Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Покатай куклу. Добрый - злой, веселый - грустный. 2. 8. 2. Агрессия и конфликтность




ПОКАТАЙ КУКЛУ

Цель: игра способствует снятию мышечных за­жимов в области рук, повышению уверенности ре­бенка.

Ход игры: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребе­нок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжите еще раз.

ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

Цель: игра помогает расслабить мышцы лица.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку вспом­нить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, ис­пуганных и т. д. )? » Затем всех названных персо­нажей ребенок рисует на листе бумаги. После это­го взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый де­лает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Примечание: Данную игру можно порекомен­довать тревожным детям и их тревожным роди­телям.

ДРАКА

Цель: упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Ход игры: Представьте, что вы с другом поссо­рились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как мож­но сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ла­дони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а может, и не стоит драться? Вы­дохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности поза­ди! Встряхните кистями рук. Почувствовали об­легчение?

Примечание: Это упражнение полезно прово­дить не только с тревожными, но и с агрессивны­ми детьми.

2. 8. 2. Агрессия и конфликтность

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, ни и родителей. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзывают­ся и пр. Обычно с усвоением правил и норм по­ведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным фор­мам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформи­руясь в устойчивое качество личности. Агрессив­ный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкрет­ной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в кото­рых наиболее часто проявляется агрессивное пове­дение, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди си­туаций, провоцирующих агрессивность детей, выде­ляются следующие:

• привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасыва­ет игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

• ущемление достоинств другого с целью под­черкнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился и: з-за того, что у него не хватает дета­лей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

• защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яр­кими вспышками агрессии);

• стремление быть главным (например, после не­удачной попытки занять первое место в строе, маль­чик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

• стремление получить желанный предмет (что­бы обладать нужной игрушкой некоторые дети при­бегали к прямому насилию над сверстниками).

Для того, чтобы результат работы с агрессив­ным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий про­работку каждой характерологической особенности данного ребенка в противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

2. 8. 2. 1. Упражнения, направленные на обучение ребен­ка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивнос­ти, а также на отреагирование негативной ситуации в целом59

 

Для первой стадии отреагирования гнева наибо­лее эффективными и широко используемыми пси­хологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

• комкать и рвать бумагу;

• бить подушку или боксерскую грушу;

___________________________

59 Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

• топать ногами;

• громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

• пинать ногой подушку или консервную бан­ку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п. );

• написать на бумаге все слова, которые хо­чется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

• втирать пластилин в картонку или бумагу;

• использовать водяной пистолет, надувные ду­бинки, батут (в домашних ситуациях).

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрес­сивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуа­цию в целом и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...