Один из стоиков – Зенон, чтобы доказать превосходство своего духа над телом задержал своё дыхание настолько, что в результате умер.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Стоики разработали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зла и тем самым играющих роль теодицеи — оправдания Бога (почему он допускает зло). Аргументы, оправдывающие существование в мире зла: Этический – зло нужно для того, чтобы мудрецы могли становиться всё более мудрыми и добродетельными. Если бы в мире всё было слишком хорошо, то у людей не было бы стимула к развитию и они бы деградировали, тем самым сами начали бы порождать зло. 2. Физический – бог не всемогущ, его воля постоянно наталкивается на законы природы, которые он не может обойти. Природные катаклизмы и человеческий эгоизм (как причина большей части зла в обществе) являются естественными причинами. В силу законов природы эти причины будут вечны. Космологический – то, что для части является злом, может обернуться добром для целого (например, зло для одного может послужить уроком для других). Логический – если бы не существовало зла, то не было бы и добра. Эти понятия взаимодополняют друг друга. Смысл понятий добра и зла меняется в зависимости от того деградирует ли общество или духовно совершенствуется. Если в обществе исчезает всё, что раньше называлось добром, то добром будет называться меньшее зло. А если исчезнет всё зло – злом будет называться меньшее добро. Эпикур (342/ 341—270/271 гг. до н.э.) Главная цель философии — достижение счастья, духовного удовольствия (эпикуреизм). Он также развивал учения Демокрита об атомах, добавив, что атомы отличаются ещё и по весу. Однако его не устраивает фатализм, вытекающий из учения Демокрита, поэтому чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться от своей траектории (клиномен), а это порождает случайность (индетерминизм).
Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим и т.д. Кинизм (Cynicism) Происходит от слова «кюникос» — «собачий», отсюда названия кинизма — «собачья философия», «собачья школа»; на латыни название последователей этой школы — cynici — циники. Основоположник кинизма — Антисфен (444—368 гг. до н.э.), Самый знаменитый киник — Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.) — ученик Антисфена. Киники вели очень простой образ жизни. Диоген, например, одно время жил в бочке (глиняном сосуде). Целью киников было воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Они сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя. Высшая их ценность – духовная свобода, независимость от мира и других людей. Они презирали знатность и богатство, пренебрегали образованностью и воспитанием. Пример из жизни: Когда македонцы захватили и разрушили родной город Кратета – Фивы, Александр Македонский спросил у него, не хочет ли Кратет, чтобы Фивы были отстроены заново. На что Кратет ответил: «А зачем? Придет какой-нибудь новый Александр и снова всё разрушит». Зачем что-либо делать, если всё когда-нибудь будет разрушено – такова его позиция. Неоплатонизм Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний. За основу их представления взято учение Платона о Едином=Благо. Оно непостижимо для разума. О нем нельзя сказать, чем оно является, можно только утверждать, чем оно не является, т.е. к нему применимы только отрицательные определения.
Единое вневременно, ни к чему не стремится, находится в состоянии вечного покоя. Единое = Благо Плотин сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, излучение), которая порождает Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи (эйдосы). Ум познает сам себя и, мысля свое содержание — идеи, он тем самым творит их. Начинается этот процесс с наиболее общих идей (бытие, движение и покой, тождество и различие), от них происходят все другие. Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время, и сама существует во времени. Мировая душа — связующее звено между духовным и видимым миром, хотя сама она бестелесна. Душа направляет движение всех телесных объектов. Мировая душа дробится на составляющие, т.е. существует душа неба, души звезд и планет, душа Земли, души животных, растений, человека и т.п. Там, где свет (излучение энергии) угасает, он превращается в материю (вспомним современную научную теорию «Большого Взрыва», согласно которой материя появилась в результате остывания энергий, как бы закристаллизовалась в виде вещества, как вода превращается в лёд), образующую телесный космос. При этом материя связывается не только со всем тёмным и мрачным, но и с хаосом. Она является противоположностью бога в его чистоте и свете. Божественный свет (энергия) преображает материю, организует в ней определённый порядок и чем больше эта эманация проникает на материю, тем более совершенной её делает, тем более позитивные процессы происходят. Материальный мир сам по себе, без вмешательства этого света, олицетворяет собой всё низменное и злое. Краткие итоги: Демокрит первым осознал, что у любого события есть своя причина, а также понял, что необходимо проводить различие между первичными, т.е. объективно существующими свойствами атомов (форма, величина) и вторичными — нашим субъективным восприятием этих первичных свойств (цвета, запахи). Философия софистов показала, что отрицание объективной истины ведёт к отрицанию вечных ценностей (таких как добро, справедливость) и парадоксам в мышлении. Философия Сократа обосновала необходимость общечеловеческих идеалов и важность познания сущности вещей. Платон предложил оригинальную концепцию, которая впоследствии сыграла большую роль в развитии идеализма. Аристотель обобщил и классифицировал многие накопившееся до него знания.
В эллинистический период античной философии появились такие учения как: скептицизм, стоицизм, кинизм, неоплатонизм. Принцип абсолютного сомнения во всём зашёл в тупик, когда осознал необходимость сомнения в этом случае и в отношении собственных выводов. В рамках стоицизма зародилось учение о фатализме, обосновывалась стоическая, стойкая, мужественная, но мудрая позиция по отношению к происходящим событиям, выдвигались аргументы о необходимости в мире зла как его естественной составляющей. Киники показали миру пример жизни, независимой от общества и его представлений. Неоплатоники создали стройную систему представления, во многом схожее с христианским, наполнив его философским содержанием. Список использованной литературы: Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона /К.Р. Поппер. – Пер. с англ., общ. Ред. В.Н. Садовского. – М.: Культурная Инициатива, 1992. – 448 с. Реале Дж; Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней / Пер. с ит. / Дж. Реале, Д. Антисери.: ред. Э. Соколов. – Т. 1. Античность. – Спб.: Петрополис, 1997. – 320 с. Татаркевич В. История философии: Античная и средневековая философия / – Пер. с польского. – Пермь, Изд-во Перм. Ун-та, 2000. – 481 с. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая Школа, 2001. – 400с. Виндельбанд В. Платон / В. Виндельбанд. – Киев.: Наукова Думка, 1993.– 176 с. Гончарова Т.В. Эпикур / Т.В. Гончарова. – М.: Молодая Гвардия, 1988. – 303 с. Донских О.А., Кочергин А.И. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии / О.А. Донских, А.Н. Кочергин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 240 с. Зубов В.П. Аристотель / В.П. Зубов. – М.: Эдиториал – УРСС, 2000. – 366 с. Кессиди Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1988. – 220 с. [1] Детерминизм (от лат. determinare – определять, ограничивать) – учение, в котором утверждается о всеобщей обусловленности, взаимозависимости всех событий в мире, зависимости каждого из них от условий. Научный принцип детерминизма входит в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении. Противоположное учение, допускающее существование абсолютно случайных, не обусловленных событий, называется индетерминизм.
[2] Оракул– посредник между высшими силами и людьми
Читайте также: B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|