Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию стратегии развития МУП «ТСАХ»
3.1. Безопасность движения в системе оперативного управления зимним содержанием дорог.
Всвязи с ростом интенсивности движения проблема обеспечения безопасного проезда по дорогам к себе все большее внимание. В зарубежных странах одним из основных принципов обеспечения безопасности движения является приоритет жизни и здоровья пользователей дорог над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Федеральная целевая программа развития автомобильных дорог до 2010 года среди основных направлений дорожной политики предусматривает развитие международных транспортных коридоров и их интеграцию в Европейскую систему автомобильных дорог. Процесс интеграции предусматривает достижение определенных уровней безопасности движения и сервиса для пользователей дорог за счет повышения их потребительских свойств, особенно, в сложных погодных условиях. Снижение уровня безопасности дорожного движения в зимний период обусловлено влиянием погодных условий на состояние дорожных покрытий и его сцепные качества. Низкие сцепные качества покрытия на зимних дорогах являются одной из основных причин возникновения ДТП. Для обеспечения высоких транспортно-эксплуатационных показателей дорог эксплуатационная служба ТСАХ в зимний период проводит комплекс работ по их содержанию. Наибольшее влияние на безопасность дорожного движения оказывает качество и своевременность проведения работ по борьбе с зимней скользкостью. Одним из путей решения задач, указанных в программе развития автомобильных дорог. является совершенствование системы оперативного управления работами по зимнему содержанию дорог и развитие систем погодного мониторинга. Это позволит перейти от существующих в Твери технологий ликвидации зимней скользкости к профилактике ее образования, что обеспечив повышение безопасности движения в зимний период в сложных погодных условиях.
Совершенствование оперативного управления зимним содержанием дорог за рубежом идет по пути развития интеллектуальных транспортных систем, составной частью которых является подсистема погодного мониторинга. Информация, получаемая в данной подсистеме. позволяет дорожно-эксплуатационной службе выбирать оптимальные стратегии работ по зимнему содержанию дорог и проводить профилактические работы с целью недопущения образования скользкости на дорожном покрытии. Для повышения безопасности движения система оповещает пользователей дорог о состоянии проезда, безопасном скоростном режиме и возможных маршрутах движения. Необходимость решения задач совершенствования специализированного метеорологического обеспечения для управления работами по зимнему содержанию дорог определяется рядом причин: ужесточением требований к уровню содержания дорог и безопасности дорожного движения; развитием и совершенствованием техники для содержания дорог. позволяющей более точно дозировать противогололедные материалы при их распределении: внедрением современных технических средств для организации дорожного движения, сбора. передачи и обработки оперативной информации о погодных параметрах в зоне прохождения дороги и состоянии дорожного покрытия; все более широким внедрением информационных технологий в процессы управления дорожным движением и содержанием дорог. Погодные факторы оказывают непосредственное влияние на безопасность движения. Вероятность возникновения ДТП повышают факторы, зависящие напрямую от погодных условий: низкие сцепные качества покрытия, сужение проезжей части при наличии снега на дорожном покрытии, наличие снежных валов на пересечениях в одном уровне в зоне треугольника видимости, ограничение видимости по погодным условиям.
В системе оперативного управления зимним содержанием дорог показатель БДД является одним из основных выходных параметров. По нему, в конечном счете, оценивается эффективность выбора управляющих воздействий - стратегий проведения работ по борьбе с зимней скользкостью. Выбор управляющего воздействия (стратегии работ) при оперативном управлении работами по зимнему содержанию дорог зависит от дорожных и погодных факторов. Предложена классификация работ по борьбе с зимней скользкостью с учетом особенностей оперативного управления. Все виды работ разделены на две группы: удаление скользкости переводом ее в другое агрегатное состояние и механическое удаление скользкости (см. рис. 2). Различие в требованиях к ресурсам: · Технике и навесному оборудованию для зимнего содержания дорог · Виду противогололедного материала · Нормам распределения · Погодной информации (состав прогнозов, прогнозируемые параметры, заблаговременность, степень детализации)
Рис. 2 Классификация стратегий работ по борьбе с зимней скользскостью.
Они различаются по технологиям работ, времени проведения работ и их цикличности, составу погодной информации, которая учитывается при проведении работ. Системы погодного мониторинга позволяют перейти к стратегиям профилактической обработки дорожных покрытий, а при ликвидации скользкости выбирать оптимальные нормы распределения противогололедных материалов. В соответствии с принятой классификацией в таблице 3 приведены номера стратегий и краткое описание технологических операций. На основе информации, приведенной в таблице, может быть разработана методика оценки уровня безопасности дорожного движения как одного из выходных параметров системы оперативного управления зимним содержанием дорог.
Таблица 3 Технологии проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог
Для количественной оценки этого выходного параметра используется метод итоговых коэффициентов аварийности [7]: Китог = К 1 / К2...К n , (1), где К1...Кп - частные коэффициенты аварийности - отношение числа ДТП на участке дороги с различными элементами плана и профиля, состояния покрытия к количеству ДТП на эталонном участке дороги с сухим шероховатым покрытием. В развитие этого метода, позволяющего получить осредненную оценку условий движения, А.П. Васильев предложил использовать сезонные коэффициенты аварийности, учитывающие влияние погодно-климатических факторов и кратковременные изменения дорожных условий. Для учета влияния погодных условий и различных стратегий работ по борьбе с зимней скользкостью на показатели аварийности изменяются частные коэффициенты для зимнего периода (см. табл. 4). Таблица 4 Частные сезонные коэффициенты аварийности, учитываемые при оценке различных стратегий работ по борьбе с зимней скользкостью
Поправочные коэффициенты, приведенные в таблице, могут быть учтены как для всего участка автомобильной дороги, так и для пересечений, примыканий и искусственных сооружений. Эти участки дорог, как наиболее характерные и опасные, имеют свои особенности при зимнем содержании, учтенные в классификации работ. По итоговому коэффициенту аварийности (Китог i), вычисленному для зимнего периода и для соответствующей стратегии работ, оценить возможное количество ДТП (Z) на 1 млн-авт-км можно по эмпирической формуле: Z = 2-10 5 Китог i 0,373 N ti L, где N - интенсивность движения, авт/ч; ti — продолжительность нахождения дорожного покрытия дороги в условиях зимней скользкости, ч; L - длина участка дороги, км. Для проведения расчетов составлена специальная номограмма. Продолжительность нахождения покрытий в условиях зимней скользкости учитывается с помощью временных диаграмм, составленных для различных стратегий работ. Методы оценки безопасности движения были использованы при проведении исследований по совершенствованию оперативного управления зимним содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений. Они использовались также при оценке:
· эффективности специализированного метеорологического обеспечения дорожных организаций; влияния метеорологических условий на · эффективность функционирования дорожи о-транспортного комплекса; · адаптивности различных технологических процессов к погодным воздействиям; Результаты исследований подтвердили необходимость совершенствования оперативного управления зимним содержанием дорог на основе развития систем погодного мониторинга, что будет способствовать повышению безопасности движения в сложных погодных условиях за счет: · профилактики или своевременной ликвидации скользкости на дорожном покрытии · информации для водителей о состоянии проезда по дорогам и безопасным маршрутам движения · установки средств дополнительной информированности водителей о рекомендуемых режимах движения в сложных погодных условиях (знаки со сменной информацией, информационные табло, временные дорожные знаки) · использования технических средств систем погодного мониторинга (видеокамер) для организации и управления дорожным движением.
По экспертным оценкам зарубежных специалистов, совершенствование управления содержанием дорог на основе систем погодного мониторинга снижает уровень аварийности на 10-15%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|