Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-методологические основания дискурс-анализа




Основы теории дискурса

 

 

Москва «Гнозис» 2003

ББК81.2 M15

Макаров М. Л.

М15 Основы теории дискурса.— М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— 280 с. ISBN 5-94244-005-0

В монографии на фоне многообразия современной научной картины «человеческо­го» мира представлен оригинальный опыт синтеза прагмалингвистики, социального конструкционизма, когнитивной психологии, интерпретативного интеракционизма и других исследовательских подходов в аналитической модели, рассматривающей язы­ковое общение как (вос) производство феноменологически переживаемой интерсубъ­ективности. В книге многостороннему анализу и пересмотру подвергся ряд положений и категорий коммуникативной лингвистики, семантики и прагматики языка, психоло­гии, социологии и т. п.

Издание предназначается для широкого круга специалистов, интересующихся про­блемами социальных наук, в первую очередь, вопросами общей теории дискурса, се­мантики и прагматики языкового общения, психолингвистики, интерактивной социо­лингвистики, теории коммуникации, когнитивной и социальной психологии, социаль­ной культурологии и герменевтики.

ББК81.2

ISBN 5-94244-005-0

© М. Л. Макаров, 2003

© Оформление. ИТДГК «Гнозис», 2003

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 8

Глава 1.ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА 11

1.1. НОВАЯ ОНТОЛОГИЯ.. 11

1.1.1 «Дискурсивный переворот» и новая онтология. 11

Таблица 1. Две онтологии. 11

1.1.2 «Человеческое пространство». 12

1.1.3 Дискурс и речевой акт в новой онтологии. 12

1.1.4 Вероятностные зависимости и правила диалога. 13

1.2. КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНОСТИ.. 13

1.2.1 Экспансия естественнонаучной модели знания. 13

1.2.2 Человек как объект исследования. 14

1.2.3 Научные метафоры лингвистики. 15

1.2.4 Онтологический конфликт в коммуникативном языкознании. 16

1.2.5 Лингвистика в условиях дискурсивного переворота. 16

1.2.6 Критерии научности. 17

1.3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА.. 17

1.3.1 Феноменология и новое определение научности. 17

1.3.2 Основные положения феноменологии и язык. 18

1.3.3 Феноменология и социальные науки. 20

1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.. 21

1.4.1 Информационно-кодовая модель коммуникации. 21

1.4.2 Инференционная модель коммуникации. 23

1.4.3 Интеракционизм модель коммуникации. 24

1.4.4 От информации к коммуникации. 25

1.5. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ.. 27

1.5.1 Количественный vs. качественный: ложный изоморфизм.. 28

Таблица 2. «Ложные оппозиции». 28

1.5.2 Объективность vs. субъективность. 28

1.5.5 Цифры vs. слова. 29

1.5.6 Позиции позитивизма и интерпретативного анализа. 30

Таблица 3. Грамматика «языковых игр». 30

Глава 2. СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА 31

2.1. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ... 31

2.1.1 Истоки и эволюция символического интеракционизма. 31

2.1.2 Интерпретативные установки интеракционизма. 32

2.1.3 Принципы символического интеракционизма. 33

2.1.4 Проекции «Я» и личность. 34

2.1.5 Личность, социальная структура, интеракция. 34

2.1.6 Интеракционизм, коммуникация, культура. 35

2.2. КОНСТРУКТИВИЗМ... 36

2.2.2 Интерпретативность и действие. 37

2.2.3 Интеракция и коммуникация. 38

2.3. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ... 39

2.3.1 Социальный конструкционизм в системе наук. 39

2.3.2 Социальный конструкционизм и речевое общение. 40

2.4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.. 41

2.4.1 Социальные представления: история и определение. 41

2.4.2 Анкоринг. 42

2.4.3 Объективизация. 43

2.4.4 Конструирование представлений: мимезис. 44

2.4.5 Социальные представления и критический анализ. 45

2.5. ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 45

2.5.1 Преодоление кризиса психологии. 45

2.5.2 Эволюция когнитивизма в психологии. 46

2.5.3 Истоки и основания дискурсивной психологии. 47

2.5.4 Дискурс-анализ в новой психологии. 48

Глава 3. ДИСКУРС-АНАЛИЗ КАК ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ 50

3.1. AB OVO — ЧТО ТАКОЕ «ДИСКУРС». 50

3.1.1 Функционализм vs. формализм.. 50

3.1.3 (Устный) дискурс, (письменный) текст и ситуация. 52

3.1.4 Дискурс/диалог/процесс vs. текст/монолог/продукт. 53

Таблица 4. Категории грамматики и дискурс-анализа. 53

3.1.5 Дискурс = речь + текст. 54

3.2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСКУРСА.. 54

3.2.1 Дискурс-анализ: источники и составные части. 54

3.2.3 Дискурс-анализ vs. конверсационный анализ. 58

3.2.4 Уточнение определения. 59

3.3. МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.. 60

3.3.1 Общие проблемы сбора материала. 60

3.3.2 Общие проблемы транскрипции. 61

3.3.3 Парадокс наблюдателя. 62

3.4. СИСТЕМА ТРАНСКРИПЦИИ УСТНОГО ДИСКУРСА.. 63

3.4.1 Общие критерии и принципы транскрипции. 63

3.4.2 Существующие нотационные системы.. 66

3.4.3 Запись вербальных компонентов. 67

3.4.4 Запись невербальных компонентов и общая композиция. 68

3.4.5 Система «ТРУД»: транскрипция устного дискурса. 69

Глава 4. АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСКУРСА: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ.. 71

4.1. СМЫСЛ В ДИСКУРСЕ: КОМПОНЕНТЫ И КАТЕГОРИИ.. 71

4.1.1 Пропозиция. 71

4.1.3 Экспликатура. 73

4.1.4 Инференция. 74

4.1.5 Импликатура. 76

4.1.6 Релевантность. 78

4.1.7 Пресуппозиция и логическое следствие. 79

Пресуппозиция, 79

Семантическая пресуппозиция — это особая разновидность семантического следствия. 79

Таблица 6. Потенциальные семантические пресуппозиции. 80

Прагматическая пресуппозиция. 81

4.2. ТЕМА ДИСКУРСА И ТЕМА ГОВОРЯЩЕГО.. 82

4.2.1 Тема дискурса как глобальная макроструктура. 82

4.2.2 Линейность дискурса. 83

4.2.3 Тема говорящего. 85

4.3. КОНТЕКСТ ДИСКУРСА И КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ.. 87

4.3.1 Типы прагматического контекста. 87

Речевой контекст или ко-текст. 87

Экзистенциальный контекст. 88

Ситуационный контекст (situational context), 88

Акциональный контекст (actional context) 88

Психологический контекст (psychological context) 88

4.3.2 Когнитивное представление контекста. 89

4.3.3 Фреймы, сценарии и ситуационные модели. 91

Фрейм — это такая когнитивная структура в феноменологическом поле человека, 91

Сценарий или, по-другому, сценарный фрейм содержит стандартную последовательность событий, 91

Таблица 7. Взаимодействие когнитивных моделей. 94

Глава 5. ДИСКУРС КАК СТРУКТУРА И КАК ПРОЦЕСС: ЕДИНИЦЫ И КАТЕГОРИИ 95

5.1. РЕЧЕВЫЕ АКТЫ В АНАЛИЗЕ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 95

5.1.1 Структура речевого акта. 96

Локутивный акт (locutionary act) 96

Иллокутивный акт (illocutionary act) 96

Перлокутивный акт (perlocutionary act 97

5.1.2 Перформативные высказывания. 97

5.1.4 Косвенные речевые акты.. 99

5.1.5 Теория речевых актов и анализ языкового общения. 100

5.2. ЕДИНИЦЫ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.. 103

Таблица 8. Дискурс: процесс или структура?. 104

5.2.2 Многообразие и статус единиц дискурс-анализа. 106

Таблица 9. Единицы речевой коммуникации. 107

5.2.3 Речевой акт и коммуникативный ход. 107

5.2.4 Репликовый шаг. 108

5.2.5 Интеракционные единицы дискурс-анализа. 110

5.3. КАТЕГОРИИ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.. 112

5.3.1 Мена коммуникативных ролей. 112

5.3.2 Коммуникативная стратегия. 113

5.3.3 Когезия и когеренция дискурса. 114

Когезия, или формально-грамматическая связанность дискурса. 115

Когеренция шире когезии, она охватывает не только формально-грамматические аспекты связи высказываний, 115

5.3.4 Метакоммуникация и дейксис дискурса. 116

Глава 6. ДИСКУРСИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА.. 119

6.1. СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИСКУРСА.. 119

6.1.1 Социальное мышление, конвенция, институт. 119

6.1.2 Коммуникативные переменные, типы дискурса, сферы общения. 121

6.1.3 Формальность. 124

6.1.4 Предварительная подготовленность. 125

6.1.5 Социальный дейксис. 126

6.2. КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА.. 126

6.2.1 Сказка — ложь?. 126

6.2.2 Инициативные предписывающие ходы: Кристофер Робин начинает и выигрывает. 128

6.2.3 На чужой роток не накинешь платок?. 129

6.2.3 А судьи кто?. 129

6.2.4 Влияние, лидерство, инициатива. 130

6.3. ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАТИВНОГО ДИСКУРС-АНАЛИЗА.. 131

6.3.1 Этнографический протокол ситуации. 132

6.3.2 Транскрипт. 132

6.3.3 Первая трансакция. 133

Сценарий покупки нужной. 133

6.3.4 Вторая трансакция. 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 142

ЛИТЕРАТУРА.. 144

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 160

 

Содержание

Предисловие............................................................................................................ 5

Введение................................................................................................................... 11

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА

1.1. Новая онтология..................................................................................................... 15

1.2. Кризис социальных наук и определение научности............................................ 19

1.3. Феноменология как философия научного анализа.............................................. 26

1.4. Теоретические модели коммуникации.................................................................. 33

1.5. Качественный анализ и интерпретативная позиция............................................ 43

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...