Предварительная обработка речи
Юридическая оценка деяния. Нравственная оценка преступления. О творчестве. Художественная обработка. Идея. Dispositio ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯНИЯ
1. В чем заключается двойственность в оценке деяния, вменяемого в вину подсудимому? 2. Обозначьте уголовную задачу судебной речи. 3. Продолжите фразу: «Хотя бы человек совершил величайшее нравственное злодеяние, он…». 4. Сформулируйте первую главную аксиому уголовного оратора. 5. Обоснуйте утверждение: «Незнание закона – преступление». 6. Переведите на современный юридический язык, используя материал соответствующей лекции, следующее положение: «Надо знать не только законы; надо знать сенатские решения и изучать их по подлинному тексту, а не по тезисам стереотипного сборника». 7. Выпишите цитату из автобиографии Джона Кемпбеля, которой П. Сергеич подтверждает мысль о том, «что значит быть во всеоружии закона». НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 1. Если юридическая оценка события строится на знании и толковании закона, то на чем, по мнению П. Сергеича, строится нравственная оценка преступления? 2. Выпишите рассуждение Э. Ферри, в котором, по мнению П. Сергеича, указан основной недостаток обвинительных речей. 3. Продолжите фразу: «Судебный оратор должен быть….». 4. Чем, с точки зрения нравственной оценки преступления, отличается судебная речь в суде с присяжными от судебной речи в коронном суде? Уточните в учебнике по ИОГИП понятие «коронный суд». 5. Продолжите фразу: «Судебная речь должна заключать в себе нравственную оценку преступления, соответствующую ….». 6. С чем необходимо считаться судебному оратору, давая нравственную оценку преступлению, и как это сделать?
7. Опишите обе роли, между которыми, по мнению П. Сергеича, судебный оратор имеет выбор в этой части своей речи.
О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА «Прочтите любую речь истинного оратора, и вы убедитесь, что будучи обвинением или защитой, она есть вместе с тем художественное произведение». «Исходная точка искусства заключается в умении уловить частное, особенное, характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других ему подобных. Пока нет обособления, нет художественной обработки». «Судебная речь есть литература на лету».
Внимательно прочитайте анализ П. Сергеичем защитительной речи С.А. Андреевского по делу Андреева, обвинявшегося в убийстве Сарры Левиной. Обоснуйте предложенные выше тезисы.
ИДЕЯ
1. От чего, по мнению П. Сергеича зависит общая идея, основная мысль судебной речи, избираемая оратором? 2. Выделите основные моменты в речи Н.П. Карабчевского, приводимой в подтверждение своего тезиса П. Сергеичем. 3. «Охотник спускает сокола с цепи; сокол летит под облака, вьется над полем, гонясь за испуганной дичью, и после стремительного удара послушно возвращается на плечо хозяина». Продолжите мысль, в поддержку которой приведено данное развернутое сравнение. 4. Назовите еще одно, кроме проявления творческой силы, отражающей личность оратора, условие, которое по определению автора, необходимо, чтобы судебная речь «была истинно художественным произведением». 5. Какую книгу в качестве убеждения читателя приводит в пример П. Сергеич, почему? 6. Продолжите фразу: «Читайте дело, и пусть на каждой странице его явится …».
DISPOSITIO Расположение, размещение, правильное распределение (лат.) 1. Что понимается под «порядком изложения оратора», порядком распределения материала в судебной речи? 2. Сформулируйте три кратких правила, которые П. Сергеич советует применять при распределении материала.
3. Стоит ли заранее искать или готовить план изложения? Какой прием предлагает П. Сергеич в работе с планом изложения? 4. В чем заключается краткость речи? Какие две задачи для этого надо иметь в виду? 5. Продолжите фразу: «Если после судебного следствия самое лучшее из всего продуманного вами окажется лишним, будь то половина вашего труда, вы должны …».
ЗАДАНИЕ №6 Глава VI СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ О допросе свидетелей. О достоверности свидетельских показаний. О разборе свидетельских показаний. Об экспертизе О ДОПРОСЕ СВИДЕТЕЛЕЙ
1. Сформулируйте правило, которое, по мнению П. Сергеича, должно стоять «во главе заповедей судебного красноречия». 2. От чего зависит успех оратора в уголовном процессе? 3. «Для людей честных и умелых это средство раскрыть то, что без него осталось бы недоступным для суда; притом это средство положено в основание уголовного судопроизводства, установленного у нас законом, и до сих пор лучшего не найдено». Назовите «средство», о котором идет речь. 4. О ведении допроса в суде второй половины XIX века П. Сергеич пишет: «Можно сказать, во-первых, что большая половина вопросов, задаваемых у нас в уголовном суде с присяжными заседателями, суть вопросы праздные; можно сказать, во-вторых, что из другой, меньшей половины большая часть состоит из вопросов, вызывающих неблагоприятные ответы для спрашивающих; и я утверждаю, в третьих, что в большинстве этих последних случаев неблагоприятный ответ бывает заранее предрешен неудачным вопросом». Как Вы думаете, многое ли изменилось с тех пор и не допускают ли наши современные прокуроры и защитники подобные же ошибки? Обоснуйте свой ответ. Обратите особое внимание на приводимые автором примеры. 5. Какие услуги со стороны защитника П. Сергеич называет «медвежьими услугами подсудимому»? 6. Выпишите себе в назидание полную цитату из книги Гарриса, которой автор подтверждает свои мысли. 7. Перечислите 10 практических указаний, предлагаемых П. Сергеичем, «которые при всей своей очевидности должны быть признаны полезными и существенными» для судебных ораторов. Если считаете необходимым, приводите и обоснование указанных правил.
8. Продолжите афоризм: «строго говоря, вопрос следует задавать, только зная …». О ДОСТОВЕРНОСТИ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ Выпишите 8 правил для оценки свидетельских показаний, взятых П. Сергеичем в виде примеров из наблюдений в судебном зале.
О РАЗБОРЕ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ
1. Раскройте содержание 5 правил в отношении оратора к свидетельским показаниям. 2. Продолжите фразу Гарриса: «Нет худшей рекомендации для человека, как …». ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ 1. Обоснуйте значение психиатрической экспертизы в судебном процессе. 2. Приведите классификацию экспертов, которую даёт автор. Выскажите своё мнение по этому поводу. 3. Назовите главное правило для судебного оратора, если со стороны противника в процессе есть эксперт. 4. В чем заключается второе правило? 5. Продолжите фразу: «Надо только помнить, что научная критика по специальным вопросам не может отличаться привлекательностью литературного произведения и потому, оставаясь строго деловитыми в этом разделе речи, следует особо позаботиться о …». 6. Какие вопросы должен выяснить для себя оратор, если в качестве эксперта оказался недобросовестный человек? 7. Формулируя прием «вывода мнимого ученого на чистую воду», продолжите фразы: 1) «Надо внимательно прочесть несколько серьезных книг по данному вопросу и, …». 2) «При допросе эксперта, невзирая ни на какие его выходки, держитесь исключительно в границах научного спора; если у вас …». 8. Запомните рекомендации П. Сергеича по отношению к оценке объяснений подсудимого: «Скажу только обвинителю: не злоупотребляйте ни словами, ни молчанием подсудимого; защитнику: предупредите его, чтобы он не лгал». ЗАДАНИЕ №7 Глава VII ИСКУССТВО СПОРА НА СУДЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|