Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие риторические обороты




ЖЕЛАЕМ ТЕРПЕНИЯ, НАСТОЙЧИВОСТИ,

ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ!

 

ЗАДАНИЕ № 1

Глава I

О СЛОГЕ

Чистота слога. О точности слога. Богатство слов.

Знание предмета. Сорные мысли. О пристойности.

Простота и сила. О благозвучии

ЧИСТОТА СЛОГА

 

1. В чем, по мнению П. Сергеича, заключается «ближайшая, непосредственная цель всякой судебной речи»?

2. Выпишите цитату из Квинтилиана, которой Сергеич подтверждает свои мысли.

3. «Quare non ut intelligere possit, sed ne omnino posit non intelligere, curandum: не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья».

Какие два внешних и два внутренних условия для этого необходимы?

4. Назовите четыре недостатка речи, которые по мнению Сергеича, нарушают чистоту речи. Приведите примеры.

 

О ТОЧНОСТИ СЛОГА

1. Что, с точки зрения Сергеича, оратор должен затвердить наизусть?

2. Какой, по мнению автора, тип термина лучше использовать в судебной речи: видовой или родовой? Почему?

3. Выпишите цитату из Шопенгауэра, которой Сергеич подтверждает свои мысли.

БОГАТСТВО СЛОВ

1. Продолжите фразу: «Можно быть образованным человеком, не зная кристаллографии или высшей математики; нельзя - ….».

2. Выпишите цитату из книги Германа де Бетса «Искусство говорить на суде», которой Сергеич подтверждает свои мысли.

3. Самостоятельно выпишите своё любимое стихотворение А.С. Пушкина.

4. Опишите, как П. Сергеич относится к народному языку.

5. Выпишите примеры тавтологии и плеоназма в судебной речи, которые приводит П. Сергеич.

ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА

1. Продолжите фразу: «Предмет, слабо освещенный, представляется на зеркальной поверхности в таком же неясном виде; вещь, освещенная ярко, и в зеркале отразится в четких очертаниях. То же можно сказать о человеческом языке: ….».

2. Выпишите цитату из трактата Буало «Поэтическое искусство», которой Сергеич подтверждает свои мысли.

3. Каковы, по мнению автора, причины неспособности оратора говорить понятно.

СОРНЫЕ МЫСЛИ

1. В чем, по мнению автора, состоит сущность пустословия и как его избежать?

2. Продолжите фразу: «Можно возразить, что слишком сжатое изложение затруднительно для непривычных слушателей и мысли, лишние сами по себе, бывают полезны для того, чтобы дать отдых их вниманию. Но это неверное соображение: во-первых, ….».

3. Какие цитаты неприемлемы в серьезной судебной речи? Раскройте смысл фразы «нельзя мешать жемчуг с желчью и кровью».

 

О ПРИСТОЙНОСТИ

Раскройте подробнее содержание следующих правил:

1. «Не касайтесь религии, не ссылайтесь на божественный промысел».

2. «Соблюдайте уважение к достоинству лиц, выступающих в процессе».

3. «Избегайте предположений о самом себе и о присяжных».

4. «Слог речи должен быть строго приличным как ради изящества ее, так и из уважения к слушателям».

 

ПРОСТОТА И СИЛА

1. Что П. Сергеич называет «художественной простотой слога»?

2. Выпишите цитату из Шопенгауэра, которой Сергеич подтверждает свои мысли.

3. Обоснуйте следующие высказывания П. Сергеича:

а) «Надо говорить просто».

б) «Слово – великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем».

в) «На трибуне нельзя думать о словах».

г) «Непринужденность, свобода, даже некоторая небрежность слога – его достоинства; старательность, изысканность – его недостатки».

д) «Такие ходячие выражения не годятся для сильной речи».

е) «Надо знать цену словам».

ж) «Это можно было бы назвать юридической выразительностью, и это очень выгодное качество для законника».

4. Опишите прием, который, по мнению П. Сергеича, может помочь научиться изящной простоте слога.

5. Выпишите всю цитатуиз Квинтилиана, которой Сергеич подтверждает свои мысли.

О БЛАГОЗВУЧИИ

 

1. Выучите наизусть и прочитайте выразительно строфы из стихотворений А.А. Фета, А.К. Толстого и прозаический отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Детство», которые в качестве примеров благозвучной речи приводит в своей книге П. Сергеич.

2. Какая, по мнению автора, речь лучше, быстрая или медленная, тихая или громкая? Обоснуйте примерами.

3. Что такое модуляция голоса? Как Вы понимаете фразу П.Сергеича «Остерегайтесь говорить ручейком: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа»?

4. Продолжите фразу: «Истинно художественная речь состоит в …».

Р. S. Назовите все коммуникативные качества судебной речи.

ЗАДАНИЕ № 2

Глава II

ЦВЕТЫ КРАСНОРЕЧИЯ

Образы. Метафоры и сравнения. Антитеза. Concessio.

Sermocinatio. Другие риторические обороты.

Общие мысли

1. Какое значение на суде, по мнению, П. Сергеича, имеет красноречие?

2. Продолжите фразу: «Мало говорить просто, ибо недостаточно, чтобы слушатели понимали речь оратора; надо, чтобы она подчинила их себе. На пути к этой конечной цели лежат три задачи: …».

3. Что, по мнению П.Сергеича, дает нам право сказать, что образная речь более понятна человеку, чем простая?

 

ОБРАЗЫ

 

1. Приведите высказывание Р. Гарриса о назначении образов в речи, которым П. Сергеич подтверждает свои мысли.

2. «Речь, украшенная образами, несравненно выразительнее простой». Назовите правило Аристотеля, в котором объясняется, как этого достичь.

3. Продолжите фразу: «Переносное выражение, риторическая фигура дают возможность …».

 

МЕТАФОРЫ И СРАВНЕНИЯ

1. Какие метафоры советует употреблять П.Сергеич?

2. Продолжите фразу: «Не говорите: …».

3. Каково назначение сравнения в речи? Что, по мнению автора, не следует сравнивать?

4. Продолжите фразу: «Чтобы не остаться незамеченным, чтобы быть интересным, сравнение, как метафора, должно быть …, …».

5. Выпишите наиболее запомнившиеся примеры использования сравнений в судебной речи, которые приводит П. Сергеич, как в качестве удачных, так и в качестве неудачных.

6. Чем отличается метафора от сравнения, что, по мнению П.Сергеича, предпочтительнее использовать в судебной речи?

АНТИТЕЗА

1. В чем заключаются достоинства антитезы?

2. Приведите примеры использования антитезы в судебной речи.

3. Продолжите фразу: «Чтобы находить новые мыли, надо иметь творческий ум; для удачных образов нужна счастливая фантазия; но живые антитезы…».

4. Выпишите цитату из «Риторики» Цицерона, которой Сергеич подтверждает свои мысли.

 

CONCESSIO

Уступка, позволение, согласие (лат.)

 

1. В чем, по мнению автора, заключается изящество данной риторической фигуры?

2. Обоснуйте утверждение «Concessio расчищает путь для мысли, неприятной слушателям».

3. Какой вид данной фигуры называется «капканом»? Приведите пример. Как «капкан» можно использовать в судебной речи?

 

SERMOCINATIO

Цитирование (лат.)

 

1. Что такое Sermocinatio и как данная фигура может использоваться в судебной речи? Приведите примеры.

2. Какие судебные ораторы 19 в. наиболее часто использовали этот прием и почему?

3. Как по-другому мы можем назвать риторический прием, который П. Сергеич называет «оживлением неодушевленных предметов»?

4. Уточните, какие смысловые нюансы могут возникнуть в результате неопытного применения данного средства художественной выразительности в судебной речи.

 

ДРУГИЕ РИТОРИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

 

1. Внимательно изучите пример выступления Ше дґЭст Анжа по делу ла Ронсьера, перечислите все 14 риторических оборотов, которые по мнению П. Сергеича, использовал оратор. Раскройте значение каждого оборота.

2. Найдите и выпишите аллегорию, синекдоху, антитезу, сравнение и не менее 13 метафор, которые по мнению П. Сергеича, встречаются в приведенном в книге отрывке из речи С.А. Андреевского на процессе по делу Таганрогской таможни (12 февр. – 8 марта 1885 г.).

3. Продолжите фразу: «Итак практический совет: …».

4. Приведите золотое правило накопления и использования риторических оборотов в речи, которое дает П. Сергеич своим читателям, отвечая на вопрос «не создаст ли употребление риторических фигур нестерпимую пестроту речи, не будет ли развлекать слушателей, не утомит ли их?».

 

ОБЩИЕ МЫСЛИ

1. Продолжите фразу: «Одним из лучших украшений речи служат общие мысли. Знание есть монета ….».

2. Какие слова Гете, по мнению П. Сергеича, являются «драгоценнейшим советом для оратора».

3. «Философские мысли, как и афоризмы практической мудрости, не только украшают речь, но и придают ей силу». Каких авторов, по мнению П. Сергеича, нужно обязательно прочесть судебным ораторам, «чтобы обогатиться чужими афоризмами и выработать способность самому находить их»?

4. Выпишите цитату из речи А.Ф. Кони в Государственном совете, которой Сергеич подтверждает свои мысли.

5. «Есть мысли общие для всех времен и всех народов; есть такие вопросы, которые создаются условиями места и времени; есть вечные, неразрешимые вопросы о праве суда и наказания вообще, и есть такие, которые создаются столкновением существующего порядка судопроизводства с умственными и нравственными требованиями данного общества в определенную эпоху». Перечислите все 14 общих вопросов, которые по мнению П.Сергеича, «должны быть хорошо знакомы оратору и основательно продуманы им, чтобы он всегда мог говорить о них не только как сведущий законник, но как просвещенный сын своего времени».

6. В каком случае еще могут пригодиться общие рассуждения и удачно выраженные сентенции?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...