Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Апельсин (или лимон). Сдвинь камень. Черепаха. Расслабление в позе морской звезды. Баба-яга. 2. 9. Развитие моторики




АПЕЛЬСИН (ИЛИ ЛИМОН)

Цель: обучение ребенка управлению своим гне­вом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в сторо­ны. Попросите детей представить, что к их пра­вой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некото­рые дети представляют, что они выжали сок), руч­ка теплая.., мягкая.., отдыхает... » 

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Жела­тельно делать упражнения 2 раза (при этом поме­нять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — до­статочно одного раза (с левой и правой рукой).

СДВИНЬ КАМЕНЬ

Цель: обучение ребенка управлению своим гне­вом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огром­ный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереть­ся правой ногой (ступней) в этот камень и поста­раться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращает­ся в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает... ». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

 

ЧЕРЕПАХА

Цель: обучение ребенка управлению своим гне­вом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на жел­том песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ре­бенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Че­репашке стало холодно и неуютно, и она спрята­ла ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплы­ми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).

РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ

Цель: обучение ребенка управлению своим гне­вом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса (1-4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музы­ку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 минуты.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдох­нуть и встать.

МАЛЬЧИК (ДЕВОЧКА) – НАОБОРОТ61

Цель: в игре развивается произвольный конт­роль за своими действиями, снимается двигатель­ная расторможенность, негативизм.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Маль­чик, наоборот, должен делать не так, как все.

______________________

61 Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература». 1996.

БАБА-ЯГА

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка спо­собностей воздействия детей друг на друга.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках в кру­гу, лицом друг к другу. Психолог просит пока­зать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки. ) Как ругают вас старшие, когда вам очень страш­но? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята гово­рят и показывают. ) Что вы. делаете в ответ: пла­чете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки. )

2. 9. Развитие моторики

Очень рано дети начинают предпочитать подвиж­ные игры — они с удовольствием прыгают, скачут и обычно бывают полностью поглощены своими действиями. Подвижные игры — это вариант сюжетно-ролевой игры с упрощенными ролями, акцент в которых делается в основном на соблюдение и выполнение правил. Такие игры способствуют раз­витию моторики, памяти, пространственного мышле­ния; слухового внимания, восприятия; речи, актив­ного словаря; навыков счета; наблюдательности.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмо­ции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и сис­тем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать при­обретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств и коммуникатив­ных способностей ребенка. Например, для того что­бы убежать от «ловушки», надо проявить ловкость, а прячась от него, суметь договориться с другими участниками игры. Увлеченные сюжетом игры, де­ти могут выполнять с-интересом, и притом много раз, одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости.

Таким образом, физическая и психическая ком­поненты в подвижных играх тесно взаимосвяза­ны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Не­принужденность обстановки, свобода импровизации, нацеленность педагога на создание у детей эмоци­онального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психоло­гического комфорта.

Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленнос­ти, степень развитости физических качеств, уро­вень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум педагогам. Напри­мер, практическому психологу и физоргу. Один из них (в зависимости от поставленной задачи) вы­полняет роль наблюдателя и ассистента. Наблюде­ния за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной рабо­ты с ними.

2. 9. 1. Игры на общее моторное развитие62

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...