Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эллинистический период античной философии




Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При этом завоеван­ные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, ока­зав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, лите­ратуру, архитектуру, изобразительное искусство и т.д. Это примерно тоже самое, что происходило со всеми завоевателями Китая, которые под влиянием их мощной культуры сами превращались в китайцев.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эл­линизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще все­го понималась как обретение счастья, что возможно только при правильном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая природу человека и сущность окружающего мира. Поэтому анализ этичес­ких проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

Скептицизм

Скептицизм — это философское направление, где сомнение возводится в универсальный принцип, т.е. проводится идея о недостоверности всякого знания. Основополож­ником античного скептицизма считается Пиррон. Он приходит к выводу, что всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то». Поэтому ничто не должно быть расценено ни как прекрасное, ни как безобразное, ни справедливое, ни несправедливое. Следовательно, лучший выход из положения состоит в том, чтобы вообще воздерживаться от всяких суждений. Это позволяет обрести невозмутимость и счастье, поскольку воздержание от всяких суждений оберегает человека от ошибок, заблуждений. Однако последовательная скептическая позиция приводит к сомнению и в собственных рассуждениях. Так, скептицизм заходит в тупик.

Стоицизм

Космос — живое, разумное и материальное целое сфери­ческой формы и находящееся в пустоте. В мире существует два начала: пассивное материальное и активное идеальноевсе­проникающий логос (Бог). Развитие мира происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром. В начале нового цикла творческий огонь-логос, содержащий в себе семена всех вещей, порож­дает из себя четыре стихии, а из них — все тела в мире. Творческий огонь в соединении с возду­хом составляет «огненное дыхание» (пневму), которое пронизывает весь мир и связывает его в единое целое.

Логос устраивает мир целесообразно, т.е. все части имеют свое предназначение (телеологизм). Логос является также природным зако­ном, управляющим мировым развитием и тем самым судьбой всего, понимаемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерми­низм). В позднем стоицизме понятие судьбы тесно связывается с предопределённостью. Так появляется учение фатализма.

Человеческий разум — часть мирового разума, а душа — часть мировой души. Конечная цель человеческой жизни — счастье. Счастье достигается жизнью согласно природе (законам природы, логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Они увлекались астрологией и предсказаниями и потому считали, что всё предопределено законами космоса. Они считали, что порядок, по которому существует наш мир, его законы является разумными, поэтому считают, что человек должен смириться с этими законами, со своей судьбой. Их логика такова: поскольку мы не можем изменить эти законы, поэтому нам остаётся только использовать эти знания для пользы в своей жизни и воспитывать в себе нечувствительность к негативным событиям. Именно поэтому идеалом стоиков является мудрец, бесстрашно и добровольно следующий судьбе, невозмутимо принимающий все её удары. Жизнь такого мудреца и его душевное состояние не зависят от внешних обстоя­тельств (примером такого мудреца считался Сократ).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...