Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность государственных финансов




 

Финансы - это общественная форма, обусловленная существованием денег. Возникновение финансовых отношений является результатом потребности общественного развития, а не результатом деятельности государства, его волеизъявления, государство само "есть продукт общества на известной ступени развития".

Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений, которые появляются только тогда, когда начинается реальное движение денежных средств. Известно, что понятие производства включает в себя создание продукта или услуги, необходимых для удовлетворения потребностей индивидов общества, состоит из совокупности всех операций в процессе создания полезной вещи и оказания услуг вплоть до передачи блага в распоряжение конечного пользователя.

Государство занимает ключевые позиции в регулировании общественных отношений, связанных с денежными средствами, выступая одновременно и как собственник, и как административный субъект. Именно роль и деятельность административного субъекта и представляет институт административного права "управление финансами, кредитом и налогами". [4, c.71]

Государственное управление в такой сфере, как финансы, осуществляется посредством специальных исполнительных органов, наделенных административно-властными полномочиями, с помощью которых осуществляется регулирование движения потоков денежных средств. Доходы, полученные на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма.

В этой связи уместно вспомнить афористичное высказывание ученого Жан Бодена: "Финансы - это нерв республики". [5, c.62]

Управление экономикой в условиях перехода к рынку заключается в регламентации финансового рынка. Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечиваются с помощью финансового рынка, представляющего собой особую форму организации движения денежных средств и функционирующего как в виде рынка ценных бумаг, так и рынка ссудных капиталов.

В Конституции Республики Казахстан (статьи 53,54) закреплены основы финансовой деятельности государства, которые служат базой для текущего финансового законодательства. [6]

Государственная власть и государственные финансы взаимосвязаны, существование их порознь немыслимо. Финансы являются одновременно и базой осуществления государственной власти. Власть, распоряжающаяся денежными средствами, воспринимается как более эффективная, чем та, которая действует методами правового принуждения. Но воплощенная в правовом принуждении власть необходима для обеспечения государства финансовыми средствами, особенно для взимания налогов. Таким образом, государственные финансы - предпосылка, средство и одновременно объект деятельности государства. [7, c.34]

Основа финансовой мощи - деньги, и они обладают двумя качествами: обеспечивают свободу и наделяют властью. Поэтому в государстве распределение полномочий, равно как и определение масштабов и границ деятельности в области финансов имеют существенное значение и заслуживают особого внимания.

Правительство Республики Казахстан разрабатывает и представляет в Парламент бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении, обеспечивает проведение в Республике Казахстан единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Условием выполнения соответствующих полномочий и задач является адекватное финансовое обеспечение, поскольку власть, которой обладает современное социальное государство, основывается в первую очередь на финансовых ресурсах власти. "Небрежное" отношение к границам компетенции ведет к снижению ответственности за расходованием бюджетных средств, к неправильному руководству единым хозяйственным механизмом. [8, c.69]

Следует четко разделять компетенцию политической власти и администрации. Политическая власть принимает принципиальные решения и несет за них ответственность, в то время как администрация имеет подчиненное положение, но располагает прерогативами публичной власти, которые позволяют ей подчинять себе отдельных лиц, используя властные полномочия, закрепленные в законодательном порядке.

Совершенствование управления финансами, кредитами во многом сопряжено с организационной структурой и полномочиями правительства, деятельностью министерств и ведомств, их взаимоотношениями с другими государственными органами. [8, c.66]

Связь управленческой деятельности этих органов и государственных организаций и финансов очевидна. В этой связи уместно подчеркнуть, что финансы органов управления:

1) подчиняются общей политике государства;

2) не являются полностью автономными, а находятся под контролем центральной власти, которая в случаях, предусмотренных законом, может оказывать финансовую помощь местным органам государственного управления, государственным организациям [9, c.77].

Президентом Республики Казахстан были изданы несколько указов по совершенствованию структуры центральных исполнительных органов Республики Казахстан, в том числе по изменению структуры исполнительных органов управления финансами.

В условиях современного развития общества роль центральных органов управления усиливается. Происходящие в структуре центральных органов управления изменения в целом отражают стремление приспособить ее к меняющимся условиям социально-экономической и политической жизни. В связи с этим общим для исполнительных органов всех государств является отсутствие в законодательстве комплексных нормативных актов, регламентирующих систему органов государственного управления. Основным звеном системы органов центрального управления являются министерства, которые формируются для организации государственного управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни. [10, c.142]

Компетенция министерств и ведомств реализуется в издаваемых их руководителями инструкциях, приказах и иных нормативных актах, которые занимают все более заметное место в правовых системах зарубежных стран.

В законодательстве зарубежных стран особого внимания заслуживают такие меры контроля, как:

- обязательное опубликование ведомственных актов, затрагивающих права и свободы личности;

- жесткие, предписанные законом процедуры подготовки и принятия ведомственных актов;

- направление этих актов в Парламент;

- отмена либо приостановка их действия по решению Парламента или суда. [11, c.112]

Государственное управление характеризуется оперативностью управленческого воздействия. Это достигается, в частности, путем усиления подзаконного регулирования общественных отношений.

государственный бюджет управление финансирование

Ограниченность ведомственного подхода к регулируемым отношениям неизбежна и объективно обусловлена пределами функций и целей соответствующего отраслевого органа управления.

Даже одна такая, в достаточной степени нежесткая, мера контроля, как государственная регистрация ведомственных нормативных актов, осуществляемая Министерством юстиции Республики Казахстан, как показывает практика, тяготит отраслевые органы управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...