Платон (427—347 гг. до н.э.) – ученик Сократа
Основные труды: «Протагор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме, в большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ как идеал мудреца. Платон основал свою школу, которую назвал академией (отсюда современное название). Платон — основоположник объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях. Он развивает представление о различии видимого нами изменчивого мира чувственных вещей и сферы абсолютного, безусловного, вечного, которую он называет миром идей (духовных сущностей). При этом мир вещей оказывается лишь миром временного, несовершенного. Отсюда делается вывод об иллюзорности мира видимых вещей и подлинности мира идей (на языке Платона эйдосов). Всё многообразие и содержание вещей, по Платону, определяется идеями, которые, выступая в качестве форм, организуют бесформенную материю. Мир вещей оказывается лишь тенью мира идей. Для иллюстрации своих представлений Платон приводит «образ пещеры». Мы с вами сидим в пещере, спиной к солнечному свету и всё что мы видим – это лишь тени тех событий, которые происходят в истинном мире, вне пещеры, а мы принимаем эти тени за истинные события. Так, рядом с пещерой находится дорога, по которой проходят животные, рядом пролетают птицы, распускаются цветы, а мы, поскольку никогда не видели истинного мира, то тени этих событий принимаем за действительные события и даже даём имена этим теням, пытаемся их объяснить, предсказать какая тень появится следующей. А тех из нас, кто в этом преуспеет, мы называем мудрецами. Но мы даже не задумываемся что за видимой нами реальностью (тенями в пещере) есть настоящий, более богатый и красочный мир. А если нам расскажут об истинном мире, то мы даже не поверим в его существование, поскольку привыкли жить в пещере и нам это покажется выдумкой. Даже если бы нас вывели наружу, то нам бы слепило глаза от света, и мы предпочли бы вернуться в пещеру, посчитав настоящий мир иллюзией. Так, задача философа состоит в том, чтобы научить людей чувствовать свою ограниченность в восприятии мира и пробудить в них желание познать истинный мир. Эти представления у Платона формируются видимо от рассказов Сократа о своём Даймонии, внутреннем голосе (интуиции, дающей нужную информацию, нужные идеи в нужное время).
Царство эйдосов (идей, духовных сущностей) — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления. Наличие самих явлений грязи и преступления объясняется недостатком присутствия в этих местах благих идей чистоты, красоты и порядка. Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны к идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм. «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология — философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все происходящее в мире понимается как соответствующее каким-то природным или божественным целям, стремящееся к этим целям. Высшей в иерархии идей является одна единственная идея, которую в одних работах Платон называл идеей «Блага», а в других — идеей «Единого» (смысл этого понятия близок к понятию бога). Творцом — устроителем мира является ум-демиург (наиболее творческая ипостась бога, которая для нас была бы более понятна как космический разум или закон). Он порождает Мировую душу и организует материю, вкладывая в нее эйдосы как целесообразные причины, он же творит и других богов. Космос, по словам Платона, «живое существо, наделенное душой и умом». Тело космоса материально. Небесные тела — это боги, обладающие телом и душой. Неслучайно именно Платон вводит современные названия планет по названию древнегреческих богов. У него также впервые появляется само понятие планеты, что в переводе означает «блуждающая».
Души являются источниками движения всего, источниками энергии, как бы мы это назвали сейчас. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа попадает в царство эйдосов и пребывает там до тех пор, пока снова не вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (в том числе об истинном идеальном мире, в котором пребывала до воплощения в тело). Получается, что рождающийся человек потенциально уже все знает о мире, ему лишь нужно обнаружить в себе эти знания, проявить, вспомнить забытое. Поэтому познание отчасти связано с припоминаниями опыта души. Позже такое представление получило название «теории врожденных идей». Платон ввёл понятие идеальной, возвышенной, не телесной любви, которую затем назовут по его имени платонической. В его диалогах «Критий» и «Тимей» содержится история и характеристика легендарной цивилизации Атлантида. 2.1.7.4 Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — ученик Платона, учитель Александра Македонского. Он открыл свою философскую школу — Ликей (Лицей). Учеников и последователей Аристотеля часто называли «прогуливающимися» (перипатетиками), так как в Ликее философией принято было заниматься во время прогулок по роще. Аристотеля заслужено называют энциклопедистом Древней Греции, поскольку его работы охватывают почти все известные тогда области знания. Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др. Аристотель первым предложил и систему классификации наук. Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика» (букв. — «после физики»), так как в данном собрании сочинений она шла после книги под названием «Физика». Основные труды: «О философии». «Категории».«Физика». «О небе». «Метеорология». «История животных». «О душе». «Никомахова этика». «Политика». «Экономика».
Аристотель — основоположник европейской (классической) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение истины и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения — силлогизмов). Аристотель является дуалистом: он признает существование двух самостоятельных первоначал — материи и формы. Все вещи состоят из материи и формы (гилеморфизм). Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия — это бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах (это понятие ближе к современному о материи). Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя же есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она — источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю. Форма — это некая идеальная сущность вещи — видовая или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди, мы получаем определенный предмет — кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма — это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина. Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя. Так, кирпичи выступают по отношению к дому материей, но по отношению к глине, из которой они сделаны – выступает уже как формы этой глины. Тоже самое глина – это материя по отношению к кирпичу, но форма по отношению к земле.
Форма любой вещи является по отношению к этой вещи: ее сущностью, источником движения, причиной и целью. Первоформа, соответственно, выступает у Аристотеля в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей цели. Но первоформа — это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя. Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого» (всё гармонично взаимосвязано). Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, выполняющая функции питания, роста; животная — функции ощущения и движения; разумная — выполняет интеллектуальные функции: рассуждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души неотделимы от тела. А разумная душа возможно может существовать и отделившись от тела.
Читайте также: А. Платонов. Повесть «Котлован». Отражение эпохи великого перелома. Сюжетно-композиционная организация текста. Система персонажей. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|