Трассы вскрывающих выработок, их элементы, формы и параметры. Конструкции и параметры пунктов примыкания к горизонтам.
Контрольные вопросы. 1. Что называется трассой капитальной траншеи. 2. Назовите основные параметры трассы. 3. Перечислите способы примыкания капитальных траншей к рабочим горизонтам. 4. Перечислите варианты расположения трасс в контурах карьера.
Трассой капитальной траншеи называется ее продольная ось, положение которой установлено в пространстве. В зависимости от положения трассы капитальной траншеи относительно конечного контура карьера различают трассы: · внешние, · внутренние · смешанные. Горизонтальная проекция трассы является планом пути, а вертикальная ее проекция — продольным профилем пути. Путь в плане состоит из прямолинейных и криволинейных участков, а в профиле — из горизонтальных и наклонных участков, а также сопрягающих участков между ними, обеспечивающих необходимую плавность переходов. Трассирование заключается в установлении на плане и в профиле оси транспортного пути. В последнем случае верхние уступы карьера вскрыты траншеями внешнего заложения, а нижние - траншеями внутреннего заложения (рис. 6.9). По сроку службы различают трассы стационарные (трассы траншей внешнего и внутреннего заложения, расположенных на нерабочем борту карьера) и временные (трассы скользящих съездов). Основными параметрами трассы являются: величина ее руководящего подъема, глубина заложения (разность высотных отметок начала и конца трассы), минимальный радиус криволинейных участков, теоретическая и действительная длина трассы, число и конструкция пунктов примыкания наклонных участков к горизонтальным. Положение трассы капитальной траншеи в пространстве характеризуется ее продольным профилем (проекция оси капитальной траншеи на вертикальную плоскость) и планом (проекции оси капитальной траншеи на горизонтальную плоскость).
Продольный профиль трассы включает горизонтальные и наклонные участки, а также участки сопряжения между ними. Важным элементом продольного профиля трассы является конструкция пункта примыкания наклонных участков к рабочим горизонтам. Различие возможных вариантов примыкания определяется условиями трогания транспортных средств при их вынужденной остановке.
В соответствии с этим различают примыкание на руководящем подъеме, смягченном подъеме, горизонтальных площадках (рис. 6.10). В случае примыкания на руководящем вынужденная остановка транспортных средств происходит непосредственно на участке с руководящем подъемом. Удельная сила сопротивления движению в момент трогания в этом случае значительно превышает аналогичную силу при равномерном движении по руководящему подъему. При таком продольном профиле трассы для обеспечения трогания с места после остановки требуется увеличение сцепного веса локомотива на 10-50%. Однако в этом случае обеспечиваются минимальная длина трассы и минимальный объем системы капитальных траншей.
При примыкании на смягченном подъеме в верхней части капитальной траншеи (при ее подходе к лежащему выше рабочему горизонту) устраивается участок определенной длины, имеющий меньший подъем, чем руководящий (смягченный подъем, составляющий 60- 65% от руководящего) длина смягченного участка трассы составляет 200-250 м. Это обеспечивает трогание и разгон локомотивосостава без увеличения мощности локомотива. Объем системы капитальных траншей в этом случае также несколько увеличится. Примыкание на горизонтальной площадке не вызывает увеличения объема капитальных траншей (по сравнению с объемом при примыкании на руководящем подъеме), но длина трассы увеличивается.
Различают теоретическую и действительную длину трассы капитальной траншеи. Действительная длина трассы (всегда больше теоретической из-за наличия участков примыкания). Трассы капитальных траншей в плане разделяются на простые и сложные (рис. 6.11). Трасса капитальной траншеи называется простой, если она имеет одно направление, Трасса, состоящая из нескольких участков, имеющих разное направление, называется сложной. В зависимости от положения этих участков в контуре карьера и способа их соединения различают форму трассы: · тупиковую, · петлевую, · спиральную, · комбинированную. Капитальные траншеи внешнего заложения всегда имеют простую форму трассы. К основным факторам, определяющим выбор формы трассы, относятся условия залегания полезного ископаемого, рельеф поверхности, размеры карьерного поля в плане, вид карьерного транспорта. Тупиковая форма трассы применяется в основном при железнодорожном транспорте, петлевая - при автотранспорте.
Карьерные автодороги разделяются на основные — между приемными пунктами полезного ископаемого или отвалами и рабочими горизонтами карьера и соединительные — по рабочим горизонтам и отвальным уступам. Основные автодороги располагают в системе траншей, на поверхности и на въездах на отвалы. Дороги состоят из участков, различающихся положением и характеристиками: уклоном, шириной, радиусом закругления и типом дорожной одежды, что характерно для отдельных зон карьерного поля.
Раздел 5 Лекция 9. Грузопотоки, их виды и характеристики. Стадии грузопотока и технологические процессы его формирования.
Контрольные вопросы. 1.Перечислите виды грузопотоков карьера. 2.Назовите преимущества и недостатки зависимых и независимых грузопотоков. 3.Расскажите о принципах разделения грузопотоков.
Поток грузов определенного качества, характеризуемый сравнительно устойчивым (во времени) направлением и определенным объемом перевозок в единицу времени (смену или сутки), называется элементарным грузопотоком. Элементарные грузопотоки могут различаться направлением (рис. 4.1, а, видом транспорта (рис. 4.1, 6), транс портными коммуникациями (рис. 4.1, в) или моделями одного вида карьерного транспорта. Они могут различаться по всем перечисленным признакам или отдельным из них.
Например, элементарные породный и рудный грузопотоки от сложного рудного забоя при использовании автотранспорта и одной автодороги часто различаются лишь перемещением руды и породы в разных автосамосвалах одного и того же типоразмера (рис. 41, е). При использовании конвейерного транспорта в таких условиях уже требуются отдельные конвейеры, т. е. элементарные грузопотоки различаются транспортными коммуникациями и средствами (рис. 4.1,в). Элементарные грузопотоки из различных забоев при однородных транспортируемых породах стремятся объединить в один грузопоток уступа для максимально возможного сокращения числа грузопотоков, следующих с уступа (рис. 4.2). С той же целью и по тому же принципу стремятся объединить грузопотоки уступов в однородные грузопотоки карьера (рис. 4.3, а, е). В общем случае группа соединяющихся элементарных грузопотоков образует сходящийся грузопоток(рис.4.2; 4.3, а). Часто сходящимися считают и элементарные грузопотоки, имеющие общие транспортные коммуникации или даже только одно направление. Общий грузопоток, разделяющийся затем на отдельные грузопотоки, называется расходящимся грузопотоком (рис. 4.3, 6). Разделяются в основном грузопотоки вскрышных пород и полезного ископаемого, реже—разнородных пород, редко —однородных пород. Общий грузопоток карьера, образованный сходящимися вначале элементарными грузопотоками, а затем (чаще на поверхности) расходящийся, называют сложным грузопотоком (рис. 4.3, в). Если грузопоток уступа или карьера обслуживается различными видами транспорта и по пути следования груза имеет перегрузочные и сортировочные пункты, его называют комбинированным. На карьерах средней мощности и мощных обычно преобладают сложные и комбинированные грузопотоки. Если грузопотоки уступа или карьера состоят из разнородных пород, их называют разнородными грузопотоками. Общий грузопоток карьера называют сосредоточенным, если основные грузопотоки перемещаются по одним, выходным транспортным коммуникациям из карьера (рис. 4.3, а), и рассредоточенным (рис. 4.3,г), если отдельные грузопотоки перемещаются по различным основным коммуникациям.
Сокращение количества грузопотоков в карьере позволяет экономичнее использовать экскаваторы и мощные средства карьерного транспорта, улучшить качество дорог, а также сократить число вскрывающих выработок и затраты на их сооружение. Элементарные и уступные грузопотоки могут соединяться и следовать по единым транспортным коммуникациям и выработкам, но в разных транспортных средствах. Такая возможность легко обеспечивается при автомобильном транспорте, труднее — при железнодорожном транспорте. В случае использования конвейеров необходимы параллельные конвейерные линии для перемещения разнородных пород.
Несколько грузопотоков в карьере могут быть: независимыми друг от друга, если работа комплекса оборудования, обслуживающего данный грузопоток (от его начала до конца), не зависит от работы оборудования, обслуживающего другие грузопотоки, и оборудование строго закреплено за определенным грузопотоком; зависимыми друг от друга, если необходимо периодически перераспределять оборудование, в частности транспортные средства, по смежным грузопотокам для лучшего (более полного) его использования; такое пере распределение производится диспетчерской службой; жестко зависимыми, если диспетчерская служба постоянно, в соответствии с графиком, изменяет загрузку оборудования, перераспределяет оборудование и регулирует объемы элементарных грузопотоков (например, для достижения нужного усреднения полезного ископаемого, поступающего из карьера на обогатительную фабрику). Наиболее распространены - зависимые грузопотоки. Грузопотоки организационно объединяют воедино все процессы: подготовку пород к выемке, их выемку и погрузку, перемещение, отвалообразование и складирование. Они предопределяют экономичность горный работ и эффективность использования оборудования. Виды и степень сложности грузопотоков предопределяют сложность управления транспортом и горным производством в целом. Масштабы перемещения карьерных грузов определяются плановыми объемами вскрышных и добычных работ. Количество груза (в тоннах или в кубических метрах), перемещаемого в единицу времени (час, смену, сутки, год и т. д.), составляет грузооборот карьера. Обычно большая доля грузооборота карьера приходится на перемещение вскрышных пород.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|