Цели общеевропейской системы трансфера и накопления кредитов
Целью создания общеевропейской системы трансфера и накопления кредитов являются: • Предоставить возможность студентам (гражданам, работодателям и т.п.) Европы получить глубокое понимание относительно полного набора и взаимосвязей между существующими на национальных на региональных уровнях квалификационным уровням высшего образования. • Содействовать обеспечению доступа, гибкости, мобильности, сотрудничеству, прозрачности, взаимопризнанию и интеграции между учебными системами европейских стран. • Сохранить разнообразие образовательных программ и методов их реализации, и тем самым - академическую автономию на национальном, локальном и региональном уровнях, а также на уровне отдельного учебного заведения. • Повысить конкурентоспособность и эффективность европейской системы высшего образования. Суть общеевропейской системы трансфера и накопления кредитов В целом общеевропейская система трансфера и накопления кредитов должна обеспечивать прозрачность и взаимосвязь между различными образовательными системами. Поэтому она должна иметь следующие основные характеристики: • Возможность применения для всех секторов и уровней высшего образования. • Охватывать все формы обучения. • Возможность выхода на рынок труда с разных уровней. • Возможность согласования с другими, европейскими образовательными системами. • Способствовать мобильности студентов, граждан и их квалификаций. • Способствовать использованию учебных технологий, ориентированных на студента. • Позволять признание и зачисление предыдущего образования и предыдущего практического опыта; • Способствовать интеграции новых программ и методов обучения;
• Обеспечить четкое определение уровней и типов кредитов. • Сохранять национальную и институциональную академическую автономию. Общеевропейская система трансфера и накопления кредитов должна обеспечить кредитное измерение во всех типах учебных программ, а не только быть системой перезачета кредитов для студентов стационарной формы обучения, как это было в ECTS I. Кредиты в общеевропейской системе • Кредиты являются лишь системой для выражения эквивалентности (объема) выполняемой учебной работы. • Кредиты присваиваются только за успешные результаты обучения. • Кредиты, присвоенные одним учебным заведением, могут быть зачислены другим заведением, но окончательное решение всегда остается за учебным заведением, к которому студент обращается с просьбой о перезачете. • Кредиты исчисляются, исходя из постулата о 60-кредитном измерении одного года обучения, но эта мера есть достаточно приближенной, и требует дальнейшего уточнения. • Связывание кредитов с компетенциями и результатами обучения облегчает возможность их сравнения. • Все возрастающая важность неформального (практическая работа) и неинституционного (жизненный опыт) обучения, которые признаются европейской системой аккредитации предыдущего практического обучения (APEL), подчеркивает важность сочетания обоих подходов: временного и основанного на компетенциях. Кредиты и их уровни • Кредитные уровни предоставляют информацию о сложности, творчестве и глубине обучения, что делает возможным определение степени выполнения учебной программы в рамках квалификации или уровня обучения. • Рекомендуется, чтобы существующие национальные и региональные кредитные системы давали объяснения относительно собственных определений уровней, используя Приложение к диплому, Описание учебных достижений и другие инструменты.
Кредиты и обеспечения качества • Важно совместить кредиты с механизмами обеспечения качества, что повышает практическую ценность первых, превращая их в общеевропейскую “валюту”. • Для обеспечения качества является необходимым связывание кредитов с академическими стандартами, критериями оценивания, результатами и методами обучения. • Доверие к качеству кредитов на международном уровне является возможной лишь в случае, когда национальные механизмы обеспечения качества являются строго определенными, открытыми, прозрачными и эффективными. Таким образом: • поддержка мобильности и перезачета кредитов между различными секторами (университетский - не университетский) на национальном и международном уровнях; • поддержка процессов перезачета кредитов между различной учебной средой (дистанционное обучение, самообучение, практика); • совершенствование прозрачности квалификаций и уровней обучения (вместе с Приложением к диплому); • содействие доступу на рынок труда являются основными задачами второй фазы ECTS в свете реализации принципов Болонской декларации и создания условий для повышения конкурентоспособности общего Европейского образовательного пространства.
Вопросы для самоконтроля 1. Причины внедрения Болонского процесса в Украине. 2. Раскрыть содержание кредитно-модульной системы. 3. Значение и роль координатора и консультанта в ECTS. 4. Цель, суть общеевропейской системы трансфера и накопления кредитов. 5. Кредит как система контроля знаний.
Раздел 6
Тема 16. Сущность процесса глобализации План: 1. Сущность процесса глобализации и его признаки. Одним из основных признаков современного развития мирового хозяйства является развертывание процессов глобализации, которые оказывают существенное влияние на систему международных экономических отношений, трансформируют направления и определяют тенденции развития национальных экономик.
Глобализация (от англ. “globe” - земной шар) - сложный, многогранный процесс, который имеет множество проявлений и включает много проблем. Именно это делает проблематичным дать единственное, однозначно сформулированное определение глобализации, которое охватило все стороны этого крайне сложного явления, имеет планетарные масштабы. Существуют следующие определения: Глобализация - длительный процесс интеграции национальных экономик мира с целью решения глобальных проблем человечества. Глобализация - сложное явление взаимозависимости экономик, что возникает в связи с обменом товаров и услуг и потоками капиталов. Глобализация - процесс, благодаря которому достижения, решения и деятельность людей в одной части земного шара оказывают значительное влияние на отдельных людей и их сообщества во всех частях мира. Глобализация - совокупность вызовов и проблем современности. Причины формирования глобализационных процессов: процесс интернационализации, который приводит к углублению сотрудничества между странами и усилению их взаимозависимости; научно-технический прогресс: появление информационных технологий, которые коренным образом меняют всю систему социально-экономических отношений, переносят на качественно новый технический уровень организационно-экономические отношения, транспортные и коммуникационные связи (снижение затрат на трансакции); обострение проблем, которые являются общими для всех людей и стран мира и являются важными с точки зрения сохранения и развития человеческой цивилизации, комплексов за национальными границами; финансовая глобализация, растущее финансовое единство и взаимозависимость финансово-экономических систем стран мира; ослабление возможностей национальных государств по формированию независимой экономической политики; расширение масштабов обмена и интенсификация процессов движения товаров, капиталов, трудовых ресурсов; создание институтов межгосударственного, международного регулирования глобальных проблем; притяжение мировой экономики к единым стандартам, ценностям, принципам функционирования.[21]
Глобализация - это объективный процесс планетарного масштаба, который имеет как прогрессивные последствия, так и негативные. К положительным мы можем отнести: распространение новых информационных технологий и связанных с ними преимуществ (сокращение времени и затрат на трансакции, улучшение условий труда и жизни); переход на ресурсосберегающие технологии; усиление внимания к важным проблемам человечества и другие. Однако, глобализация экономики - это не только выгоды от роста участия страны в мировых экономических процессах, но и высокая вероятность потерь, рост рисков. Глобализация предполагает, что страны становятся не просто взаимозависимыми по причине формирования системы международного интегрированного производства, рост объемов мировой торговли и потоков иностранных инвестиций, интенсификации движения технологических новшеств и т.д., но и более уязвимыми в отношении негативного влияния мировых хозяйственных связей. Мировая практика доказывает, что выигрыш от глобализации распределяется далеко неравномерно между странами и субъектами экономической деятельности. Итак, к негативным последствиям глобализации относятся: усиление неравномерности развития стран мира; навязывание сильными странами своей воли, нерациональной структуры хозяйства, политической и экономической зависимости. Именно поэтому, глобализация как противоречивый процесс, требует регулирования на национальном и межгосударственном уровнях. [15] Финансовая глобализация Глобализация превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, субъекты которого взаимосвязаны единой системой финансово-экономических отношений. Одной из самых ярких форм проявления процесса глобализации является взрывоподобный рост в последние годы мирового финансового рынка, финансовых трансакций, совершаемых между различными субъектами мировых хозяйственных связей. Если в 1978 г. ежедневный объем операций по покупке-продаже иностранных валют составлял 15 млрд. долл. США, в 1992 г. - 880 млрд.. то в 2011 г. этот показатель увеличился до 1,2 трлн. американских долларов. Зарубежные операции американских, немецких и японских инвесторов с ценными бумагами выросли с менее чем 10% ВВП в 1980 г. в соответствии 135,170 и 80% в ВВП в 1993 г. Главными субъектами международного финансового рынка выступают пенсионные и совместные фонды, страховые компании и трасты, транснациональные банки. Толчком для такого бурного развития международных финансовых потоков стала существенная либерализация валютных рынков, валютного регулирования. Уже в конце 40-х - начале 50-х годов возник рынок евродолларов на базе долларовых авуаров бывшего СССР, которые размещались, в частности, в Московском народном банке в Лондоне и поэтому не подлежали правилам валютного регулирования в соответствии с законодательством США и Великобритании. В дальнейшем содержание понятия “евродоларовий рынок” расширился, и сейчас оно охватывает любые операции с национальной валютой за пределами страны. [17]
К началу 1980 г. в мировой экономической системе сформировалась мировая финансовая сеть, объединившая ведущие финансовые центры разных стран через их главные финансовые центры: Нью-Йорк и Чикаго в Америке, Лондон, Цюрих, Франкфурт, Париж, Амстердам в Европе, Гонконг, Токио, Багамские и Каймановы острова, Сингапур, Бахрейн в Азии. Эти центры оперируют с космополитизованными финансовыми активами, которые потеряли национальную принадлежность и направляются а районы благоприятной хозяйственной конъюнктуры. Лондон, Нью-Йорк, Токио - на них приходится 55% мировой торговли валюты (от 161 до 464 млрд. долл. в день, доллар и евро). На иностранные банки в Лондоне приходится -79%, в Нью-Йорке - 46%, в Токио - 49% торговли валютой. Сингапур, Гонконг, Цюрих, Франкфурт - 76-105 млрд. долл. Функционирование валютных рынков не останавливается ни на минуту. Свою работу в календарных сутках они начинают на Дальнем Востоке, в Новой Зеландии (Веллингтон), и проходят при этом последовательно часовые пояса - в Сиднее, Токио, Гонконге, Сингапуре, Бахрейне, Москве, Франкфурте, Лондоне и заканчивают в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Углубление интернационализации в финансовой сфере, укрепление связей между основными финансовыми центрами мира стали основой так называемой финансовой революции. Ключевые элементы финансовой революции: • углубление международной финансовой интеграции, • формирование системы международных финансовых институтов. • быстрое развитие финансовых инноваций. Ведущие страны мира - США, Великобритания, Япония значительно ослабили государственный контроль по движению капитала. Великобритания сняла этот контроль в 1979г., а в 1986г. в стране было проведено реформирование рынка акций - так называемый “большой шок”. США в 80-е годы, а Япония в 1986 г. начала либерализацию внутренних финансовых рынков. Следствием стало значительное расширение финансовых рынков этих стран, усиление взаимопроникновения национальных финансовых капиталов, которые начали более свободно передвигаться с внутренних рынков на мировые и наоборот. Особое значение приобрело формирование системы международных финансовых институтов, среди которых организациями мирового уровня есть специализированные институты ООН - Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), региональные финансовые институты, возникшие вследствие завоевания политической независимости странами “третьего мира” и необходимостью решения их экономических проблем. Международная финансовая интеграция вызвала глубокие качественные изменения в финансовых технологиях. Появились новые финансовые инструменты. Ускорение потоков капиталов происходит также благодаря внедрению новейших технологий в области телекоммуникаций. Финансовая инновация - это создание новых финансовых инструментов и технологий. Новые финансовые технологии – это инвестиционные фонды открытого типа, которые вкладывают средства только в краткосрочные обязательства денежного рынка; банковские автоматы (автоматы, выполняющие различные банковские операции); производные ценные бумаги и т п. Новые (относительно) финансовые инструменты – это евродолларовые депозитные сертификаты, еврооблигации с нулевым купоном, синдицированные кредиты в евровалюте, ставка процента, квоты и краткосрочные обязательства с переменным процентом. Финансовый инжиниринг (около 1991г. появился этот термин) - это развитие и творческое применение финансовых технологий для решения финансовых проблем и использования финансовых возможностей.[26]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|