Понимание клиента психологом
Понимание — это приз для дураков. ЭСТ-афоризм Непонимание со стороны другого человека — это проблема, с которой каждый из нас сталкивался в жизни. Очень часто в разговоре мы слышим: «Он (она) меня не понимает...» За этими словами могут стоять боль, горечь, злость, разочарование. Если же человек говорит: «Никто меня не понимает»,— это, вероятно, ощущение тотального одиночества, тоски, которое может привести к депрессии. Понимание — основа человеческих отношений. Не зря существует короткое и емкое выражение: «Счастье — это когда тебя понимают». Потребность в понимании рассматривается как одна из базовых человеческих потребностей (Э. Гуссерль, 1993; В. Франкл, 1990; М. Хайдеггер, 1993 и др.). Для психолога-консультанта, одной из главных профессиональных задач которого является понимание другого человека, эта проблема приобретает особое значение. Большинство направлений психологической помощи рассматривает понимание как основное условие и фактор позитивных изменений и личностного развития клиента в ходе консультативного взаимодействия. Понимание клиента психологом — очень сложный процесс, включающий глубокое исследование проблем клиента, его картины мира. Основная функция этого исследования — перевод страдания на другой язык, реконструкция отношений клиента с собой и миром, изменение его отношения к проблеме. Понимание клиента зависит от психологического знания. С одной стороны, это знание может мешать пониманию, снижая психологическую чувствительность (как пример можно привести ортодоксальных психоаналитиков, которые в любой проблеме видят стоящие за ней отцовскую (материнскую) фигуры, эдипальный конфликт и т.п.). С другой стороны, психологическое знание — это знание субъективное, строящееся, прежде всего, на опыте психолога (К. Роджерс, М. Кан, Р. Мей и др.). Таким образом, понимание, строящееся на психологическом знании, характеризуется избирательностью, интенциональностью. Оно опосредуется ценностями и целями консультанта, его субъективной картиной мира, что проявляется в выборе фокуса проблем и их интерпретаций, предпочитаемом наборе «маркеров» (сигналов, сигнифаеров) нарушений и характером работы с ними.
77 В одних психотерапевтических подходах перед психологом ставится задача стремиться к пониманию клиента, в других, наоборот, к непониманию клиента, его проблем, к сознательному игнорированию знаний о клиенте (конфузионные техники, фруст-рационные техники). Этот подход широко практикуется как один из этапов в ряде направлений и предполагает приведение в состояние замешательства самого клиента. Освоение стратегии непонимания нацелено на снятие психологических защит клиента, преодоление обыденных, стереотипных и поспешных способов понимания другого человека, развитие способности переносить неопределенность. «Наивный» консультант отказывается от объективного и аналитического понимания человека. Ряд профессиональных консультантов и исследователей психотерапии — К. Роджерс, Дж. Энрайт, И.Д. Ялом — отмечают, что в действительности полное понимание субъективной реальности невозможно. Однако только немногие школы психотерапии практически не пытаются понять причины, породившие проблемы клиента. Согласно взглядам П. Вацлавка, человеческие проблемы сравнимы с ситуациями в шахматной партии. Причины, приведшие к тупиковой ситуации, не важны, поскольку задача играющего — планировать будущее, а не анализировать прошлое. Стратегии понимания клиента психологом были подробно проанализированы М.Р. Минигалиевой. Их можно разделить на три группы:
1. Понимание как обнаружение, выделение уже существующего, присущего ситуации смысла-значения (объяснение). Критерий понимания — объективная «правда» бытия клиента. Психолог достраивает неизвестную ему информацию на основе стандартных, повторяющихся схем обыденного понимания. Ключевыми особенностями этой стратегии понимания клиента является концентрация консультанта на собственных опыте и представлениях. Консультант выступает по отношению к клиенту как «эксперт-учитель» или «методолог здравомыслия». Способы понимания клиента, общие установки взаимодействия и конкретные процессы воздействия и общения с клиентом близки «непсихологическим», обыденным. Эту стратегию можно назвать стратегией объяснения. Она характеризуется нетворческой позицией консультанта, стремящейся к «объективности», направленной на подтверждение собственных представлений и картины мира, иногда — на решение собственных проблем консультанта. Наиболее целостной характеристикой, позволяющей описать консультантов этой группы, является следующая: они часто не слушают клиента.
2. Понимание как создание смысла, не заданного изначально (интерпретация). Критерий понимания — субъективная «истина» человеческого бытия. Консультант восполняет недостающую информацию, трансформируя (переформулируя) ситуацию, изменяя ее структурный центр на основе профессиональных знаний и психотерапевтического мифа. Консультантов, реализующих вторую стратегию понимания клиента, можно охарактеризовать как экспертов, стремящихся переформулировать запрос клиента и трансформировать его восприятие сущности проблемной ситуации, самого себя. Эта группа консультантов достаточно часто апеллирует к оценке своей профессиональной компетентности, опирается на требования и нормы разделяемого ими психотерапевтического мифа. Существуют значительные различия в содержательных характеристиках понимания ими клиента, связанные как с особенностями их психотерапевтического мифа, так и с половозрастными особенностями консультантов. Стратегия интерпретации в целом может быть описана как стратегия индоктрина-ции, связанная с поиском некой «истинной» сущности происходящего с клиентом. Консультант выявляет «истину», отражающую особенности субъективного мира клиента и формулирующуюся в терминах разделяемого консультантом «объективного» психотерапевтического мифа.
3. Понимание как возникновение смысла в процессе диалога (диалогическое понимание), построение общего смыслового пространства, «общего языка» с клиентом. Критерий понимания — «искренность» переживаний человека. Основным способом заполнения «смысловых пробелов» между высказываниями клиента выступает интеграция доступных консультанту данных и организация совместного обсуждения полученных «интегрирующих впечатлений» с клиентом. Стратегия диалогического понимания характеризуется стремлением консультанта к занятию позиции фа-силитатора. Психолог вместе с клиентом исследует суть и возможные варианты и цели преобразования проблемной ситуации, ориентируясь на взаимодействие с клиентом, поддержку его стремления к диалогу. Психолог сам стремится быть аутентичным и иногда может потребовать от клиента искренних реакций и проявлений. Он использует техники самораскрытия, открыто предъявляя особенности своей ценностно-смысловой позиции. Эта стратегия часто оказывается наиболее адекватной решению задач профессиональной деятельности психолога-консультанта (М.Р. Ми-нигалиева). Каждая из описанных стратегий понимания клиента характеризуется специфическими возможностями и ограничениями в организации продуктивного диалога с клиентом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|