Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды, формы и методы управления государственными финансами




 

Основной объем управленческих функций в области финансов выполняет Министерство финансов Республики Казахстан и входящие в его систему органы.

Исполнение бюджета государства в условиях реформирования экономики республики вызывает проведение такой бюджетной и налоговой политики, которая отдает приоритет собиранию денег перед расширением государственных расходов.

Окончательное решение вопросов, касающихся внутренней организации министерств, практически невозможно, так как часто зависит от внешних обстоятельств.

Одним из существенных принципов создания служб (управлений) министерства является объединение их по вертикальному признаку в соответствии с основными функциями министерства. Управления не могут существовать в неизменном виде и эволюционируют согласно закону приспособления организаций к исполняемым ими функциям.

Финансовая деятельность, зародившаяся вместе с деньгами, обладает способностью их передавать, обменивать, преобразовывать посредством банковской системы. Из особенностей финансовых операций вытекает специализация функций, осуществляемых различными финансовыми органами. [12, c.81]

В целом система специализированных органов государственного управления финансами шире, чем система финансовых органов (учреждений). В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан проводится определенная грань между чисто финансовыми, кредитными и налоговыми функциями. Субъекты, их реализующие, и составляют систему финансовых органов. Действуют они хотя и самостоятельно, но в тесной взаимосвязи в пределах надведомственных межотраслевых и специальных отраслевых полномочий. [13]

Границы действия органов межотраслевого управления значительно шире, чем у органов отраслевого управления, так как их деятельность распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходимо согласование деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется. Это объясняется развитием негосударственного сектора экономики, порождающим новые объекты управления, а также созданием межгосударственных структур.

Полномочия органов межотраслевого управления выражаются в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления и местного самоуправления, не. подчиненных им организаций. Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления. [14, c.49]

Финансово-кредитная деятельность имеет ярко выраженный межотраслевой (надведомственный) характер, так как финансовые и кредитные органы вступают в организационно-правовые отношения практически со всеми субъектами права.

Министерство финансов Республики Казахстан является центральным финансово-экономическим органом государственного управления, осуществляющим общее руководство организацией финансов в республике, и несет ответственность за реализацию единой государственной политики во взаимодействии с кредитной, валютной, денежной, налоговой и таможенной политикой.

Важнейшей функцией Министерства финансов является организация работы по составлению бюджета, представляющего собой главный документ государства.

Бюджет - это расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению. [15, c.74] Являясь важнейшим инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого решения, в соответствии с которым субъект берет на себя обязательство своевременно сделать выбор необходимых решений, неукоснительно проводит в жизнь сделанный выбор. [16, c.154]

Обязательство сделать выбор проистекает из нехватки ресурсов и потенциально неограниченным характером потребностей. Бюджет имеет смысл, если только он проводится в жизнь. Бюджетное принуждение проистекает из законодательного характера бюджета, из правил государственного финансового учета и многочисленных видов контроля, которые он предусматривает. [17, c. 201]

Бюджетный процесс включает в себя действия различных государственных органов. [18, c.144]

Составление и исполнение бюджета - это функция органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения - функция органов законодательной (представительной) власти.

Результатом финансового контроля Парламента является утверждение или отказ в утверждении отчета Правительства. Отказ в утверждении относится не только к представленному отчету министра финансов, но и к ведению бюджета и руководству экономикой в целом со стороны органов исполнительной власти. Значение процедуры вынесения отказа в утверждении отчета заключается в возможности напомнить Правительству о политической ответственности.

Ужесточение бюджетной и кредитной политики Правительства, экономное расходование государственных средств позволили выполнить одну из главных целей - снизить инфляцию. В Плане действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы записано: "Подавление инфляции и стабилизация курса национальной валюты позволяют сейчас перенести главный фронт действий с макрополитики на секторальный и отраслевой разрез, на микроуровень, в реформе которых заложен существенный потенциал повышения деловой активности и экономического роста" [19, c.14].

Структурным подразделением Министерства финансов Республики Казахстан является Главное управление Казначейства.

Централизованная система органов Казначейства Министерства финансов состоит из Главного управления Казначейства и подчиненных ему территориальных органов.

Основными задачами Казначейства являются управление государственными финансовыми ресурсами; осуществление бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета; учет движения финансов и обслуживание совместно с Национальным Банком внутреннего и внешнего государственного долга Республики Казахстан.

Существенная роль в проведении единой экономической и финансовой политики в государстве принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан.

За последние годы заметно возросла роль банков в экономическом развитии страны, сегодня ситуация характеризуется взятием курса на активное участие банков в кредитной политике. [21, c.155]

Главная роль Национального Банка состоит в заботе о том, чтобы высокий уровень производства и занятости в народном хозяйстве сочетался со стабильностью цен, уравновешенностью внешнеэкономического баланса, международной стабильностью национальной валюты.

Национальный Банк является одним из средств проведения экономической и финансовой политики. Государственное вмешательство в деятельность Национального Банка выражается во все более тесном участии банка в финансово-экономической политике Правительства.

Национальный Банк - государственное учреждение, пользующееся широкой автономией, которую поощряет Правительство.

Правительство, находясь под прессом постоянных требований об увеличении расходов, предпочитает ссылаться на уставные права Национального Банка как блюстителя стабильности денежной системы и старается таким образом тверже противостоять этим требованиям.

Вместе с тем одно из эффективных средств государственной экономической политики, которым продолжает пользоваться Правительство, - это субсидии.

Субсидии - это пособия в денежной (или натуральной) форме предоставляемые в пользу юридического или физического лица за счет средств государственного бюджета с целью сокращения или компенсации его расходов либо стимулирования определенного мероприятия. [22, c. 198]

Субсидия означает банковский перевод (трансфер) государственного органа другим государственным органам или социальным институтам.

Селективное (избирательное) субсидирование способствует выполнению государственного плана, а субсидирование спроса либо инвестиций может способствовать оживлению конъюнктуры в различных отраслях.

В то же время сохранение субсидирования препятствует нормальному функционированию ценового механизма и искажает экономические расчеты, выбор потребителей и организаций-производителей, стремящихся в условиях рыночных отношений достичь экономического равновесия, который должен определяться справедливыми ценами и издержками.

Субсидии на нужды хозяйственной деятельности и субсидии равновесия защищают скорее производителя, чем потребителя. Они избавляют производителя от необходимости оптимизировать управление, снижают ответственность руководителя предприятия и сокращают возможность практически ставить вопрос о такой ответственности.

На уровень экономики страны существенное влияние оказывает наличие капитала в больших масштабах и по дешевой реальной цене. Государственное управление призвано повлиять на его направление через банковскую систему и другие финансовые рынки в форме инвестиций в те отрасли, которые обещают наивысшую эффективность вложения. [23, c.135]

Органы государственного управления играют определяющую роль в финансовой политике, влияя как на источники поступления и стоимость капитала, так и на рынки, через которые происходит его размещение. На масштабы капитала в стране наибольшее влияние оказывают темп роста личных сбережений, размер дефицита государственного бюджета, а также движение иностранного капитала.

Специфика государственного управления такой отраслью, как финансы, требует выяснения особенностей экономической системы и проводимой правительством денежно-кредитной политики в условиях реформирования экономики. [24, c.51]

Национальный Банк также выполняет другие функции, регулирующие денежно-кредитную политику Правительства, являющиеся основными экономическими средствами:

- регулирование учетной ставки (дисконтная политика); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые учреждения обязаны хранить в Национальном Банке;

- операции на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Кредитование банков второго уровня - это предоставление кредитов в форме учета, переучета и займов под ценные бумаги или векселя. Такое кредитование представляет собой краткосрочный аванс банкам в связи с потребностями в обмен на коммерческие векселя и государственные ценные бумаги. [25, c.177]

Учет является одним из важнейших средств влияния Национального Банка на кредитную политику государства. Этим объясняется первостепенная важность уровня учетной ставки, определяемой Национальным Банком. Низкая учетная ставка стимулирует банки к получению заемных средств в этом банке, в то время как высокая учетная ставка ограничивает их обращение к этому виду кредита и, следовательно, уменьшает их возможность предоставления кредита клиентам.

Игра на учетной ставке может, таким образом, способствовать и расширению, и сужению кредита, и тем самым ускорению или замедлению хозяйственной деятельности и снижению скорости обращения денежных потоков. [26, 119]

Другой формой контроля кредита, который осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан, является возможность предоставлять прямые ссуды государству, а также полномочие устанавливать и изменять в определенных пределах процентное соотношение между ликвидными средствами, хранящимися в банках второго уровня, и объемами вкладов (коэффициент ликвидности).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...