Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Альтруизм как социальный феномен




Введение

Все мы наблюдаем, оцениваем, интерпретируем или принимаем непосредственное действенное участие в жизни наших знакомых, родственников, друзей, а то и вовсе  совершенно «посторонних» людей. У каждого при наблюдении специфической ситуации «автоматически» срабатывает некий побуждающий, мощный импульс, который говорит нам – нужно помочь. И мы с ним даже не спорим, не выясняем, что да как и что к чему, а просто делаем, что необходимо. Источник этого – совесть – сопровождает и оберегает нас на протяжении всего нашего пути: не навязывается, не приказывает, не заставляет, а помогает настроиться на «нужную частоту». Происходит это просто, понятно и доступно: главное, уметь «слышать» и «слушать», на основании чего уже значительно легче правильно мыслить и, в соответствии с этим, разумно поступать.

Одним из её составляющих является рассматриваемый нами феномен – альтруизм, который можно назвать мировоззрением, миропониманием человека, который мыслит подобным образом, понимает, осознаёт и руководствуется своим «видением» мира.

Нравственность, человечность, забота, понимание, сочувствие, доброта, уважение, милосердие, сострадание, честность, открытость, простота, естественность – всё это, в определённой степени, составляет рассматриваемый нами феномен.

Безусловно, тема актуальная и интересная сама по себе. Актуальность и интерес, в данном случае, гармонично дополняют друг друга: пожалуй, каждый человек будет испытывать приятные, искренние эмоции, если ему помогут в чём-либо и сделают это в самый нужный момент, правильно, не навязчиво, аккуратно, искренне и, вполне возможно, с любовью. Если подобные составляющие соблюдаются, то человек непременно адекватно оценит оказанную ему помощь и, скорее всего, поступит также.

Каждый человек уникален и психология его мышления не исключение. И «уж коль» психология это наука, которая на месте не стоит, то и данные становятся всё более интересными, в силу фактора времени. Да и вообще, как может быть не актуальным то, что делает человека человеком. 

В этой работе дана общая характеристика самого понятия альтруизма, представлены разные точки зрения на этот социальный феномен, рассмотрены такие этические категории как мораль и нравственность;  достаточно подробно рассматриваются мотивы, побуждающие человека к подобным действиям.

Одно из определений гласит, что альтруизм, как способность сопереживать и понимать других – это духовная одарённость, развивающаяся волей настоящей личности.

 Сейчас существует достаточно определений (или как сейчас принято называть дефиниций) альтруизма. Все, по-своему, интересны, верны, но идею несут схожую – осознанная способность помочь.

Цель курсовой работы – социально-психологический анализ альтруизма.

Объект исследования – альтруизм как социальный феномен.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть различные подходы к определению альтруизма;

- охарактеризовать альтруистическое поведение;

- выявить и описать основные мотивы, побуждающие к проявлению альтруизма;

Гипотеза: существование и различение естественных и искусственных альтруистических побуждений.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

 

 

Глава 1 Понятие альтруизма

Общий обзор

Что такое альтруизм? Ответы на этот вопрос даются исследователями и учёными разных временных периодов, начиная ещё с девятнадцатого века.

Все они, в целом, составляют систему ценностей личности, которые проявляются в милосердии и заботе. 

Говоря простым языком альтруизм – это  такое умонастроение человека, при котором благо  других людей, для альтруиста, гораздо более ценное, нежели своё собственное (в самом правильном смысле). Проявляется это в готовности отодвинуть на второй план личные интересы и при этом совершенно не чувствовать себя каким-то образом ущемлённым. Также это умение «ощущать» других людей, умение искренне им сочувствовать или вместе с ними радоваться. Что, на мой взгляд, само по себе является очень ценным качеством (или даже уникальным).

Введению в научный и повседневный оборот самого термина, выражающего смысл данного социального феномена, способствовал французский мыслитель, основоположник социологии Огюст Конт. Известный философ с помощью этого нового для своего времени термина хотел выразить понятие, противоположное эгоизму, принцип которого точен и понятен – «живи для других». [1] Огюст Конт считал, что под влиянием альтруистических тенденций общество, как целостный социальный организм, будет развиваться в направлении все большей гуманизации ценностей (когда высшей ценностью выступает сам человек). Он называл альтруизм «социальным чувством» и связывал его с постепенной «эмансипацией личности человека». Не лишним будет заметить, что сама формула «живи для других» была, без преувеличения,  революционна для своего времени.[9]

Вслед за Контом, альтруизм и связанное с ним поведение исследовали  Николай Александрович Бердяев, Владимир Сергеевич Соловьев, а также Альберт Швейцер и  Артур Шопенгауэр.

Общее, что объединяет их концепции − это рассмотрение альтруизма в контексте нравственного поведения.

Соловьёв, например, считал, что основанием нравственного, альтруистического отношения к другим могут быть только жалость и сострадание. Общее правило альтруизма, согласно Владимиру Сергеевичу, может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою.

Шопенгауэру принадлежит идея о том, что само человеческое сочувствие людей друг другу базируется на переживании общности собственной природы, что благоприятствует альтруистическому поведению.

Швейцер, изучая сочетания альтруизма и эгоизма, пришёл к выводу, что альтруизм возникает в мышлении общества, а затем становится убеждением индивидов.[9]

Впрочем, ещё И.Кант говорил о том, что есть некие стабильные т.н. моральные пределы (или максимумы), которые остаются незыблемыми в любых культурах. Значит, можно предположить, что некие альтруистические установки составляют, в том числе, основу нравственности.

С началом XX века начал пробуждаться интерес к исследованию альтруизма у этологов (что изучают поведение животных), психоаналитиков (что трудятся в рамках психоанализа) и психологов (что изучают психику человека).

Внимание этологов к изучению альтруистического поведения привлекли работы Ч.Дарвина, который с эволюционной точки зрения описал адаптирующее значение альтруизма для групповой приспособленности и естественного отбора групп.

Герберт Спенсер (английский социолог) рассматривал альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции.

В.П. Эфроимсон (советский генетик) считал, что эмоции человечности, доброты, бережного отношения к другим развивались под действием естественного отбора и входили в фонд наследственных признаков.

Ф.Г. Добржанский, что считается генетиком и отечественным и американским, полагал, что альтруистические чувства «запрограммированы» генетически. Данный подход называется этологическим. В его рамках альтруизм рассматривается как биологический феномен, имеет инстинктивную природу,  наследуется.  

Данной точке зрения противостоит иная позиция, изложенная наиболее полно И. П. Павловым, который считал «настоящий альтруизм приобретением культуры», связанным со второй сигнальной системой, и если она слаба, то «непременно на первом плане будет забота о собственной шкуре». Практика подтверждает правильность подобного взгляда (с определённой стороны), когда культура не наследуется, её нужно формировать с момента рождения ребенка.

 «Генетическая основа альтруизма при этом присутствует, по утверждению В. Я. Семке, в качестве биологической предпосылки, потенциальной возможности воспитания». [2]

В психоанализе альтруизм рассматривается, как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка. Основываясь на этой гипотезе ряд авторов предположили, что испытуемые нарушившие определенное правило, будут более склонны к альтруистическому поведению.

Учёные этого направления первыми обратили внимание на неосознаваемые аспекты альтруистической мотивации:

- в частности, ими были изучены связь альтруистического поведения с чувством вины. З.Фрейд считал, что альтруистические побуждения являются невротической компенсацией побуждений эгоистических;

- исследована роль психологических защит, перерабатывающих первоначальную эгоистическую мотивацию в мотивацию альтруистическую, чем занималась Анна Фрейд;

- обнаружена связь альтруизма со стремлением к контролю и доминированию (Эрих Фромм).

Психологический подход

В рамках психологического подхода акцент делается на субъективную картину альтруистического поступка, исследуются переживания и эмоции альтруиста, изучаются специфические альтруистические установки и те механизмы, которые обеспечивают мотивацию и само альтруистическое поведение. Отдельное направление в разработке теории альтруизма составили исследования т.н. морально-нравственных предпосылок его развития в процессе индивидуального развития человека (онтогенез). Особенно полно данное направление представлено отечественными учёными: Антилогова Лариса Николаевна (смысловые установки), Асмолов Александр Григорьевич, Божович Лидия Ильинична (общественная направленность), Гаврилова Татьяна Павловна, Додонов Борис Игнатьевич (эмоциональная направленность) и другие.

Учёные Т.П.Гаврилова и Л.П.Журавлёва, например, связывают альтруизм с сопереживанием (эмпатией): большинство людей, видя чужие страдания, сами начинают переживать и сочувствовать происходящему и потому стремятся  смягчить негативные переживания другого человека, благодаря чему успокаиваются сами. Создатель концепции эмоциональной направленности личности, Б.И.Додонов, связывал его с устойчивой потребностью одного человека во благе другого.

Согласно теоретическим представлениям А. Г. Асмолова об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности выделяется четыре уровня регуляции деятельности, соответствующие структуре деятельности: уровень смысловых установок, уровень целевых установок, уровень операциональных установок и уровень психофизиологических механизмов - регуляторов установки в деятельности. Уровень смысловых установок является ведущим в иерархической структуре регуляции деятельности. [2]

Вообще в отечественной психологической науке обращается внимание на альтруистические установки, эмоции, направленность личности, ценности и  мотивы деятельности. Наши учёные больше склоняются к необходимости нравственной оценки альтруистического поведения.

Советская философская наука предложила альтернативу альтруизму -  коллективизм. Интересно, что в своё время А.В.Петровский рассматривал альтруизм с точки зрения коллективизма, где последний выступал как норма регулирования поведения людей в обществе. М. И. Бобнева, говоря о процессе формирования нравственных качеств личности и её общественных мотивов, в числе последних называет мотивы коллективизма и альтруизма, то есть рассматривает их рядом. Е. Е. Насиновская считает, что носитель альтруистической мотивации способен проявить альтруизм не только по отношению к любому социальному объединению, членом которого он является, но даже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включён.

Таким образом, понятие «альтруизм» находится, по-видимому, во взаимодополняющих отношениях с «коллективизмом», в некоторых случаях конкретизируя последний.[2] Иными словами, в соответствующих психологических разработках аспекты альтруизма рассматриваются как отражающие направленность субъекта на защиту интересов общества в целом или его отдельных групп.

Философия говорит об альтруизме как о нравственном принципе, заключающемся в служении другим людям и рассматривает его как культурно-социальный феномен.

Американский психолог Дэвид Майерс рассматривает альтруизм как эгоизм наоборот - когда помощь оказывается даже тогда, когда ничего не предлагается взамен. При этом учёный отмечает, что сознательно с собственными эгоистическими интересами подобные побуждения не связаны, а стремление помогать актуализируется в том случае, когда опыт  предыдущей помощи носил позитивный характер (проявление благодарности, например).

Если же ситуация была противоположной, то человек, согласно Майерсу, старается сдерживать подобное поведение (сперва ты мне, а потом я тебе). [16]

Ещё один американец – Фредерик Скиннер – высказался вполне ясно: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки». [8] Никаких комментариев не требуется.

Заслуживает внимания и уважения Питирим Александрович Сорокин, создавший в целый исследовательский центр т.н. креативного альтруизма.

За время существования Центра все исследования велись в следующих основных направлениях:

1- описание и формулирование рабочего определения бескорыстной созидающей любви;

2 - изучение положения данной проблемы в современной науке

(40-е, 50-е годы 20-го века);

3- анализ и экспериментальная проверка эффективности различных методов воспитания альтруизма: древние приёмы йоги, религиозные техники, правила и предписания: изучались и использовались христианские, мусульманские, буддистские пути повышения духовной и альтруистической потенции, которые мотивировали  людей преодолевать свой эгоизм.

Так вот, самое главное состояло в том, что в ходе исследования было доказано, что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть,  а сам процесс альтруистического перевоплощения, согласно исследованиям, проходит трудно и болезненно, занимая длительное время, и практически никогда не происходит внезапно.

Получается, что альтруистическая направленность позволяет человеку достичь определённого уровня удовлетворения, самоуважения и правильного чувства собственного достоинства. Согласно исследованиям,  такие люди, волевые, открытые, в определённой степени просты, само собой отзывчивы и, конечно, неплохо соображают. Однако, не следует забывать о том, что невозможно стать «истинным альтруистом» сразу же. На это требуется время. Но оно того стоит.

Глава 2 Альтруизм как социальный феномен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...