Сегодня. Завтра. Модель будущего. Я в прошлом и я в будущем. 2. 8. Коррекция трудностей поведения. И характера в дошкольном
Сегодня Сегодня, завтра и вчера, Ну что за странные слова? Они мне отвечают, Что Время означают. А каждый день встречает Сегодня — он с тобой, Он главный, настоящий, Сегодня — он герой! Он — есть! Его потрогай, Погладь его рукой. Котенком он мурлыкнет И очень громко крикнет: «Я здесь, сейчас, я — твой! » Вчера Про то, что было, знают все, Секрета в этом нет. Оно прошло, оно — вчера, И этот день — как след, Что остается позади На мокром берегу, Когда к воде купаться Я босиком бегу. Вчера пришел ко мне сосед, Котенка подарил. Играл котенок и шалил, Пил молоко в обед. Я знаю, то, что было, Того сегодня нет, А завтра будет завтра, Ему большой привет! Завтра А завтра так неясно, Загадочно, прекрасно, Его ждешь не напрасно, Оно ведь только будет, И новый день разбудит Нам солнышко, смеясь.
МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО Цель: помочь осознать наиболее значимые жизненные события и достижения; формировать положительную направленность в отношении будущего; повышать уверенность в собственных силах; выявить особенности представлений о себе во времени и отношение к своему возрасту, Ход игры: Взрослый помогает ребенку заполнить таблицу:
Затем предлагает ребенку закрыть глаза и представить, будто он уже достиг того, чего хотел, и принимает поздравления от окружающих. (Ребенок сидит с закрытыми глазами; взрослый подробно описывает действия ребенка и ситуацию успеха. ) Я В ПРОШЛОМ и Я В БУДУЩЕМ Цель: помочь осознать наиболее значимые жизненные события и достижения; формировать положительную направленность в отношении будущего; повышать уверенность в собственных силах; выявить особенности представлений о себе во времени и отношение к своему возрасту.
Ход игры: Взрослый, определив какое-либо травмирующее событие в прошлом ребенка, предлагает ему отразить его в рисунке под названием «Я в прошлом». По окончании рисования взрослый просит ребенка отметить на линии времени тот участок, который соответствует изображению. Обращает внимание на то, что проблема осталась позади — в прошлом, а стрелка линии времени направлена вперед — в будущее. Ребенку предлагается выразительно прочитать отрывок из стихотворения: Я знаю, то, что было, Того сегодня нет. А завтра будет завтра, Ему большой привет! Затем предлагается нарисовать себя в будущем так, чтобы всем было понятно, что он весел и уверен в себе. 2. 8. Коррекция трудностей поведения и характера в дошкольном и младшем школьном возрасте Трудности межличностных отношений могут проявляться в особых формах конфликтного поведения с одной стороны, а также — являться причиной формирования негативных черт характера — с другой. В специальной психологической помощи нуждаются дети с наиболее типичными для дошкольников и младших школьников вариантами проблем поведенческого характера. Среди них повышенная агрессивность, конфликтность, обидчивость, застенчивость и тревожность. 2. 8. 1. Застенчивость и тревожность56 Застенчивые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Застенчивый ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Этим характеризуются и тревожные дети. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.
Несмотря на внешнюю «бесчувственность», застенчивые и тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д. ). Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты. Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие — проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам. Застенчивость «читается» по внешним признакам: • покраснение лица; • потливость; • дрожь; • учащение сердцебиения; • стесненное дыхание;
_______________________________- 56 Широкова Г. А., Жадько Б. Г. Практикум для детского психолога. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. • опущенные вниз глаза; • тихий голос; • скованность мышц и движений. Ребенок, которого называют тревожным, как правило, обладает большинством из следующих характеристик: • любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство; • во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);
• беспокойно спит, жалуется на страшные сны; • у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется; • плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания; • не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности; • старается скрывать свои проблемы и тревогу. Организация помощи застенчивым и тревожным детям проходит от индивидуальной формы, через работу в парах с коммуникабельными сверстниками к групповой работе. Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки — это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детям выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры-соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли. Таким образом, коррекционную работу с тревожными и застенчивыми детьми, по мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной57, целесообразно проводить в трех основных направлениях: • по повышению самооценки ребенка; • по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; • по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Данные авторы предлагают следующие игры в работе с тревожными и застенчивыми детьми58.
______________________________ 57 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействие с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь»,. 2001. 58 Во всех играх возраст играющих — 5-10 лет, форма проведения игр—групповая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|