2009. -176с. 13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л: Медицина, 2006. — 256 с. 14. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. — М.: МПГУ, 2010. — 20с. 15. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с. 16. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. — М.: МЕД-пресс, 2011. — 432 с. 17. Мизина Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога / Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов. – Ставрополь, 2008. – С. 37-40. 18. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с. 19. Научно-методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Вестник образования России. – 2009. - № 17. – С. 23-35. 20. Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. — 2007. — Т. 8. — № 4. — С. 92–102. 21. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. Практическое руководство. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 152 с. 22. Райфшнайдер Т.Ю. Критерии девиантного поведения подростков-учащихся школ / Вестник Университета/ Государственный университет управления. – М.: ГУУ – 2008. - № 5 (43). – С. 119-121. 23. Райфшнайдер Т.Ю. Организация и проектирование деятельности по осуществлению психолого-педагогической поддержки девиантных подростков в общеобразовательной школе / Материалы 3-й всероссийской научно-практической заочной конференции «Менеджмент в образовании. Опыт. Перспективы. Проблемы». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – С. 52-58. 24. Райфшнайдер Т.Ю. Условия и факторы формирования отклоняющегося поведения подростков ∕Вестник Университета/ Государственный университет управления. – М.: ГУУ – 2007. - №8 (34). – С.182-186. 25. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: МПСИ, 2005. – 96с. 26. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 2006. — 320 с. 27. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг–поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / обозр. психит. и мед. психол. - 2005. - №1. – С.37-46. 28. Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды. – М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. – 432 с. 29. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (изменения, внесенные Федеральным законом от 12.11.2012 N 185-ФЗ, вступили в силу с 1 декабря 2012 года. Документ утрачивает силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.). [1] [2] [3] [4] [5] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.- с [6] Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире). - Новосибирск, 1990. - С. 72.
[8] Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004, с — 192 с. [9] Гилинский Я.И. Девиантология: социология девиантности и социального контроля // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 19-20 октября 2007 г. - Краснодар: Краснодар. Ун-т МВД России, 2008. - С. 43-46. [10] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. - М.: МЕДпресс, 2001 [11] [12] ссылка [13] [14] [15] [16]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|