Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения политических реформ (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущность. Отсюда двойственный характер всех реформ, сочетавших в себе и новое, и старое, их непоследовательность, противоречивость. Проведение реформ затянулось на полтора десятилетия. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. В губерниях и уездах создавалась система местного самоуправления - губернские и уездные Земские собрания (в волостях земские учреждения не образовывались). Гласные земств (депутаты) избирались на основе закона, учитывающего имущественные и сословные различия населения. Выборы производились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия - землевладельческая - состояла из обладателей от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс.рублей. Вторая курия - городская - объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с оборотом не менее 6 тыс. рублей и представителей владельцев собственности, составлявшей до 1/20 части ценза. Выборы по третьей курии - сельских крестьянских обществ - были многостепенными. Земства избирались на 3 года. Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые затем избирали губернскую управу. В губернских и уездных земских собраниях председательствовали соответственно губернские и уездные предводители дворянства.
В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений. Земства могли обращаться к правительству с ходатайством, но они были лишены какой-либо законодательной инициативы. Запрещались межгубернские объединения земств. Земские учреждения вводились в 34 губерниях России. Ввиду различных причин земских учреждений были лишены Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Средняя Азия и Кавказ. Процесс введения земств растянулся до 1911 г. Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во- вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству. Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. “Городовое положение” было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались городская дума (распорядительный орган) и городская управа под председательством городской головы (исполнительный орган). Выборы в городскую думу проводились по трем куриям на основе имущественного ценза. Первую курию составляли крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов; вторую - более мелкие, уплатившие другую треть налогов; третью - все остальные. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал число избирателей. В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6% от населения.
В компетенцию городского самоуправления входили городское благоустройство, развитие торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой, утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решения городской думы. В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707. 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и “Новые судебные уставы”. Суд строился на принципах бессословности судопроизводства, равенства сторон перед законом, гласности, состязательности судебного процесса, независимости его от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные дела (уголовные дела - с участием присяжных заседателей). Судебные палаты (по одной на несколько округов) рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданных на кассацию, решение о виновности подсудимого в окружном суде выносили присяжные заседатели - представители общества. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза (2 тыс. руб. в городах). Судьи общих судов назначались царем. Они были включены в систему чинопроизводства и получали высокие денежные оклады. По “Уставам”, прокуратура осуществляла судебный надзор, а не общий надзор, как раньше. Судебные следователи занимались предварительным расследованием. Полиция в следствие не вмешивалась. Вводилась адвокатура - присяжные поверенные и частные поверенные.
Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и пр. Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в течение тридцати с лишним лет. Поражение России в Крымской войне обусловило необходимость скорейшего проведения военной реформы. Подготовка реформ на флоте началась еще до войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники подготовили ряд проектов, по которым в 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. В 1861 г. военным министром стал талантливый государственный деятель Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. За три года - с 1864 по 1867 г. - численность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожные войска. Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции старых и создания новых предприятий. В России впервые в мире начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие закупали и за рубежом. В течение 70-х гг. перевооружение в основном завершилось. Военные теоретики М.И.Драгомиров, Д.А.Милютин, Г.А.Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы - соответственно 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию - 1,5 года, выпускники высших учебных заведений - несколько месяцев, это стимулировало рост грамотности в стране. В результате реформы была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.
Реформа народного образования была неотъемлемой частью социальных преобразований 60-х гг. “Положение о начальных народных училищах” от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно- приходских земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения- гимназия- на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли. Усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать в высшие технические учебные заведения. В 1871 г. дифференциация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовывали в училища с шестилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600. Перестройка школы не привела к полной демократизации образования. Вокруг школы складывался определенный общественный стереотип, который соответствовал сословной иерархии. Считалось, что классическое образование имеет превосходство над реальным. Сословная политика и сложившиеся общественные ориентиры превращали классическую школу в удел дворянства. Для низших слоев, как правило, она была недоступна из-за высокой платы за обучение. Земская, городская и судебные реформы, перестройка народного образования открыли широкое поле деятельности для лиц с высшим образованием. Высшая школа не могла удовлетворить растущие потребности в специалистах. К началу 60-х гг. в университетах страны обучалось около 3 тысяч студентов. Новый устав для университетов был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление. Совет университета получал право избирать ректора, проректора и университетских судей, рассматривал финансовую смету, присуждал ученые степени, назначал студентам стипендии и т.д.
Вместе с тем университетская реформа устранила далеко не все пережитки крепостнической поры. Сохранилось право министра просвещения назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила. Продолжало существовать сословное деление студентов различных факультетов. Например, юридические факультеты, готовившие главным образом к государственной службе, по составу студентов были преимущественно дворянскими, медицинские факультеты - разночинными. В пореформенный период открылись новые университеты в Одессе, Варшаве, Гельсинфорсе, Томске, Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, Политехнический институт в Риге и др. К концу века в 63 высших учебных заведениях обучалось около 30 тыс. студентов. В университетах преподавали такие выдающиеся ученые, как А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, С.М.Соловьев, А.Г.Сто-летов, К.А.Тимирязев и др. В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допускали туда на правах вольных слушательниц на рубеже 70-80-х годов. В 60-70-е гг. были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И.Герье), в Петербурге (проф. К.Н.Бестужев-Ромин), Казани, Киеве. В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялось предварительная цензура для большей части книг и литературных журналов. Для них вводилась т.н. карательная цензура - применение различных санкций уже после публикаций, вплоть до закрытия издания. Конфискация продукции проводилась исключительно по приговору суда. Массовая периодика, однако, подлежала цензуре. Финансовая реформа 1862-1866 годов. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получали министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Были упразднены винные откупа (1863), вместо них вводились патенные сборы и особый акциз. На местах для их взимания созданы специальные акцизные управления. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой системе.
Итоги реформ 60-70-х гг. XIX в.
Во-первых, реформы безусловно отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства. Во-вторых, реформы, в большинстве своем, носили характер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, учинивших кровавый террор в обществе и устроивших настоящую охоту на царя-реформатора, так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований. В-третьих, большинство историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно - охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпанным. Более объективной представляется точка зрения, согласно которой политику Александра II не следует однозначно подразделять на реформаторский и консервативный периоды, так как механизм ее формирования был достаточно сложным. Характер тех или иных преобразований, конкретные решения зависели от целого ряда факторов объективного и субъективного свойства: мнения ближайшего окружения императора, соотношения сил в стане “реформаторов” и “консерваторов”, позиции революционного лагеря.
Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. Царствование Александра III (2 марта 1881 - 20 октября 1894) вошло в историю как время “контрреформ”. Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, министр внутренних дел Д.А.Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков. Суть этого курса заключалось в следующем. Во-первых, новые идеологи считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так как реформирование и европеизации России были гибельными для нее. Во-вторых, была поставлена цель новой внутренней политики - укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета. В-третьих, новый курс предполагал необходимость подавления и искоренения “крамолы”, пересмотра и улучшения, с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся в “эпоху реформ”. Практическая реализация нового курса свелась к следующему. 8 марта 1881 г. собрался Совет министров во главе с Александром III, который окончательно похоронил всякие конституционные замыслы. 29 апреля 1881 г. был опубликован манифест, в котором заявлялось о “незыблемости самодержавия” и “первенствующей роли дворянства”. Министры - либералы подали в отставку. Лорис-Меликов, военный министр Д.А.Милютин, великий князь Константин Николаевич вышли в отставку и покинули Петербург, министр А.А.Абаза лишился поста. Деятели реформ сошли со сцены. 14 августа 1881 г. было издано “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Губернаторам предоставлялось право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, передавать дела о государственных преступлениях и покушениях на должностных лиц в военные суды. “Положение” продлевалось каждые три года, вплоть до 1917 г. Численность корпуса жандармов была увеличена. Широкое распространение получили отделения по охранению порядка и общественной безопасности (“охранка”), в работе которых активно использовались тайные агенты и провокаторы. В середине 80-х гг. окончательно утвердился новый курс, отличавшийся усилением административных начал, постоянной конфронтации с земствами, нарушением законов. Эта политика была оформлена в ряде законодательных актов, получивших в историографии название “контрреформ”. 12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальников. 2200 земских начальников должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. 12 июня 1890 г. вышла “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Избирательная система была изменена. Первая курия включала только дворян. Число гласных от этой курии увеличивалось, имущественный ценз для них понижался, но повышался для городской курии. Выборные от крестьянской курии утверждались губернатором. Постановления земских собраний вступали в силу только после их утверждения губернатором или министром внутренних дел. Городовое положение, изданное 11 июня 1892 г. сократило число избирателей в 3-4 раза путем повышения ценза. Городские головы и члены управы были объявлены государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль административных органов. После 1881 г. произошли изменения в сфере просвещения. С 1884 г. церковно-приходские школы перешли в ведение Синода. Расширилось преподавание Закона Божьего в государственных школах. Циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. (“о кухаркиных детях”) ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить “поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей”. Плата за обучение была повышена. Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались. В 1885 г. для них была введена особая форма. В 1886 г. срок службы для имеющих высшее образование увеличился до одного года. С 1887 г. плата за обучение возросла в двое. И что самое важное, правительство снизило университетам ассигнования. По распоряжению правительства в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских. Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседаталей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о “сопротивлении властям” (1889), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887). Итак, сравнительная благополучная ситуация для царизма после реформы 1861 г. привела к тому, что на рубеже XIX-XX в. реформистские тенденции в России оказались заглушенными. Реакционные преобразования 1880-1890-х гг. получили название контрреформ. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политики правительства. Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли; в то же время они крайне обострили отношения между правительством и обществом. Придерживаясь реакционнго курса в политике, правительство Александра III вынуждено было поощрять развитие капитализма в социально-экономической сфере. Нарастали угрожающие диспропорции, чреватые общественными потрясениями. Рассматривая внутреннюю политику Александра III важно отметить следующие действия правительства. Во-первых, осуществлялся ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, понижались выкупные платежи, отменялось их зависимое временнообязанное положение. Учреждался крестьянский банк, который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883-1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Учреждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако все это не улучшило благосостояние крестьянского населения. Во-вторых, в 80-е гг. предпринимаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками. В большинстве своем они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением (20 инспекторов на 17 тыс. предприятий). По закону 1885 г. воспрещалось ночная работа несовершеннолетних и женщин. Закон 1886 г. принятый после Морозовской стачки, определял условия найма и порядок рассторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности, запрещал штрафы свыше 5% с рубля (штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим). Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|