Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Платон (427—347 гг. до н.э.) – ученик Сократа




Основные труды: «Протагор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государ­ство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме, в большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ как идеал мудреца. Платон основал свою школу, которую назвал академией (отсюда современное название).

Платон — основоположник объек­тивного идеализма. Центральное место в философии Платона зани­мает учение об идеях. Он развивает представление о различии видимого нами изменчивого мира чувственных вещей и сферы абсолютного, безусловного, вечного, которую он называет миром идей (духовных сущностей). При этом мир вещей оказывается лишь миром временного, несовершенного. Отсюда делается вывод об иллюзорности мира видимых вещей и подлинности мира идей (на языке Платона эйдосов). Всё многообразие и содержание вещей, по Платону, определяется идеями, которые, выступая в качестве форм, организуют бесформенную материю. Мир вещей оказывается лишь тенью мира идей.

Для иллюстрации своих представлений Платон приводит «образ пещеры». Мы с вами сидим в пещере, спиной к солнечному свету и всё что мы видим – это лишь тени тех событий, которые происходят в истинном мире, вне пещеры, а мы принимаем эти тени за истинные события. Так, рядом с пещерой находится дорога, по которой проходят животные, рядом пролетают птицы, распускаются цветы, а мы, поскольку никогда не видели истинного мира, то тени этих событий принимаем за действительные события и даже даём имена этим теням, пытаемся их объяснить, предсказать какая тень появится следующей. А тех из нас, кто в этом преуспеет, мы называем мудрецами. Но мы даже не задумываемся что за видимой нами реальностью (тенями в пещере) есть настоящий, более богатый и красочный мир. А если нам расскажут об истинном мире, то мы даже не поверим в его существование, поскольку привыкли жить в пещере и нам это покажется выдумкой. Даже если бы нас вывели наружу, то нам бы слепило глаза от света, и мы предпочли бы вернуться в пещеру, посчитав настоящий мир иллюзией. Так, задача философа состоит в том, чтобы научить людей чувствовать свою ограниченность в восприятии мира и пробудить в них желание познать истинный мир. Эти представления у Платона формируются видимо от рассказов Сократа о своём Даймонии, внутреннем голосе (интуиции, дающей нужную информацию, нужные идеи в нужное время).

Царство эйдосов (идей, духовных сущностей) — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления. Наличие самих явлений грязи и преступления объясняется недостатком присутствия в этих местах благих идей чистоты, красоты и порядка.

Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимо­связь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны к идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являют­ся целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм. «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология — философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все про­исходящее в мире понимается как соответствующее каким-то природным или боже­ственным целям, стремящееся к этим целям.

Высшей в иерархии идей является одна единственная идея, которую в одних рабо­тах Платон называл идеей «Блага», а в других — идеей «Единого» (смысл этого понятия близок к понятию бога). Творцом — устроителем мира является ум-демиург (наиболее творческая ипостась бога, которая для нас была бы более понятна как космический разум или закон). Он по­рождает Мировую душу и организует материю, вкладывая в нее эйдосы как целесообразные причины, он же творит и других богов. Кос­мос, по словам Платона, «живое существо, наделенное душой и умом». Тело космоса материально. Небесные тела — это боги, обладающие телом и душой. Неслучайно именно Платон вводит современные названия планет по названию древнегреческих богов. У него также впервые появляется само понятие планеты, что в переводе означает «блуждающая».

Души являются источниками движения всего, источниками энергии, как бы мы это назвали сейчас. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа попадает в цар­ство эйдосов и пребывает там до тех пор, пока снова не вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (в том числе об истинном идеальном мире, в котором пребывала до воплощения в тело). Получается, что рождающийся человек потенциально уже все знает о мире, ему лишь нужно обнаружить в себе эти знания, проявить, вспомнить забытое. Поэтому познание отчасти связано с припоминаниями опыта души. Позже такое представление получило название «теории врожденных идей».

Платон ввёл понятие идеальной, возвышенной, не телесной любви, которую затем назовут по его имени платонической. В его диалогах «Критий» и «Тимей» содержится история и характеристика легендарной цивилизации Атлантида.

2.1.7.4 Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — ученик Платона, учитель Александра Македон­ского. Он открыл свою философскую школу — Ликей (Лицей). Учеников и последователей Аристотеля часто называли «прогуливающимися» (перипатетиками), так как в Ликее философи­ей принято было заниматься во время прогулок по роще.

Аристотеля заслужено называют энциклопедистом Древней Гре­ции, поскольку его работы охватывают почти все известные тогда области зна­ния. Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психо­логии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др. Аристотель первым предложил и систему классификации наук.

Работы по философии были объединены в единую книгу, которая полу­чила название «Метафизика» (букв. — «после физики»), так как в дан­ном собрании сочинений она шла после книги под названием «Физика». Основные труды: «О философии». «Категории».«Физика». «О небе». «Метеорология». «История животных». «О душе». «Никомахова этика». «Политика». «Экономика».

Аристотель — основоположник европейской (классиче­ской) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильно­го мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение исти­ны и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разра­ботка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умо­заключения — силлогизмов).

Аристотель является дуалистом: он признает существование двух самостоятель­ных первоначал — материи и формы. Все вещи состоят из материи и формы (гилеморфизм). Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Пер­воматерия — это бесформенное неопределенное вещество, непозна­ваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех ве­щах (это понятие ближе к современному о материи). Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожи­мой.

Материя же есть лишь чистая возможность (потенция) возникнове­ния вещей, она — источник случайности, множественности, возник­новения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает су­ществование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.

Форма — это некая идеальная сущность вещи — видовая или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в ку­сок меди, мы получаем определенный предмет — кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма — это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материа­ла и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя. Так, кирпичи выступают по отношению к дому материей, но по отношению к глине, из которой они сделаны – выступает уже как формы этой глины. Тоже самое глина – это материя по отношению к кирпичу, но форма по отношению к земле.

Форма любой вещи является по отношению к этой вещи: ее сущностью, источником движения, причиной и целью. Первоформа, соответственно, выступает у Аристотеля в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и выс­шей цели. Но первоформа — это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя. Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого» (всё гармонично взаимосвязано).

Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с мате­рией, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, выполняющая функции питания, роста; животная — функции ощущения и движе­ния; разумная — выполняет интеллектуальные функции: рас­суждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тре­мя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души неотделимы от тела. А разумная душа возможно может существовать и отделив­шись от тела.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...