Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Черноморское экономическое сообщество




Развитие сотрудничества между странами Черноморского региона стало возможным благодаря эпохальным изменениям в политико-экономической структуре Европейского континента, восстановлению и укреплению государственности многих стран региона, распространению демократических принципов.

Начало новой эры в жизни Черноморского региона началось 25 июня 1992 года, когда главы государств одиннадцати стран - участниц (Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Грузии, Греции, Молдавии, Румынии, России, Турции и Украины) приняли "Босфорское Заявление" и подписали в Стамбуле (Турция) "Стамбульскую Декларацию" Черноморское экономическое сотрудничество (The Black Sea Economic Cooperation).

ЧЭС основано на принципах, изложенных в Хельсинкском заключительном акте, Парижской хартии для новой Европы и на таких общественных ценностях, как права и свободы человека , процветания государств благодаря обеспечению экономических свобод, социального равенства и безопасности для всех стран-участниц ЧЭС. Принципы, закрепленные в Декларации о ЧЭС, были вновь провозглашенные в заявлении, принятом на встрече на высшем уровне стран-участниц ЧЭС, которая состоялась 30 июня 1995 года в Бухаресте, и в Декларации, принятой на встрече глав государств (или правительств) стран-участниц ЧЭС 25 октября 1996 года в Москве. Все цели и принципы, задекларированные в этих трех документах, полностью соответствуют положениям Устава ООН.

Декларация определила приоритетные направления и основные механизмы взаимодействия в рамках ЧЭС, такие как: упрощение визового режима; приведение к общему знаменателю таможенных правил и инструкций; унификация налогового режима; поощрение развития сотрудничества в различных отраслях деятельности стран-участниц ЧЭС, которые представляют обоюдный интерес.

География ЧЭС уже вышла за пределы Черноморского региона. Ряду стран, которые не относятся к Черноморскому региону такие, как Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словацкая Республика и Тунис, уже предоставлены права участия в качестве наблюдателей в ЧЭС.

В соответствии с положениями основного документа ЧЭС - Стамбульской декларации 1992 года - его участником может стать любое государство, которое разделяет цели и принципы сотрудничества, закрепленные в данной декларации. Статус наблюдателя - самостоятельный, и рассматривается в качестве промежуточного, предшествующего получению статуса полноправного участника. Вопрос принятия к ЧЭС и предоставления статуса наблюдателя решается консенсусом.



Основная задача черноморской интеграции заключается в создании режима свободного движения товаров, услуг и капиталов с целью расширения производственной кооперации и совместного предпринимательства. Для этого, в первую очередь, предусматривается модернизация и создание инфраструктурных объектов (транспортных и информационных коммуникаций), создание сети банков и центров делового сотрудничества, международных инновационных фондов. Актуальной задачей является создание международного экологического центра, включая научные исследования, экологическое образование и обмен информацией. Экономической интеграции также будет способствовать организация подготовки кадров для рыночной экономики (международные бизнес - школы, колледжи, деловой туризм). Ожидается также, что новая, более жизнеспособная экономическая среда региона облегчит поиск путей политического решения конфликтов. Модель ЧЭС отмечает улучшение отношений между деловыми кругами стран-участниц, содействует прямым контактам между предприятиями, компаниями и фирмами не только государств-участниц ЧЭС, но и стран за пределами группировки.

Специфичность ЧЭС:

• ЧЭС как потенциально емкий внутренний рынок со значительным научно-техническим потенциалом имеет перспективу стать ключевым местом торговли между Европой, Ближним Востоком и Азией;

• то первое крупное интеграционное объединение стран постконфронта­ционного развития мировой экономики, которое может совместить государства, что до последнего времени развивались, имея различные политические и экономические устрои;

• в состав ЧЭС вошли новые независимые страны - бывшие республики СССР, которые впервые делают попытку интегрироваться на определенной организационной основе без явного доминирования России, в отличие, например, от экономического союза на основе СНГ. Кроме того, участие в ЧЭС и России, и других бывших республик СССР придает характерный колорит взаимоотношениям между странами-участницами.

Для успешного решения задач, стоящих перед ЧЭС, необходим более эффективный организационный механизм, который обеспечит в комплексе работу всех его органов. Сегодня в ЧЭС сформированы и функционируют более 11 рабочих групп, в том числе по торговле и промышленному сотрудничеству, банковскому делу и финансам, статистике, транспорту, связи, энергетики, науки и техники, экологии, сельского хозяйства, туризма и других вопросов. Организационное обеспечение ЧЭС возложено на Международный секретариат, который находится в Стамбуле.

Основные задачи и направления причерноморского сотрудничества:

• создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рамки производственной кооперации и совместных инвестиций в сфере взаимных интересов;

• формирование инфраструктуры бизнеса через создание и развитие совместных финансовых и информационных сетей;

• совместное строительство объектов транспортной инфраструктуры, переход на современные транспортно-перегрузочные и складские технологии, развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества;

• комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря;

• сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, в деле рационального энергопотребления, в том числе совместное финансирование энергетических объектов, строительство газо - и нефтепроводов, модернизация нефтеперерабатывающих предприятий, строительство терминалов на берегу Черного моря для приема нефти и газа, ввода в действие новых и реконструкция действующих угольных предприятий с введением нового поколения горных машин, развития работ по использованию нетрадиционных источников энергии;

• реализация совместных проектов относительно технологического переоснащения металлургических производств стран-участниц;

• сотрудничество в агропромышленном комплексе ЧЕС, в том числе путем производства техники для фермерских хозяйств, переработки кожсырья; выращивание и переработка некоторых сортов зерновых;

• развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;

• участие в конверсии оборонной промышленности по переводу ее на массовое производство высококачественных конкурентоспособных товаров на базе разукрупнения, демонополизации и приватизации предприятий;

• развитие современной системы телекоммуникаций, в частности реализация проекта строительства оптико-волоконной линии связи между Турцией, Болгарией, Румынией и Украиной;

• кооперация в развитии унифицированной таможенной системы и выработка эффективного механизма взаимных расчетов с возможной ориентацией на создание в будущем Черноморского платежного союза;

• сотрудничество в развитии процессов приватизации предприятий, стимулирование малого и среднего бизнеса и т.д.

 

Содружество Независимых Государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств было создано в качестве регионального сообщества государств в соответствии с подписанным в Минске соглашением о создании СНГ, Алма-Атинской декларацией и протоколом Минского соглашения.

Цели:
• обязательное выполнение взятых на себя в рамках СНГ международных обязанностей;

• невмешательство во внутренние дела;

• соблюдение территориальной целостности и неприкосновенность границ СНГ;

• обязательное соблюдение международных норм в области прав человека и основных принципов в отношении прав национальных меньшинств;

• объективное представление общественно-политической жизни в средствах массовой информации государств-членов, недопущения распространения сообщений, которые могут вызвать межнациональные конфликты;

• запрещение деятельности политических партий и группировок, основанные на идеях фашизма, расизма, международных конфликтах и т.п.

Члены: Азербайджан, Армения, Республика Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

С момента подписания Договора о создании СНГ разрабатывались вопросы по организации сотрудничества, прежде всего по внешней, экономической и финансовой политике.

1993 г. страны-члены подписали соглашение о создании Экономического союза, которым предусматривалось свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, реализация скоординированной политики (денежная и кредитная системы, цены и налоги, бюджетные вопросы, таможенная и валютная сферы), поддержка свободного предпринимательства, содействие совместному производству и координация хозяйственного законодательства.

Главными целями Экономического союза определены:

• формирование условий стабильного развития экономик стран-участниц; поэтапное создание общего (общего) экономического пространства на основе рыночных отношений;

• обеспечение равных возможностей для всех хозяйствующих субъектов;

• реализация совместных экономических проектов; решение актуальных социально-экономических задач. Договоренности стран в рамках Экономического союза СНГ ориентированные на поэтапное обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В частности, перспективным планом интеграционного развития СНГ предусматривается создание зоны свободной торговли; таможенного и платежного союзов. С 1994 г. действует Межгосударственный экономический комитет (МЭК), в президиум которого вошли вице-премьеры стран-участниц. Рабочим органом МЭК является Коллегия с уполномоченными представителями от каждой страны. Самая большая интеграционная динамика присуща взаимоотношениям России, Беларуси и Казахстана (договор 1994 - 1995 гг. о свободной торговле и таможенный союз) с подключением Туркменистана и Узбекистана.

Распад СССР и разрыв единого экономического пространства способствовали углублению и без того тяжелого экономического кризиса, который переживали страны СНГ. По оценкам, от налаживания и поддержания взаимных интеграционных связей в России зависит 30-35% объема национального производства промышленной продукции. Украина в случае разрыва таких связей теряет 80-85% объема промышленного производства. Экономические преобразования, проводимые в новых независимых государствах, породили необходимость разработки нового рыночного механизма поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях необходимо координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ. Формирование новой региональной системы взаимных связей сейчас возможно лишь на основе нового экономического механизма взаимодействия, что отвечает новому, суверенному статусу стран Содружества. Такой механизм находится пока на стадии становления, и это объясняется отсутствием качественных представлений о реальном потенциале межгосударственных связей в СНГ.

Успешное проведение экономических преобразований в странах СНГ невозможно без разработки и осуществления скоординированной реформы законодательства. Если участники СНГ желают оживить торговлю, стимулировать капиталовложения, их законодательство должно стать не только привлекательным для бизнеса, но и унифицированным. Сейчас отдельные части законодательства стран-участниц не соответствуют друг другу, а законы и реальность разделенные бездной. Проблема усугубляется несогласованностью различных зарубежных рекомендаций. Эти тенденции могут привести к несовместимости законодательных систем стран СНГ. Обеспечение правовой базы интеграционных мероприятий требует существенного увеличения роли Межпарламентской Ассамблеи как органа, призванного разрабатывать модельные законодательные акты и добиваться сближения действующего законодательства государств, подписавших Соглашение об Экономическом Союзе.

 

Проблемы создания свободных экономических зон

Важным фактором стимулирования иностранного инвестирования национальной экономики является создание свободных экономических зон и введения специального режима инвестиционной деятельности. Известно, что на сегодня мировое экономическое пространство насчитывает более тысячи свободных зон различных типов, в которых производится и через которые проходит более 15% мирового товарооборота. В таких зонах устанавливается специальный таможенный налоговый и прочие режимы экономической деятельности. Свободные экономические зоны могут быть опорной базой для становления иностранных инвесторов.

В зарубежной практике “свободные экономические зоны” есть, как правило, небольшими территориальными анклавами с особо благоприятным для деятельности иностранного капитала, слабо связанными с национальным рынком и ориентированными преимущественно на развитие экспорта.

Американские экономисты М. Фразье и Г. Рэй различают три основные стадии в эволюции свободных экономических зон: складские и транзитные зоны; промышленные свободные (экспортно-производственные зоны; комплексные зоны свободного предпринимательства (свободные порты, специальные экономические зоны и зоны обработки информации). Такие зоны с самого начала отличались своеобразной коммерческой “экстерриториальностью”: беспошлинным ввозом и вывозом (кроме товаров, предназначенных для потребления в той самой стране), облегченным пользованием разнообразными удобствами - для складирования, упаковки и т.д.

Современное разнообразие свободных экономических зон выражается в богатстве терминов, которыми эти зоны обозначаются. Применяемая терминология достаточно разнообразна: в последнее время используется более 20 терминов для обозначения того, что известно как экспортные зоны. Так, в литературе можно встретить такие синонимы: таможенная зона, свободная таможенная зона, свободная таможенная экспортно-ориентированная зона, свободная экспортная зона, внешнеторговая зона, свободная экономическая зона, свободная производственная зона, свободная торговая зона, промышленная экспортно-ориентированная зона, инвестиционная зона, зона совместных предприятий, льготная экспортная зона, специальная экономическая зона, беспошлинная торговая зона и т.д. Это обусловлено тем, что любая организационная технологическая или социальная новация требует появления новой номинации, а также тем, что каждая новация в меру своего развития и распространения приобретает новые черты и неопределенных оттенков.

Классические модели СЭЗ, используемые за рубежом, удовлетворяют потребности этих стран лишь частично. Они концептуально требуют корректировки и подчинение деятельности СЭЗ решению не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач этих стран.

Сохраняя в целесообразных пределах экспортную ориентацию, СЭЗ для стран с переходной экономикой в то же время призваны:

• работать на внутренний рынок страны, способствуя насыщению его передовой технологией и высококачественными товарами;

• служить для страны центром освоения и распространения зарубежного управленческого опыта, полигоном для проверки новых форм хозяйствования;

• функционируя в экономике страны не анклавно, а как ее неотъемлемая составляющая, предусматривать благоприятный режим не только для иностранных инвесторов, но и для национальных предприятий.

Свободные экономические зоны могут располагаться не только в приграничных, но и глубинных районах страны, достигая значительных территориальных размеров.

Зоны становятся хозяйственными, а не политическими образованиями. Их конфигурация и границы определяются экономической целесообразностью, а территория остается частью суверенной территории государства. В зоне действует национальное законодательство, коррективы к нему могут касаться только хозяйственных и социальных вопросов и фиксируются в постановлении о создании зоны.

Мировая практика и местные потребности являются факторами, которые определяют различия подходов к созданию зон с учетом местных особенностей и приоритетов. Учитывая экономические задачи и специфические черты, зоны могут иметь как комплексный (многоотраслевой), так и специализированный характер. Специализированные зоны могут создаваться как таможенные зоны (складирования и обработки грузов внешней торговли), технополисы (для разработки и внедрения новых технологий), транзитные зоны и др.
Мировая практика уже убедительно доказала выгодность для стран, которые интегрируются в мировое экономическое пространство, создание СЭЗ. Чрезвычайно актуальным является создание специальных экономических зон и для Украины, поскольку высокие налоги и значительный риск создают препятствия развитию внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций.

Основными предпосылками для создания свободных экономических зон есть: близость зон к государственной границе; благоприятное транспортно-географическое расположение; наличие природных и трудовых ресурсов; выгодное геополитическое размещение.

В Украине такими характеристиками обладают регионы, граничащие с Россией, Молдовой, Румынией, курортные города Республики Крым, Черноморское побережье с такими городами, как Одесса, Николаев, Азовское побережье.

Внешнеэкономическая политика Украины на региональном уровне направляется на эффективное использование выгодного размещения приграничных территорий как дополнительного ресурса экономического развития.

На решение задачи создания благоприятных условий для развития экономики отдельных регионов, следовательно, в конечном счете, и экономики всей страны, направлена была целевая “Программа создания в Украине специальных (свободных) экономических зон на 1999-2001 год”.

В таких зонах создается режим специальной таможенной зоны. Согласно этого режима во внешнеторговых свободных зонах устанавливается следующий порядок ввоза (вывоза) товаров:

а) в случае ввоза товаров и других предметов (кроме подакцизных товаров) из-за границ таможенной территории Украины на территорию свободной экономической зоны для использования в пределах зоны ввозная пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются;

б) в случае вывоза товаров, которые предварительно были ввезены из-за границ таможенной территории Украины на территорию свободной экономической зоны, на таможенную территорию Украины из этой зоны налогообложения осуществляется в соответствии с законодательством Украины, как при импорте товаров в Украину;

в) в случае вывоза товаров и других предметов, произведенных или достаточно переработанных в свободной экономической зоне, с территории этой зоны за пределы территории Украины вывозная пошлина и акцизный сбор с этих товаров не взимается, а налог на добавленную стоимость взимается по нулевой ставке;

г) в случае вывоза товаров и других предметов, предварительно ввезенных из-за таможенной территории Украины на территорию свободной экономической зоны, за пределы таможенной территории Украины из этой зоны вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизный сбор не взимаются;

д) в случае вывоза товаров и других предметов (кроме подакцизных товаров) с таможенной территории на территорию свободной экономической зоны вывозная пошлина не взимается, а налог на добавленную стоимость взимается по нулевой ставке;

е) в случае вывоза товаров и других предметов на территорию свободной экономической зоны с целью транзита через территорию этой зоны таможенные сборы взимаются в соответствии с законодательством Украины;

ж) в других случаях налогообложение осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

Такие зоны будут создаваться в рамках таможенных территорий стран-членов СНГ, которые и в последующий период остаются важными торговыми партнерами Украины. Товарооборот с этими странами планируется резко увеличить, прежде всего, за счет увеличения продукции машиностроения, химической промышленности, металлургической продукции, товаров агропромышленного комплекса.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Европейский Союз и принципы его функционирования
2. Европейская ассоциация свободной торговли
3. Черноморское экономическое сообщество и его особенности
4. Содружество Независимых Государств (СНГ)
5. Необходимость создания свободных экономических зон.

 

Тема 14. Всемирная организация торговли

План:

1. Всемирная торговая организация, ее образование и роль в международной торговле.
2. Статус и сфера деятельности.
3. Цели и функции организации.
4. Организационная структура. Члены Всемирной торговой организации.
5. Принципы и основные соглашения.
6. Вступление Украины в ВТО - требование времени.
7. Влияние членства в ВТО на бизнес-среду.
8. Стратегические преимущества членства в ВТО.
9. Реформирование политики государственной помощи малому и среднему бизнесу.
10. Последствия присоединения для экономики регионов Украины.
11. Межгосударственное регулирование торговли услугами.

 

Всемирная торговая организация основана в апреле 1994 года в городе Марракеш (Марокко), где представители 123 стран мира подписали Заключительный акт Уругвайского раунда торговых переговоров и Марракешскую декларацию.

Цели деятельности ВТО определены в преамбуле Марракешского соглашения о создании ВТО. Основными из них являются: повышение уровня жизни, обеспечения полной занятости; постоянный рост доходов и спроса; расширение производства товаров и услуг и торговли ими; оптимальное использование мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития; защита и сохранение окружающей среды; обеспечения для развивающихся стран и наименее развитых стран такого участия в международной торговле, которая бы отвечала их потребностям экономического развития.

Функции ВОТ определены в статье III Марракешского Соглашения о создании ВТО. Основными из них являются:

• содействие реализации, применения, функционирования и достижению целей Марракешского соглашения и многосторонних торговых соглашений;

• обеспечение основы для реализации, применению и функционированию многосторонних торговых соглашений;

• форум для переговоров между членами ВТО в части их многосторонних торговых отношений;

• создание форума для дальнейших переговоров между ее членами в части многосторонних торговых отношений, а также основы для реализации результатов таких переговоров;

• реализация договоренностей о правилах и процедурах урегулирования споров между членами ВТО;

• реализация механизма пересмотра торговой политики.

Организационная структура

Конференция Министров. На основании положений статьи IV Марракешского соглашения о создании Мировой организации торговли было образовано высший орган ВТО - Конференцию Министров, которая выполняет функции ВТО как международной организации и проводит все необходимые для этого меры.

Конференция Министров состоит из представителей всех членов ВТО - по одному от каждого государства - члена ВТО. Европейский Союз является отдельным самостоятельным членом ВТО наравне со всеми государствами, входящими в его состав. Конференция Министров имеет право принимать решения по всем вопросам, которые регулируются многосторонними соглашениями ВТО.

Генеральный Совет. В состав Генерального совета входит по одному представителю от каждой страны-члена ВТО. Как правило, в роли представителей членов ВТО выступают послы или главы представительств государств при ВТО. Заседания Генерального совета проводятся 8-10 раз в год в штаб-квартире ВТО в Женеве.

Совет по торговле товарами. Основной функцией Совета по торговле товарами является осуществление надзора за функционированием многосторонних торговых соглашений.

Совет по торговле услугами. Основными функциями Совета по торговле услугами является надзор за исполнением положений Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). По состоянию на май 2003 г. созданы вспомогательные органы совета по торговле услугами: комитет по торговле финансовыми услугами; комитет из специфических обязательств; рабочие группы по внутреннему регулированию правил ГАТС.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Основными функциями Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности является надзор за исполнением положений Генерального соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, предоставление консультаций и помощи членам ВТО и взаимодействие с Всемирной организацией интеллектуальной собственности. На данный момент вспомогательных органов Совет не имеет.

Генеральный директор и Секретариат. Согласно Марракешскому соглашению о создании ВТО для обеспечения ее деятельности создается секретариат, возглавляемый Генеральным директором, который избирается на трехлетний срок конференцией министров.

Генеральный директор назначает сотрудников Секретариата, устанавливает их обязанности и условия труда. В 2006 г. общее количество штатных сотрудников Секретариата ВТО составляло 550 человек.

Марракешское соглашение четко устанавливает круг обязанностей Генерального директора и сотрудников Секретариата. Сотрудники Секретариата пользуются предусмотренными международным правом иммунитетом и привилегиями. В то же время сотрудники Секретариата не имеют права получать инструкции и консультироваться с правительствами или органами вне ВТО.

 

Принципы и основные соглашения ВТО

Страны - члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на своих собственных рынках. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наибольшего благоприятствования (РНБ), благодаря которому страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, благодаря которому импорт после уплаты всех таможенных платежей не может подвергаться дискриминации на внутреннем рынке по сравнению с отечественными товарами.

Основные правила, и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, касающихся торговли товарами и услугами, а также торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, разрешения споров и механизма обзора торговой политики.

Основой правовой системы ВТО есть три базовые соглашения, определяющие правила международной торговли товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности:

• Генеральное соглашение по тарифам и торговле;

• Генеральное соглашение по торговле услугами;

• Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Правила торговли товарами дополнительно определяются соглашениями, которые являются обязательными к исполнению всеми странами - членами ВТО:

• Соглашение о сельском хозяйстве;

• Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мероприятий;

• Соглашение о технических барьерах в торговле;

• Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах;

• Соглашение об антидемпинговых пошлинах;

• Соглашение об оценке товаров для таможенных целей;

• Соглашение о передотгрузочную инспекцию;

• Соглашение о правила определения происхождения;

• Соглашение о процедурах лицензирования импорта;

• Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах;

• Соглашение о защитных мерах.

Для разрешения споров, возникающих между странами в случае невыполнения требований соглашений ВТО, создан специальный орган, действующий в соответствии с договоренностью о правилах и процедурах урегулирования споров.

Для постоянного мониторинга состояния соблюдения требований соглашений странами - членами ВТО введен механизм обзора торговой политики, которым предусмотрено предоставление регулярных отчетов странами - членами ВТО о состоянии торгового режима.

 

Правила торговли товарами

Генеральное соглашение по тарифам и торговле в новой редакции 1994 г. является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Это соглашение дополняют соглашения, касающиеся сектора сельского хозяйства, а также отдельных сфер, например, государственной торговли, стандартов, субсидий, антидемпинговых мер.

Кроме применения РНБ и национального режима, более свободный доступ на рынок обеспечивается также путем отмены количественных ограничений импорта (квот) на пользу таможенных тарифов, что является более эффективным средством регулирования товарооборота, а также обеспечивает гласность и прозрачность торговых режимов стран-участниц.

Сферой регулирования Соглашения о сельском хозяйстве является торговля первичной сельскохозяйственной продукцией и товарами, что является результатом ее переработки. Соглашение определяет три основные сферы, в отношении которых члены ВТО принимают на себя обязательства: доступ к внутреннему рынку, внутренняя поддержка сельского хозяйства и экспортные субсидии. В частности, применение нетарифных мер как метода регулирования торговли должно быть исключено, а всем нетарифным барьерам должно быть определено тарифный эквивалент. Соглашение требует от стран принятия обязательства по сокращению внутренней поддержки сельского хозяйства в той части, что оказывает негативное влияние на торговлю (например, экспортные субсидии).

 

Санитарные и фитосанитарные меры

Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах имеет целью способствовать использованию этих мероприятий таким образом, чтобы они обеспечивали защиту здоровья людей, растений и животных и при этом не приводили к неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли.

Соглашение предусматривает гармонизацию членами ВТО национальных санитарных и фитосанитарных мер на основе международных стандартов, инструкции и рекомендаций, разработанных международными организациями (Комиссией "Кодекс Алиментариус", Международным эпизоотическим бюро, Международной конвенцией по защите растений). Соглашением допускается установление страной-членом ВТО санитарных и фитосанитарных мер с целью достижения надлежащего уровня защиты, который может превышать международные требования, при условии наличия объективного научного обоснования таких мероприятий, и если они не существенно ограничивают международную торговлю.

 

Правила определения происхождения товаров

Соглашение обязывает страны-участницы ВТО гармонизировать национальные правила происхождения товаров и использовать их таким образом, чтобы не создавать дополнительных препятствий для международной торговли. Правила определения происхождения используются при применении режима наибольшего благоприятствования, антидемпинговых и компенсационных пошлин, защитных мер, а также любых других количественных ограничений и тарифных квот. Они также используются при применении любых других количественных ограничений и тарифных квот при осуществлении государственных закупок и в торговой политике. Положения договора определяют, что в основу правил определения происхождения товаров положен принцип применения только такой информации, что свидетельствует о происхождении товаров, а не отрицает его. Соглашение предусматривает продолжение переговоров в этой сфере.

 

Субсидии и компенсационные меры

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (Соглашение СКУ) определяет общие принципы предоставления и использования субсидий на производство промышленных (несельскохозяйственных) товаров, а также процедуры применения компенсационных мер в случае нарушения членами ВТО этих правил, ее целью является ограничение использования субсидий, которые оказывают негативное влияние на международную торговлю и искажают конкуренцию. Соглашение содержит определения термина "субсидии" и понятие "адресности" субсидии. В зависимости от степени негативного воздействия различных субсидий на конкуренцию и международную торговлю Соглашение определяет различные категории субсидий и соответствующие нормы их регулирования.

Соглашение СКУ регулирует использование только адресных субсидий, позволяя применения неадресных субсидий, к которым не применяются компенсационные меры. Среди адресных субсидий Соглашение выделяет запрещенные субсидии (экспортные и импортозамещаемые субсидии) и те, что дают основания для принятия компенсационных мер. Соглашение предусматривает переходный период адаптации к требованиям ВТО для стран, вступающих в ВТО, а также специальные нормы для развивающихся стран.

 

Технические барьеры в торговле

Соглашение признает право каждого члена устанавливать обязательные технические стандарты, в том числе требования в отношении упаковки и маркировки товаров, целью которых является обеспечение качества продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности. Соглашение разделяет "технические регламенты", что является обязательными требованиями, и "стандарты", которые являются добровольными требованиями. Соглашение требует от членов ВТО использовать международные стандарты как основу для разработки национальных стандартов, кроме случаев, когда международные стандарты были бы неэффективными или недостаточными для выполнения обоснованных дополнительных задач через климатические, географические или существенные технологические проблемы члена ВТО. В этом случае члены ВТО должны по требованию других членов ВТО оказывать объяснение оснований для тех технических регламентов, которые не соответствуют международным стандартам, и уведомлять Секретариат ВТО о введении такого регламента. Соглашение определяет четкие правила сертификации импортных товаров, предусматривающее взаимное признание членами ВТО процессов сертификации и самих сертификатов. Также Соглашение устанавливает обязанность каждого члена ВТО организовать на своей территории информационный центр, через который любые заинтересованные стороны могли бы получать информацию о национальные стандарты и систему стандартизации.

Защитные меры

Соглашение о защитных мерах позволяет странам ВТО временно ограничивать объемы импорта отдельных товаров, если в ходе официального расследования было установлено, что этот импорт наносит ущерб национальному товаропроизводителю. Соглашение определяет порядок введения защитных мер на основании статьи XIX ГАТТ, а также устанавливает временные рамки применения этих мер. Соглашением запрещается применение защитных мер, которые не регулируются правилами ГАТТ и требуется их устранения в течение 4 лет.

 

Правила торговли услугами





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.