Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

То, что ты не потерял, ты имеешь.2.Ты не терял рога. Отсюда вывод: Следовательно, ты имеешь рога. Ошибка здесь состоит в принятии первой посылки как истинной.




Софизм «Я лгу»

То что я сейчас говорю – ложь. Если считать это утверждение истинным, то оно оказывается ложным, что делает его истинным и так до бесконечности.

Ужин и вечное блаженство

Что лучше вечное блаженство или ужин? Рассуждение: А что может быть лучше вечного блаженства? Ничто. Но ведь ужин ещё лучше чем ничто. Отсюда ужин лучше чем вечное блаженство. Ошибка здесь в том, что одно и тоже слово «ничто» употребляется в разных смыслах.

1. Движение – вечно 2.Хождение в институт – движение.3. Вывод: Хождение в институт – вечно. Здесь ошибка в том, что в первом случае имеется в виду движение вообще, а во втором уже конкретный вид движения, который не вечен.

Сократ (470—399 гг. до н.э)

Мать Сократа была повивальной бабкой (акушеркой) и потому он любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: подобно тому, как она помогала рождаться детям, он помогает рождаться истине. Сократ разработал особый способ достиже­ния истины – майевтику (в переводе акушерское искусство): задавая собеседнику наводящие вопросы, он помогал тому самому прийти к правильному выводу. Отсюда его выражение: истина рождается в споре.

Большую часть вре­мени он посвящал беседам с учениками, с которых, в отличие от софистов, никогда не брал денег. Сократ утверждал о наличии у него некого внутреннего голоса (даймония), который ему подсказывал в важных ситуациях (возможно имелась в виду интуиция). Также он был сторонником учения о переселении душ.

Дельфийский оракул [2], отвечая на вопрос почитателя Сократа, сказал, что Сократ — самый мудрый из людей. Это очень удивило Сократа, но, поразмыслив, он пришел к выводу, что это потому, что он понимает, что мир очень сложен и многого о нём он ещё не знает, другие же не знают даже этого. Отсюда знаменитый тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Смысл этого выражения: чем больше человек знает, тем больше вопросов у него возникает.

Сократ за свою жизнь не написал ни одного произведения и объяснял это тем, что реальность всегда сложней языка её выражающего, сами слова без живого диалога не смогут передать всей тонкости истины.

В 70-летнем возрасте он был обвинен в нечестии и развращении юно­шества — за то что «выдумывает новых богов, отвергая старых». Суд приговорил его к смертной казни. Ученики подготовили побег, но он отказался бежать, говоря: «Хотя меня осудили и несправедливо, но долг гражданина — повиноваться законам». Так, он на многие века подал пример всему человечеству о необходимости подчиняться законам, ибо иначе в обществе не будет порядка, а скорей всего будет царить хаос. Последний день своей жизни он провел в философских беседах с уче­никами. Он умер, выпив чашу яда.

Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро, а что есть зло. Также он первым начал определять некоторые понятия. Например, храбрость определил как знание того, как преодолевать свой страх, а умеренность — как знание того, как обуздывать свои страсти.

Задачей философии, по Сократу, является понимание, познание того, как следует правильно жить. Он пытался обосновать, что среди всего разнообразия мнений истина всё же единственна и всеобща, она играет важную роль в человеческой жизни, практике. А потому, люди должны руководствоваться некими всеобщими принципами поведения, всеобщими нравственными нормами.

Сократ пытается показать, что для того, чтобы во всей полноте познать что-то отдельное, нужно сначала знать, понимать общее, составляющее суть всей совокупности данного рода проявлений. И уже опираясь на знание этого общего, этой сути приходить к практическим выводам по поводу рассматриваемого проявления. Например, знание сути грозы позволяет соорудить громоотвод. Таким образом, люди в своей жизнедеятельности должны опираться на знание сущности тех явлений, с которыми они имеют дело.

Сократ стремился найти нечто объективное в человеческом бытии, некие объективные, всеобщие критерии правильного поведения. Эту объективность он находит в знании о добре и зле, точнее, в умении отличить добро от зла, в понимании истинного, а также понимании ценного в поведении человека.

Сократ оказал громадное влияние на всю последую­щую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина».

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...