Альтруистическая мотивация
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Важной проблемой здесь выступает то, что экспериментально мотивационная сфера человека изучена слабо, что не даёт возможности в полной мере понять психологическую природу альтруизма. В ходе проведённых экспериментов такие мотивы, как общественные обязательства, эмпатия (сочувствие), желание ответить на аналогичную услугу (отплатить добром за добро), повышение самооценки, стремление к признанию, были признаны альтруистическими. Отдельные данные подтверждают тот факт, что зачастую оказывают помощь другим люди эмоциональные и те, которые являются самостоятельными в своем жизненном выборе. [10] Согласно исследованиям, одни действия по оказанию помощи являются явно эгоистичными (избежать наказания, стать частью определенной группы и т.п.), вторые - почти эгоистичными (облегчить внутренний дистресс), третьи - собственно альтруистические, направленные на увеличение чьего-то блага (забота о благополучии других, а не о своей личной). Известно немало фактов, которые свидетельствуют, прежде всего, о том, что можно создать такую ситуацию, где человек автоматически или по принуждению проявит себя альтруистом. Также считается, что альтруизм возникает как одно из последствий «грехопадения», то есть чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи. Психоаналитически настроенные исследователи рассматривают феномен альтруизма как попытку человека редуцировать присущее ему чувство вины перед другими. Правда, и тут полученные факты весьма противоречивы: доказано, например, что нераскрытая вина не увеличивает склонность человека к альтруизму; если же вина раскрывается, то попытки человека её «загладить» уже нельзя считать альтруистическими. Это из области психоанализа.
С позиций эволюционной психологии есть два вида альтруизма - защита рода, преданность ему и взаимная выгода. Людей необходимо учить альтруизму, поскольку, как считают представители этого подхода, гены эгоистических индивидуумов выживают с большей вероятностью, чем гены тех, кто жертвует собой. Бихевиористы утверждают, что альтруистический мотив есть не что иное, как эмпатически возникающий, «когнитивно – предвосхищяемый» эгоистический мотив. «Научение» альтруизму происходит по типу обычного обусловливания и в принципе не отличается от других видов научения. Эмпирические исследования показали, что при экстремальных условиях готовность прийти на помощь наивысшая там, где свидетель опасности один, чем их целая группа. Выделены причины, которые тормозят процесс предоставления помощи: - размывание ответственности (когда свидетель один, то он чувствует, что именно ему следует вмешаться, а если есть и другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех); - общественная оценка (каждый из свидетелей медлит, ведь пытается понять, что же будет, и все они становятся друг для друга примерами пассивного поведения, то есть процесс социального сравнения приводит к ошибочному толкованию ситуации: другие интерпретируют то, что произошло, как безопасное событие); - боязнь оценки (присутствие других свидетелей вызывает чувство неуверенности, потому что другие станут свидетелями оказания помощи; когда же свидетель уверен в своих силах и компетентности, то присутствие других может служить стимулом для оказания помощи). Данные исследований Б. Латане и Д. Дарли, например, также указывают на соблюдение принятых норм и правил поведения. Действенность же их зависит от того, насколько эти нормы и правила ценны для человека, чтобы ими руководствоваться (интериоризация). И чем более они интериоризированы, тем больше поведение людей начинает определяться предвосхищением его последствий и тем меньше поведение становится зависимым от внешних обстоятельств.
Латанэ и Дарли разработали на основе теории принятия решений модель процесса оказания помощи при возникновении кризисных (аварийных) ситуаций: сначала случайно оказавшийся на месте события человек должен обратить внимание на то, что нечто произошло. Затем, после того как данный человек осознал происшедшее событие, оно должно быть проинтерпретировано как чрезвычайное. Далее этот человек должен решить, стоит ли ему брать на себя ответственность за вмешательство. Как только такое решение принято, человек должен решить, в какой форме может быть оказана помощь. Наконец, человек должен решить, как реализовать свое решение помочь. Имеются два подхода к оказанию помощи: помогающий может либо снабжать нуждающегося человека какими-либо ресурсами, выполняя вместо него некоторую работу, либо облегчать его положение, вдохновляя его опираться на собственные ресурсы. Первый подход связан с ситуацией, когда человек не справляется со своими проблемами потому, что ему не хватает знаний и умений, чтобы решить проблему. Поэтому он ждет помощи от более компетентного в данном вопросе человека. Второй подход направлен не на передачу готового безличного знания, а на активизацию внутренних ресурсов того, кому она оказывается, чтобы тот сам справился со своими проблемами. Дело в том, что переживаемые трудности, при всей внешней похожести, глубоко индивидуальны и не могут быть точной копией переживаний других людей. Знание о том, что 75 % людей, использовавших в подобной ситуации некоторую стратегию, добились успеха, вряд ли может быть полезно человеку в принятии решения о том, как поступить именно ему и именно сейчас. По этой причине наиболее ценными для человека являются не чужие, а его собственные способы разрешения проблемы, причем такие способы, которые максимально подходят к ситуации и подкреплены личностными возможностями. Мотивация - это то, что побуждает человека что-то делать. Следует различать два мотива, являющихся составляющими для альтруизма - мотив долга и мотив сочувствия.
Основными мотивами, определяющими выбор альтруиста, являются человеческая жизнь и здоровье, а также высокий уровень ответственности. Исследователями выделено два основных подхода к пониманию мотивационной природы альтруистического поведения: 1) личностно-нормативный (нравственные нормы, убеждения) 2) эмоциональный (эмпатия, сопереживание, сочувствие). Большинство учёных выделяют либо личностно-нормативный, либо эмоциональный подход к анализу мотивации альтруистического поведения. Обсуждаемые мотивы трудно различимы по своим внешним поведенческим проявлениям, однако имеют совершенно различное психологическое содержание. Как отмечает Х. Хекхаузен, изучая мотивацию помощи, исследователи явно увлеклись внешними обстоятельствами, затратами времени и усилий, не уделяя должного внимания личностным особенностям. Совершенно очевидно, что одним из внутренних факторов альтруистического поведения является соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения. Мотив нравственного долга: формируется на основе интериоризации (т.е. насколько для человека они ценны) альтруистических социальных норм, превращающихся во внутренние установки, личностно-смысловые регуляторы деятельности. Ведущим чувством в мотивации этого типа является чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми. Его реализация сопровождается позитивными чувствами нравственного удовлетворения, самоуважения, повышением самооценки. Невозможность же реализации этого мотива, связана с ощущением бесчестности, недостойности своего поведения, пониженным самоуважением и это правда. Эти чувства выполняют по отношению к альтруистическому поведению две специфические функции: профилактическую, когда предвосхищаются последствия оказания или неоказания помощи, и компенсаторную, когда альтруистическое поведение является средством восстановления утраченного чувства равновесия и благополучия. Мотив сочувствия: основан на способности человека к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), что является весьма существенной составляющей альтруизма. Реализация этого мотива невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи человека, без процесса сопереживания ему.
О мотиве сочувствия речь идёт тогда, когда его проявление выступает как устойчивая и закономерная тенденция поведения. Сочувствие предполагает не только понимание другого и сопереживание его состоянию, но и сопереживание возможному улучшению состояния реципиента (объекта помощи), т.е. носит опережающий, предвосхищающий характер, побуждая к совершению акта помощи. Механизм сочувствия основан на таком взаимодействии, когда происходит «слияние» субъекта и объекта помощи. Есть точка зрения, что подобная мотивация практических результатов может и не приносить: дело ограничивается одними эмоциями (сочувствующие, но не помогающие). В этом случае субъект как бы выходит за пределы своего "Я" и приобщается к жизни и состоянию другого для понимания самоценности этих переживаний. В то же время, мотив сочувствия может играть существенную роль в реальной деятельности - внутреннее отождествление с объектом помощи, что предполагает слияние блага для другого и блага для себя. По мнению Т. П. Гавриловой, эмпатия может проявляться в двух формах – сопереживания и сочувствия. Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Например, сострадание есть ощущение доли страдания другого человека. Сочувствие же есть это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (сожаления, соболезнования и т. п.). Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами, второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие. Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций правильнее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего «Я» во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, поскольку связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие – личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения. Как показывают исследования, наиболее альтруистичными оказываются люди, в психологии поведения которых гармонично представлены оба мотива: когда и долг и сочувствие действуют примерно одинаково в соответствующих ситуациях. Человеку, основываясь на ожиданиях других, на умении и понимании психического состояния людей значительно проще строить своё поведение.
Также альтруизм является следствием эмоциональной реакции - эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания. Но и побуждается личностными нормами, определяющими ценности, что ставят интересы другого человека на первое место. Говоря языком психологии, альтруистическое поведение, в данном случае, характеризуется переживанием субъекта своего деяния как продиктованного внутренней необходимостью. Получается, что альтруистическое (просоциальное) поведение направленно на благо других и не рассчитано на внешнюю награду. Что и требовалосб доказать. К. Бэтсон считает, что просоциальное поведение включает в себя любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера его мотивов. Ситуации, в которых людям требуется помощь, могут быть самыми разными. Мюррей (Murrey, 1939) дает следующий их перечень: человек слаб, покалечен, немощен, устал, неопытен, унижен, одинок, отвержен, болен, потерпел поражение или испытывает душевное смятение. Помощь человеку нужна тогда, когда перед ним стоит какая-то задача или имеется какая-то потребность, которую он не может успешно решить или удовлетворить самостоятельно. Это может происходить по двум причинам: 1) у человека нет алгоритма решения; он не знает, как решать эту конкретную задачу или каким путём можно удовлетворить потребность; 2) возможно, алгоритм решения ему известен, но не хватает каких-либо ресурсов: времени, денег, оборудования, сил и т. д. Важно всегда помнить и понимать, что человек, проявляющий инициативу в оказании помощи, должен быть предельно тактичным и не навязчивым. Ситуации оказания помощи можно разделить также на две категории (Amato 1985; Benson et al 1980): спонтанные (реактивные), возникающие неожиданно, «здесь и сейчас» (как, например, оказание помощи человеку, получившему травму), и преднамеренные, заранее обдуманные, намеченные (например, спонсорская помощь, волонтерство и другие виды благотворительной деятельности, осуществляемой после тщательного продумывания и заблаговременного планирования). Выявлено, что больший альтруизм проявляется в отношении к человеку, который зависим от оказывающего помощь (Berkowitz, Daniels, 1964), приятен (Daniels, Berkowitz, 1963; Epstein, Horstein, 1969), обладает привлекательной внешностью (Mims et al., 1975), знаком оказывающему помощь (Macanlay, 1975), разделяет политические взгляды помогающего (Karabenick et al., 1973), принадлежит к противоположному полу (Bickman, 1974) и к той же этнической группе, что и помогающий (Harris, Baudin, 1973). На принятие решения об оказании помощи влияют личностные качества человека: это умение сочувствовать и действовать, умение контролировать себя, чувствительность к ожиданиям окружающих. [10] Психологи утверждают, что счастливые люди, как дети, так и взрослые, склонны к альтруизму. Эксперименты выявили несколько причин этого (Carlson et al., 1988). Оказание помощи другим улучшает плохое настроение и продлевает хорошее. Хорошее настроение, в свою очередь, благоприятствует позитивным мыслям и позитивной самооценке, которые располагают нас к хорошим поступкам (Berkowitz, 1987; Cunningham et al., 1990; Isen et al., 1978). Люди, пребывающие в хорошем настроении, более склонны к позитивным мыслям и к позитивным ассоциациям, которые вызывают добрые дела. Те, кто позитивно мыслит, скорее всего, и действует тоже позитивно. При этом не имеет значения, что именно становится источником хорошего настроения – успех, размышления о чем-то радостном или какой-либо иной положительный опыт (Salovey et al., 1991). По данным Хорович (Horowitz, 1968), субъекты охотнее помогают другим людям тогда, когда они делают это добровольно, а не по обязанности. Люди, оказавшие помощь другим, начинают лучше думать о себе (верно подмечено). Это в одинаковой мере относится и к донору, отдавшему свою кровь, и к студенту, который помог незнакомому человеку собрать упавшие бумаги (Wiliamson, Clark, 1989). Следовательно, если взрослый человек испытывает чувство вины, грустит или пребывает в депрессивном состоянии по какой-то другой причине, любое доброе дело (или какой-либо иной позитивный опыт, способный улучшить настроение) помогает ему нейтрализовать негативные чувства. Из этого следует, что альтруистической личности свойственны чувство долга, разумность, толерантность (терпимость). А эмоциональной основой является чувствительность, т. е. склонность к эмпатии, сочувствию и пониманию других людей. О чём, впрочем, уже было сказано ранее. Практическое исследование Для практической части исследования была использована «Диагностика личностной установки «альтруизм – эгоизм». [21] Было опрошено 55 респондентов: студенты 1-го и 2-го курсов ГБПОУ КПТ (Курганский промышленный техникум) в возрасте 15 – 17 лет. Согласно подсчётам среди опрошенных с доминированием установки «эгоизм» выявлено 27 человек, с доминированием установки «альтруизм» 22 человека. Согласно инструкции у каждого опрошенного подсчитывается общее число баллов: если число баллов больше 10, то это указывает на доминирование альтруистических установок. Если количество баллов менее 10 – это указывает на доминирование эгоистических установок. Если же количество баллов составляет ровно 10, то это показатель уравновешенности как эгоистических, так и альтруистических установок. (примечательно, что среди опрошенных таких выявлено 6 человек). Итак, согласно подсчётам, у 49,1% опрошенных студентов преобладают установки эгоистические; у 40,8% преобладают установки альтруистические; у 10,1% эгоистические и альтруистические установки представлены, примерно, в равной степени. На диаграмме это будет выглядеть примерно так:
Где, красный – эгоистическая направленность, розовый – альтруистическая направленность, синий – примерно равное присутствие и эгоистических и альтруистических установок. Заключение Альтруизм, как социальный феномен, представляет собой очень интересную сферу для исследований. Самые разные подходы к его пониманию по-своему интересны, достаточно аргументированы и верны со своих позиций, что помогает любому думающему человеку на их, в том числе, основе, составить своё видение этого удивительного социального явления. Однако, в силу фактора времени, мышление человека претерпевает определённые изменения, что, в свою очередь, сказывается на всех сферах его жизни – и на личной, и на общественной, и на профессиональной. А это означает определённое «непостоянство» доминирования в его сознании тех или иных установок, ценностей и мотивов. Но с определённой долей уверенности можно говорить о том, что альтруизм, как миропонимание человека, был всегда. Он, безусловно, есть сейчас и, скорее всего, будет потом. Благодаря исследованиям учёных мы можем составить более или менее ясную и целостную «картину» альтруизма: - альтруизм представляет собой психологический механизм, способствующий проявлению самых лучших человеческих качеств; - альтруистическое поведение обусловлено как внешними, так и внутренними побуждениями человека; - альтруистическое мышление – это мировоззрение, миропонимание и мировосприятие человека. На мой взгляд, делить альтруизм на так называемый истинный (или чистый) и не истинный (или замаскированный) не совсем верно по следующим причинам: скорее всего, говоря о том, что такое альтруистическое поведение или альтруистическое сознание, разные учёные, по сути, говорят об одном и том же, только с разных позиций. Как было сказано ранее, все определения и толкования рассматриваемого явления верны, по-своему. И все вместе они помогают человеку сформировать своё понимание подобного мышления, поведения, видения. Итак, на основе рассмотренной и проанализированной информации можно сказать, что альтруизм – это обусловленное ценностями, убеждениями и устремлениями осознанное, бескорыстное настроение и поведение одного человека по отношению к другому человеку, которое основано на соответствии реальной сути человека его реальным делам. Альтруизм это показатель цельности и самодостаточности человека, который прекрасно знает, понимает и помнит, что он делает, для кого и почему.
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. 2. Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2623.htm 3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 2011. 4. Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб., 2010 5. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / Басова А.Г.// Молодой учёный. 2012. -№8. 6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. 7. Волчкова Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков // Психология, социология и педагогика. – Июнь 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705 8. Дорожкин В.Г. Альтруизм: так называемое добро. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/altryizm_tak_nazivaemoe_dobro 9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. 10. Ильин Е.П. Альтруизм Эгоизм Эмпатия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://thelib.ru/books/e_p_ilin/psihologiya_pomoschi_altruizm_egoizm_empatiya-read.html 11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 2009. 12. Дэвид Майерс Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000 13. Насиновская Е.Е. Парадоксальный смысл альтруизма // Проблема смысла в науках о человеке. Материалы международной конференции. - М.: Смысл, 2005.
14. Л. Росс., Р. Нисбетт. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект пресс, 1999. 15. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: Новосибирск, 1997. 16. Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов на Дону.: Феникс, 2011.
17. Социальная психология: под ред. А.Н. Сухова., А.А. Дерккача. – М.: Academia, 2002. 18. Социальная психология: Хрестоматия. – М., 2000. 19. Социальная психология: под ред. Е.Н. Волковой. – М.: Высшая школа, 2007. 20. Cухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971. 21. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 22. Шихирев П. Современная социальная психология. – М.: КСП+, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|