Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые правила диалектики. Преувеличение.




Повторение. О недоговоренном. Возможное и вероятное.

О здравом смысле. О нравственной свободе оратора

1. В чем, по мнению П. Сергеича, заключается искусство судебного спора?

 

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ДИАЛЕКТИКИ

 

1. Мнением каких мыслителей П. Сергеич подтверждает тезис о том, что «правду нельзя изобличить в логической непоследовательности или намеренном обмане; на то она и правда».

2. Восстановите фразу: «В делах с прямыми уликами …; в делах с косвенными уликами - …».

3. Назовите особенность, составляющую существенное отличие судебного спора от научного.

4. «Сознание того, что последствием судебного решения может быть справедливая безнаказанность или несоразмерное наказание преступника, а иногда и наказание невиновного, обращает спор между обвинителем и защитником в настоящий бой… При таких условиях человек не может отказаться от искусственных приемов борьбы. Поступить иначе значило бы идти с голыми руками против вооруженного».

Выпишите цитату из труда Гарриса, которой П. Сергеич подтверждает эти мысли.

5. Перечислите основные элементы судебного спора.

 

PROBATIO

Доказательство

 

1. Составьте свод из 15 риторических правил доказательства, используемых в тактике судебного боя. Используемую П. Сергеичем терминологию на латинском языке приводите с обязательным переводом на русский язык. Раскройте смысл каждого правила.

2. Выпишите цитаты из Цицерона и Квинтилиана, которыми автор подтверждает 7 правило.

REFUTATIO

Опровержение

1. Приведите 10 риторических правил опровержения, используемых в тактике судебного боя. Не забывайте подкреплять правила наиболее интересными, на ваш взгляд, примерами из судебной практики, которые приводит П. Сергеич.

2. Вслед за П. Сергеичем подтвердите словами Уэтли 4 правило, словами Цицерона 7 правило, словами Демосфена 9 правило.

3. Сформулируйте общее правило любого спора и соотнесите его с общим правилом в судебной речи.

 

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

 

1. «Во всяком практическом рассуждении важно не только то, что сказано, но и то, как сказано». Раскройте смысл использования такого искусственного приема «усиления мыслей формой их изложения», как ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ.

 

ПОВТОРЕНИЕ

1. По мнению автора, «перед присяжными повторение – один из самых нужных приемов». Как использовать этот прием в судебной речи, чтобы «не быть утомительным и скучным»? В качестве примера приведите четыре приема, указанных Уэтли.

 

О НЕДОГОВОРЕННОМ

 

1. Обоснуйте следующий тезис: «Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести их на нее, не высказываясь до конца», используйте в качестве аргументов такие положения, как: «Не договаривайте, когда факты говорят за себя» и «Не выражайте ни хвалы, ни порицания, когда доказываете, что человек заслуживает того или другого».

 

ВОЗМОЖНОЕ И ВЕРОЯТНОЕ

 

1. Сформулируйте важнейшее правило правдоподобного и убедительного объяснения фактов с использованием возможного и вероятного.

О ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ

1. «Будем искать доводов от имени закона и здравого смысла», - постулирует П. Сергеич, говоря об искусстве спора на суде. Внимательно прочитайте предлагаемый в подтверждение этого тезиса пример об извозчике, выступившем в роли защитника. Сформулируйте сделанный вами вывод.

 

О НРАВСТВЕННОЙ СВОБОДЕ ОРАТОРА

1. «В красноречии, как во всяком практическом искусстве, технические приемы часто переходят в настоящую ложь, еще чаще в лесть или лицемерие. Здесь нелегко провести границу между безнравственным и дозволенным». Где, по мнению автора, проходит черта этого отличия?

2. Приведите полностью цитату из статьи проф. Л. Владимирова «Реформа уголовной защиты» о нравственной свободе защитника. Прав или нет проф. Владимиров, по мнению П. Сергеича? Выскажите свое мнение по этому поводу, обоснуйте его.

3. Запомните: «Оправдание виновного есть незначительное зло по сравнению с осуждением невиновного».

4. Продолжите фразу: «Суд не может требовать истины от сторон, ни даже откровенности; они обязаны перед ним только к …».

5. Отвечая на вопрос, как же далеко могут идти в искусственных риторических приемах обвинитель и защитник на суде, сформулируйте профессиональное кредо судебного оратора в нравственном речевом поведении.

 

ЗАДАНИЕ №8

Глава VIII

О ПАФОСЕ

Рассудок и чувство. Чувства и справедливость.

Пафос как неизбежное, законное и справедливое.

Искусство пафоса. Пафос фактов

РАССУДОК И ЧУВСТВО

 

1. Обоснуйте утверждение П. Сергеича, что «у всякого народа свой суд присяжных».

2. Выпишите цитату из заметок присяжного заседателя, которая является антитезой следующим «правилам», признанным в юридической риторике: «Присяжные судят более по впечатлениям, а не по логическим выводам» (В.Д. Спасович), «Чем сильнее огонь вдохновения у судьи, тем большего успеха он достигает» (Цицерон).

3. Прочитайте внимательно речь Сократа в свою защиту на суде, выпишите ключевые положения, доказывающие его невиновность.

4. Ознакомьтесь с цитатой из «De institutione oratoria» Квинтилиана (с. 254). Опровергните это положение, выстроив цепочку из 5-6 аргументов.

5. В своей книге П. Сергеич в качестве примеров приводит множество обвинительных и защитительных речей известных ораторов второй половины ХIХ века. Одним из нашумевших уголовных дел того времени, было дело Кронберга, обвинявшегося в истязании малолетней дочери. Сергеич предлагает читателю разбор защиты по этому делу Ф.М. Достоевским (из «Дневника писателя»). Основываясь на этом разборе, сделайте подобный разбор речи П.А. Александрова в защиту Засулич (текст речи см. в книге: Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004. – С.212-232).

 

ЧУВСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

1. Выскажите свое мнение по поводу следующих силлогизмов:

а) «Всякое преступление должно быть наказано. Подсудимый совершил несколько преступлений. Следовательно, подсудимый должен быть наказан»;

б) «Подсудимого надо оправдать потому, что у него шестеро малолетних детей. Если мы осудим отца, его детям придется помирать с голоду; но дети должны жить, следовательно, мы не можем осудить подсудимого».

2. Назовите чувства, на которые чаще всего воздействуют судебные ораторы, стремясь убедить присяжных в виновности либо невиновности подсудимого.

3. Выпишите цитату из «Lectures on Rhetoric and Belles Lettres. London, 1810» Блэра, которой П. Сергеич подтверждает тезис «чувство должно иметь разумное основание».

4. Перечислите 3 недостойных, по мнению П. Сергеича, приема воздействия на присяжных, которые, к сожалению, вошли в обычай.

5. Что такое, по Вашему мнению, справедливость в правосудии? Согласны ли Вы с мнением П. Сергеича по этому вопросу?

 

ПАФОС КАК НЕИЗБЕЖНОЕ,

ЗАКОННОЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ

 

1. Выпишите цитату из «Philosophy of Rhetoric, I, гл. VII, § 4» Кемпбеля, которой П. Сергеич подтверждает мысль о том, что речь всегда воздействует на чувство.

2. Прокомментируйте утверждение: «Самое сухое рассуждение может одним словом превращено в страстный призыв; недомолвка, пауза могут быть столь же выразительны и понятны для слушателей».

 

ИСКУССТВО ПАФОСА

 

1. Приведите общие указания в отношении воздействия оратора на естественные и справедливые чувства как законного приема в судебном состязании. При указании условий не забывайте формулировать практические риторические правила и приемы, которые предлагает П. Сергеич.

2.Какие требования, по мнению Сергеича, предъявляются к сравнению как к средству пояснения мысли и как доказательству?

 

ПАФОС ФАКТОВ

1. Что П. Сергеич подразумевает под пафосом фактов? Почему автор называет его «основным приемом для возбуждения чувства у слушателей на суде»?

2. Опишите 2 способа, с помощью которых оратор может передать свое настроение окружающим.

3. Анализируя речь Антония над трупом Цезаря у Шекспира, П. Сергеич приводит схему воздействия оратора на чувства слушателей. Пользуясь данной схемой, проанализируйте речь Спасовича В.Д. в защиту Дементьева (текст речи см. в книге: Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004. – С.303 - 314).

4. Продолжите и запомните следующую аксиому: «Честный человек не забудет двух требований совести: …».

5. «… боевой характер судебной речи требует от оратора и логики, и пафоса». Чему, логике или пафосу, отдает предпочтение П. Сергеич и почему?

 

ЗАДАНИЕ №9

Глава IX

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...