Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на оказание помощи




Вполне естественным будет вопрос: что же побуждает людей оказывать или не оказывать помощь? Почему одни раздумывают некоторое время – стоит ли вмешиваться? А другие и вовсе, что называется, «проходят стороной».

Поскольку психология это наука, то и ответы на эти вопросы следует формулировать исходя из научных данных.

Опираясь, в том числе, на первую часть нашего исследования можно говорить о том, что исследователи, психологи, учёные разных времён посредством предположений, теорий, опытов пытались выяснить, что же такое в человеке есть - найти некую черту или предрасположенность – что отвечает за альтруистическое мышление, а значит и  поведение (например, Гарвардский центр Питирима Сорокина).

Принятие решения об оказании помощи зависит от нескольких обстоятельств.

Проще говоря, желательно, чтобы любая просьба излагалась простым, ясным и вежливым языком, при этом сопровождалась уважением к  человеку и его потенциальному праву отказать. Чтобы человек, к которому обращаемся, не испытывал при этом какого-либо дискомфорта. Например, в разговоре проситель может специально отметить, что если по какой-то причине человек не может помочь, то на него не затаят обиды и это не скажется на взаимоотношениях с ним. Это подтверждено экспериментально.

Определённое значение имеет рефлексия и персонификации: связь, возникающая между людьми, которые видят выражение лиц друг друга и могут друг другу представиться. Считается, что готовность к оказанию помощи возрастает и тогда, когда у человека есть реальные шансы на последующую встречу и с пострадавшим, и с другими очевидцами.

Оказание помощи может зависеть от того, является ли оно актом, достойным подражания. [10] Далее, присутствие других людей: принятие решения об оказании помощи может зависеть от наличия других людей, способных оказать помощь; при этом может иметь место эффект «диффузии ответственности», связанный с ожиданием того, что помощь окажут другие присутствующие (когда каждый «перекладывает» ответственность и формирование намерения оказать помощь на другого).

 Все эти факторы считаются внешними. И здесь следует отметить, что у любой закономерности существуют свои исключения: приводимые факты вовсе не означают, что данные экспериментов будут совпадать с поведением абсолютного большинства людей. Взять, например, нашу страну, когда никогда, что называется, на все 100% невозможно предугадать поведение человека или нескольких людей в той или иной ситуации. И это, как мне кажется, нормально – ведь мы же люди, а не машины.

Однако же, существуют и факторы внутренние, к которым можно отнести затраты времени, прилагаемые усилия, возможные денежные расходы, отсрочку своих планов, неудовлетворение своих потребностей и, конечно же, степень опасности для здоровья и жизни. При этом, едва ли не решающим фактором является наличие у человека определённых нравственных норм   или, как правильно пишут наши отечественные психологи – чувство долга.

Человек с высокой нравственностью, развитым чувством долга, несмотря на затраты времени, средств и усилий, обязательно поможет попавшему в беду. При этом он примет на себя ответственность и за результаты оказания помощи. Также сказывается и влияние среды проживания: по сравнению с обитателями небольших городов или сельских районов жители мегаполисов менее склонны оказывать услуги: здесь прослеживается интересная закономерность - чем больше город и чем выше в нём плотность населения, тем менее склонны к помощи его жители.  Это подтверждается и американскими и нашими, российскими исследованиями. [10]

Гендерные особенности, согласно экспериментальным данным, тоже оказывают своё влияние на оказание помощи. Поведение мужчин и женщин в характерной ситуации стало предметом изучения 172 исследований, в которых сравнивались 50 000 испытуемых – мужчин и женщин с точки зрения готовности к оказанию помощи.

Проанализировав полученные результаты, Элис Игли и Морин Кроули пришли к следующему выводу: мужчины, оказавшись в потенциально опасной ситуации, когда незнакомому человеку нужна помощь (например, проколотая шина или падение в вагоне метро), чаще всего помогают (Eagly, Crowley, 1986). Но в ситуациях, в которых речь не идёт о жизни и смерти (например, нужно принять участие в эксперименте или потратить время на умственно отсталых детей), женщины несколько более отзывчивы. Следовательно, в разных ситуациях гендерные различия проявляются по-разному. Игли и Кроули предположили, что если бы исследователи изучали оказание помощи на примере продолжительных, близких отношений, а не в эпизодических контактах с незнакомыми людьми, то они наверняка обнаружили бы, что женщины значительно более склонны к альтруизму, чем мужчины. С ними согласны Даррен Джордж и его коллеги, которые считают, что женщины откликаются на просьбы друзей с большим сочувствием и тратят на оказание помощи больше времени (Майерс Д., 2004). Впрочем,

В кросс-культурном (когда в ходе исследования сравнивается поведение в двух и более культурах) исследовании Джонсона с соавторами (Jonson et al., 1989) показано, что женщины более альтруистически настроены, чем мужчины.  

Т. В. Фогель на основании опроса жителей города Йошкар-Олы констатировала большую активность женщин в социально-помогающем поведении и меньшую активность такого поведения у мужчин: 47 % женщин практикуют социально-помогающее поведение и это происходит в 65 % возможных случаев. Возраст наибольшей социально-помогающей активности для женщин составляет 50–59 лет, для мужчин – 40–49 лет. Возраст наибольшей неактивности в у женщин – 20–29 лет и 30–39 лет, у мужчин – 20–29 лет и 40–49 лет соответственно.

Женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких) что, как мне кажется, совершенно нормально.

 По данным Л. Е. Киреевой (2012), стремление к взаимопомощи супругов в трудную минуту отметили у себя 40 % мужчин и 65 % женщин. Для мужчин более вероятны краткосрочные помогающие действия, граничащие с подвигами (например, спасение людей). [10]

Далее идут не менее любопытные сведения: в трёх экспериментах, поставленных социологами из Калифорнийского университета в Беркли, было установлено, что чем менее религиозен человек, тем больше его щедрость и бескорыстные поступки по отношению к другим диктуются чувством сострадания. И наоборот: чем более он набожен, тем меньше они продиктованы сочувствием. Из результатов экспериментов отнюдь не следует, что религиозные люди менее щедры и милосердны или же менее сострадательны, но эти результаты опровергают общераспространенное убеждение, что щедрость и милосердие обусловлены набожностью, отмечают авторы. Как показал эксперимент, связь между состраданием и щедростью сильнее выражена у тех, кто считает себя нерелигиозным или не очень религиозным человеком.

Теперь о самом главном, если можно так сказать: существует такое понятие, как гуманистическая совесть, под которой понимается голос самого человека, того лучшего, доброго, что он имеет. Именно она не даёт людям безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь только на служение интересам и потребностям других людей. Данная совесть призывает к самореализации, к воплощению в действительность своих сил и возможностей, не забывая при этом строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. С определённой степенью уверенности можно утверждать, что «такая» совесть есть у каждого, вопрос только в том, доминирует ли она или же «дремлет» применительно и к религиозным людям и не религиозным.

Рассматривая так называемые внутренние факторы оказания помощи, то наличие у человека совести является, пожалуй, основополагающим альтруистического поведения вообще. И, уверен, экспериментально это подтвердится. Вот и ответ на нашу гипотезу и ответ на сам вопрос, что такое альтруизм и что побуждает людей поступать именно так, как нужно и не иначе.

Однако же, психология – это наука, а наука предполагает сбор и систематизацию данных, их анализ, интерпретации на основе чего уже можно строить какие-либо гипотезы или теории.

Кроме этого была собрана информация о характерных признаках сочетаний личностных качеств; считается, что именно они отвечают за предрасположенность к альтруизму: более других к нему склонны люди более эмоциональные, а также люди деятельные (Bierhof 1991). А определённые качества личности могут влиять на реакцию человека в конкретной ситуации, в нашем случае это оказание помощи (бескорыстной, конечно).

При всём при этом считается, что альтруистическая ориентация является достаточно распространённой формой активности при взаимодействии людей друг с другом.

Человек – альтруист, таким образом, руководствуется своими настоящими нравственными принципами,  которые и обуславливают бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Настоящему альтруисту важна нравственная чистота его намерений и полная свобода от корысти.

И получается, что перечисленные типы альтруистического поведения обеспечиваются выраженными в людях такими свойствами личности, как сильная воля, гибкость, эмпатия, простота, смелость и добросовестность.[20]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...