Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Р. S. Перечислите все разновидности тропов и фигур.




ЗАДАНИЕ № 3

Глава III

MEDITATIO (подготовка)

Поиски истины. Картины. О непрерывной работе.

Схема речи

 

1. Какие вопросы должен уяснить судебный оратор, готовясь к обвинению или защите?

2. Укажите три задачи, которые необходимо решить оратору «в приготовлении к судебному состязанию».

 

ПОИСКИ ИСТИНЫ

 

1. С чего начинается подготовка судебной речи?

2. Выпишите цитату из статьи М.Ф. Громницкого «Роль прокурора на суде по уголовным делам», которой П. Сергеич подтверждает свои мысли.

3. Продолжите афоризм: «Знать дело – вовсе…».

4. Как Вы понимаете фразу П. Сергеича: «Будьте умеренно любопытны и разумно недоверчивы».

5. «Первое правило meditationis – размышления о речи – заключается в том, чтобы уяснить себе данные предварительного следствия». Раскройте подробно 9 пунктов-советов, составляющих это правило.

6. Выпишите отдельно к соответствующим пунктам две цитаты из Цицерона, которые П. Сергеич приводит в подтверждение своих мыслей.

7. Продолжите фразу: «Итак, общее, основное правило при изучении предварительного следствия таково: …». Какое практическое значение имеет это правило при составлении речи?

8. Проведите соответствие между следующими утверждениями и указанными вами пунктами первого правила (определите, к какому пункту относится данное утверждение):

а) «Не торопитесь признавать факты безразличными. Коль скоро вы говорите: подсудимый почему-то пошел туда-то, свидетель почему-то ушел, потерпевший почему-то не говорит об этом, остановитесь и постарайтесь объяснить, почему. Подумайте, не объясняются ли все эти сомнения общим ответом»;

б) «Обсудите обстоятельства, благоприятствовавшие преступлению и затруднявшие его совершение»;

в) «Отношение участников события к отдельным фактам в разные моменты имеет большое значение»;

г) «Действительность факта определяется его совпадением в пространстве и времени; причинная связь двух фактов, кроме того, - их последовательностью»;

д) «То, чего не было, также может быть доказательством, и доказательством неотразимым».

КАРТИНЫ

1. Что подразумевается автором под понятием «картины» в судебной речи? Для чего они нужны? Где их взять?

2. Проиллюстрируйте примерами следующие положения:

а) «Отнюдь не следует думать, что характерные эпизоды можно брать только среди фактов, установленных на суде. Напротив того: это большею частью бывают именно такие эпизоды, которые недоступны взгляду следователя, присяжного и судьи, потому что они (факты) боятся света»;

б) «Если свидетель, бывший очевидцем известного происшествия, передает о нем в живом рассказе, то его показание следует оставить неприкосновенным. В исключительном случае оратор может повторить его дословно; но отнюдь нельзя пересказывать такого показания, как постоянно делают у нас; в этом пересказе описание уже теряет свою яркость»;

в) «Когда факты картинны сами по себе, их надо передать с полной непосредственностью, как можно проще; если в событии недостает красок, оратор должен найти их»;

г) «В этих простых описаниях сильных сцен следует иметь в виду одно: чтобы произвести впечатление, они не должны быть слишком кратки. Но подробностей не надо; они уже известны слушателям, и картина, которую вы рисуете, сложится в их воображении по двум-трем чертам.

Если событие яркое, но обыкновенное, описание должно быть заменено быстрым наброском».

3. «Опытные ораторы всегда, когда можно, избегают точных описаний в драматических местах». В каком случае, по мнению П. Сергеича, оратору следует отступить от данного принципа?

О НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЕ

 

1. Зафиксируйте специальный прием, который предлагает П. Сергеич для систематизации мыслей оратора по конкретному делу?

2. Продолжите фразу: «Те речи, которые кажутся нам сказанными так легко и просто, на самом деле составляют плод …».

3. Какой вид тропа и с какой целью использовал П. Сергеич в следующей фразе: «Следите за собою; как только мысль почему-либо набрела на страницу из вашего дела, надо гнать ее вперед и спешить за ней, горячить ее и прислушиваться к ней».

4. Согласны ли Вы с утверждением, что оратору «надо трудиться, не щадя себя; без этого лучшие правила не принесут никакой пользы»?

5. Выпишите цитату из трактата Цицерона «Диалог об ораторе», которой П. Сергеич подтверждает свои мысли.

6. В чем, по мнению П. Сергеича, существенное отличие подготовительной работы к выступлению обвинителя и защитника? Какой совет дает П. Сергеич защитнику?

 

СХЕМА РЕЧИ

1. Какие составляющие образуют «настоящий план речи»? Приведите примеры.

2. Назовите самый существенный, по мнению П. Сергеича, из вопросов судебного красноречия.

3. В речах Цицерона за Секста Росция, Ше дґЭст Анжа по делу Ронсьера, Андреевского по делу Михаила Андреева назовите главное и основные положения.

4. Продолжите фразы: «Чем меньше отдельных тезисов, тем …» и «Чем больше отдельных положений, тем …».

 

Р. S. Назовите три этапа подготовки оратора к выступлению в судебных прениях.

ЗАДАНИЕ № 4

Глава IV

О ПСИХОЛОГИИ В РЕЧИ

Характеристика. Житейская психология. О мотиве

1. В чем, по мнению П. Сергеича, заключается психология преступления? Что утверждает обвинитель и что доказывает защитник?

2. На какие два раздела распадается психология?

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

1. Назовите качество характеристики в речи прокурора, в речи защитника.

2. Как Вы понимаете утверждение П. Сергеича, что «изучая участников события для их характеристики, оратор должен отрешиться от всяких предвзятых взглядов. До поры до времени его единственная задача – понять человека».

3. Из каких признаков должна состоять непредвзятая характеристика?

4. Назовите компоненты, из которых, по мнению П. Сергеича, слагается образ «каждого из участников судебной драмы».

5. Выпишите цитату из «Поэтического искусства» Буало, которой П.Сергеич подтверждает свои мысли.

6. Обоснуйте следующие положения:

«Незначительный факт дает безошибочное указание на определенную черту характера в человеке».

«Не менее выразительны бывают и разговоры, общие суждения, иногда простые восклицания человека».

«Решительный отзыв знакомого, соседа, односельчанина подсудимого или потерпевшего бывает убедительнее для присяжных, чем самые остроумные догадки оратора о личных свойствах людей, ему неизвестных».

«Душевные свойства человека отражаются на его письменном языке, на слоге».

7. Выпишите полностью суждение Ганса Гросса, которым П. Сергеич подтверждает свои мысли.

8. Охарактеризуйте прием использования оратором подлинного текста письменного документа.

9. Выпишите цитату из рукописей Шопенгауэра, а также афоризм Ларошфуко, которыми автор подтверждает следующую мысль: «В нравственном отношении они (люди) представляют не золотую середину, а малоценную посредственность: не очень добрые и не слишком злые, не слишком честные и не совсем мошенники; умственные способности у большинства бывают ниже среднего. Но и более развитые, цельные и твердые люди часто изменяют себе».

10. В чем заключается исходная точка оратора в нравственной оценке преступления?

11. Продолжите фразу: «Итак, если оратор признал, что характеристика известного лица нужна для дела, он должен …».

 

ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Какова вторая задача психологического исследования на суде?

2. Раскройте понятие «житейская психология и особенности её применения на суде».

3. Приведите прием-пример, помогающий, по мнению П. Сергеича, найти житейскую оценку преступления.

 

О МОТИВЕ

1. Продолжите фразу: «Каждое преступление, как всякое сложное явление в жизни общества, есть уравнение со многими неизвестными: …».

2. Обоснуйте утверждение П. Сергеича, что в уголовном процессе обвинитель и защитник могут быть оба одновременно правы.

3. Что входит в формулу мотива преступления?

4. Как быть в тех случаях, когда нельзя обнаружить мотива преступления?

5. Опишите путь, помогающий «проследить за помыслами и чувствами человека, скрывающего их, не договаривающего, часто неспособного даже вспомнить их, тем менее - верно рассказать о них следователю или защитнику».

6. «Судебное следствие укажет вам, какие из ранее отмеченных переживаний в душе подсудимого заслуживают более подробного разбора перед присяжными и представляются удобными для этого. Остановитесь на двух-трех таких моментах и расскажите присяжным в немногих словах то, что пережил бы каждый из нас в такую минуту». Выпишите эти моменты из защитительной речи Александрова по делу Веры Засулич.

7. К какому вопросу сводится нравственная оценка в судебном споре?

8. «Гораздо лучше недоговорить, чем сказать лишнее». Приведите правило искусства речи на суде, которое, по мнению П. Сергеича, может применяться в объяснении мотивов преступления.

 

ЗАДАНИЕ №5

Глава V

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...