Библиотека Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Последние годы прошедшего тысячелетия характеризовались новыми концептуальными построениями общества, в котором информация становится основой экономической деятельности и социальных взаимоотношений. Сохранение, развитие и рациональное использование этого стратегического ресурса имеет огромное значение для общества и государства. В связи с этим существенно изменяются роль и функции библиотек – как основного источника хранения и распространения информации. Общепризнанно, что в наше время наиболее эффективно информационно-библиотечное обслуживание достигается путём создания комплексных библиотек, объединяющих коллекции традиционных и электронных документов и представляющие собой систему, реализующую комбинированный подход к собиранию, хранению и предоставлению разнообразной информации. Библиотечное сообщество сегодня особенно остро нуждается в самом активном корпоративном информационном взаимодействии, в предоставлении электронных ресурсов, обмене накопленным опытом и сотрудничестве. Вузовские библиотеки и предоставляемые ими услуги изменяются под действием новых информационных требований, средств массовой информации и новой экономической действительности. В библиотеках появились и активно развиваются электронные каталоги, формируются полнотекстовые базы электронных документов, создаются медиатеки, используются информационные ресурсы Интернета. Сегодня использование ИТ в сфере образования призвано повысить эффективность, доступность и качество процесса обучения. Библиотеки кардинальным образом пересматривают принципы своих технологий и организации внутренних производственных процессов. Копилкой знаний ВУЗа является библиотека, и перед ней сегодня стоят новые задачи: надо не только успевать пополнять фонды свежей информацией, но и применять новые формы доступа к ней, её сохранности и систематизации, дать возможность читателям пользоваться информацией других библиотек.
В библиотеке Академии управления при Президенте Республики Беларусь с 2001 года внедрена в работу автоматизированная интегрированная библиотечная система Alis-Вуз» НПФ «ИНЕАК». Сегодня в библиотеке все компьютеры объединены в локальную информационную сеть. Комплектование и учёт литературы, первичная обработка, полное библиографическое описание и систематизация новых поступлений представляют собой единую, ступенчатую технологическую линию, обеспечивающую одноразовый ввод информации и многократное, её использование на дальнейших этапах. Таким образом, формируются базы данных. Какие же, на сегодняшний день, может предложить электронные ресурсы своим пользователям библиотека? Это электронные ресурсы, как собственной генерации, так и приобретаемые электронные ресурсы. База данных книг включает полные библиографические описания всех новых книжных поступлений с 2001 года и ретроспективные библиографические записи. Общий объём, которых составляет более 10000 записей. Ещё один ресурс – база данных статей представляет собой результат аналитической росписи периодических изданий (журналов), поступающих в библиотеку. В настоящее время база данных статей насчитывает более 35000 записей. Начато формирование полнотекстовой базы данных статей преподавателей и научных сотрудников АУ. Сегодня она насчитывает 150 оцифрованных документов. Еженедельно обновляются законодательные и правовые базы данных «Консультант +» и «Эталон» НЦПИ РБ, которые так же доступны как с компьютеров читальных залов библиотеки, так и структурных подразделений АУ.
С целью сокращения трудозатрат, повышения уровня качества каталогизации, библиотека Академии управления в 2005 году стала инициатором республиканского консорциума по аналитической росписи документов LibКАРД на базе автоматизированной интегрированной библиотечной системы «Alis» г. Минск. Смысл создания такой корпоративной библиотечной системы заключается в объединении усилий и, соответственно, разделении труда и расходов при создании электронных информационных ресурсов библиотек, т. е. обмен библиографическими записями без дублирования работы, а так же организации доступа к ним – участников консорциума. Экономическая эффективность организации общих разделяемых ресурсов и ведения корпоративной каталогизации уже давно осознана. Современные информационные технологии, включая Интернет, представляют принципиально новые возможности по организации процесса корпоративного создания электронных ресурсов. Однако их реальное внедрение предъявляет новые требования, среди которых основными являются существенные финансовые затраты (компьютерное и коммуникационное оборудование), реорганизация библиотечного процесса с помощью внедренной АБИС, наличие специалистов в области информатики, переподготовка библиотечных кадров. Наиболее целесообразным является решение этих проблем группой библиотек, имеющих общие цели при создании корпоративной системы взаимодействия и имеющих необходимые предпосылки для того, чтобы войти в такой проект. Так же важна психологическая готовность сотрудников библиотек, к дальнейшему углубленному освоению новых форм в работе (сетевому межбиблиотечному обмену данными), освоению новых программных средств, среди которых, работа с электронная почтой, оцифровка документов и архивирование документов различных форматов. На данном этапе восемь библиотек республики различных ведомств и учреждений, работающие на идентичной программе, решили объединить свои усилия в этом направлении. Это библиотеки – Академии управления, Академии МВД, МИТСО, Минской городской ЦБС им. Я. Купала, БТЭУПК (г. Гомель), МИУ, Минская областная библиотека им. А. С. Пушкина, ЧИУП. Ведение сводного каталога аналитических записей возложена на библиотеку Академии управления. Обслуживание пользователей полнотекстовыми электронными копиями статей производится библиотеками-фондодержателями этих документов. Перечень источников и библиотеки, расписывающие статьи определяются отдельным соглашением в зависимости от профиля библиотеки и выписываемых ими журналов. Обмен информацией происходит по технологии парольного FTP-доступа к созданным на сервере отдельным папкам для каждой библиотеки. Тем самым, во много раз повышается оперативность создания аналитических БД, повышается качественный уровень
наполняемости, так как работа ведётся в соответствии с едиными макетами ввода полей описания и разработанными методическими инструкциями. Методический совет, возглавляемый библиотекой Академии управления, разработал единую методику создания аналитического библиографического описания документа, поддерживает вспомогательное методическое обеспечение и инструкции. Созданию нормативных документов уделялось особое внимание с самого начала запуска проекта. Потому, что требования, предъявляемые к качеству аннотированной базы данных, единообразны для всех участников. Ведь записи от всех библиотек-участниц должны быть максимально одинаковой полноты и одинакового качества. Отметим, что участие в корпоративном проекте расширяет не только функциональные обязанности специалиста, но и его кругозор. Это своего рода целевое сотрудничество, то есть повышение квалификации для сотрудников. В конечном счёте, совместная работа библиотек приносит пользу нашим пользователям. Пользователи получают библиографическую информацию оперативно и о расширенном списке периодических изданий, нежели раньше. Уже сегодня количество наименований расписываемых журналов увеличилось более чем втрое. В итоге библиотеки и соответственно пользователи в своём распоряжении имеют полный электронный каталог, насчитывающий порядка 550 расписанных Белорусских и Российских журналов по соответствующей тематике. Большим плюсом является то, что проект позволяет расписывать и научные периодические издания вузов, благодаря чему становятся доступны всем участникам консорциума. К некоторым библиографическим описаниям
прилагается ссылка на полный текст статьи. Данный проект открыт для других библиотек и не ограничивается настоящим списком данных организаций. Библиотечные консорциумы коллективного создания и использования информации в сочетании с возможностями современных телекоммуникационных и информационных технологий, становятся той средой, в которой активно развивается профессиональное общение информационно-библиотечных специалистов. Это – приводит и к улучшению качества обслуживания в библиотеках, и к повышению образовательного и профессионального уровня, как специалистов библиотек, так и их пользователей. Возможности телекоммуникационных технологий и программного обеспечения привели к трансформации традиционных функций библиотеки. Появились новые формы и содержание в таких базовых технологических процессах, как комплектование и каталогизация. Однако наиболее существенные изменения произошли в обслуживании пользователей библиотек, получивших доступ к электронным сетевым ресурсам, расположенным в Интернет. Растущее количество представленных в сети источников информации, динамичный характер большинства электронных ресурсов и их видовое разнообразие порождают проблемы поиска информации. Эти проблемы могут быть решены современными средствами навигации в среде Интернет – информационно-поисковыми системами, поисковыми порталами, каталогами, базами данных. Размещение в сети Интернет электронного каталога библиотеки АУ – это один из важных факторов, которые определяют самостоятельную подготовку, как студентов, так и преподавателей в учебной и научно-исследовательской деятельности. Сегодня пользователи всё больше концентрируют своё внимание на документах в электронном виде. Пример тому быстро развивающая система открытого образования – дистанционное обучение в Академии управления и других ведущих вузах, основанное на использовании информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций. А любая модель дистанционного обучения должна предусматривать организацию доступа к полнотекстовому документу. Электронный каталог на web-сайте Академии управления (http://www.pacademy.edu.by/bibl/academ.phtml?bibl) имеет удобный графический интерфейс, который позволяет эффективно проводить простой и сложный (расширенный) поиск по базам данных книг и статей из периодических изданий. В настоящее время, доступ к электронным ресурсам библиотеки имеют более 500 компьютеров структурных подразделений Академии управления.
Новые подходы внедрены и в информировании читателей о новинках приобретаемой литературы, книжных и периодических изданий. Справочно-информационный отдел выставляет электронные версии бюллетеня «Новых поступлений литературы» на сервере библиотеки, на сайте можно познакомиться с виртуальными выставками новой литературы. Библиотечный web-сервер уже сегодня становится площадкой для размещения электронных полнотекстовых документов, а работники библиотеки активно включаются в процесс оцифровки документов и информационного наполнения БД. Библиотека Академии управления сегодня является членом республиканского нформационно-библиотечного консорциума BelLibNet по доступу к зарубежным информационным ресурсам, что позволяет иметь льготную онлайновую подписку к мировым ресурсам. Сегодня совершенно очевидна новая определяющая роль библиотеки в образовательном пространстве вуза и те новые формы, которые появляются в работе библиотек, будут способствовать их более эффективному становлению как составляющих звеньев информационного общества.[18]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|