Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние профессиональной деятельности на личность психолога




Профессия психолога принадлежит к числу социономных профессий и связана с другими людьми, на которых психолог ока­зывает воздействие и которые, в свою очередь, оказывают воздей­ствие на психолога.

Профессия психолога-консультанта нередко приводит к сле­дующим негативным последствиям:

S угрозе утратить идентичность и раствориться в клиентах;


S отрицательному воздействию на личную жизнь; S возможности психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической пато­логией.

Спецификой профессии психолога является психологическая и физическая изоляция: необходимость проводить много времени наедине с клиентами; соблюдение принципа конфиденциальности; истощение от контактов с людьми и др. Как следствие специфи­ческой профессиональной деятельности возникает жесткий само­контроль, эмоциональная закрытость от близких людей, склон­ность использовать интерпретации в отношениях с друзьями и в семье. Психолог-консультант может неуместным образом реагиро­вать как на идеализацию и фантазии о всемогуществе со стороны других людей, так и на их нападки и попытки обесценить его про­фессию и личность. Кроме того, существует жесткая конкуренция в профессиональном сообществе. Все эти факторы могут считать­ся потенциальными источниками стресса, влияющими не только на самого терапевта, но и на его отношения с окружающими.

Психологам также грозит «синдром сгорания». Это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмо­циональное, умственное и физическое истощение из-за продолжи­тельной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрес­сивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с опреде­ленными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпа-тичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Чтобы избежать «синдрома сгорания», консультант должен иногда задумываться о том, живет ли он так, как ему хочется. Появлению данного синдрома препятствуют следующие состав­ляющие:

S сочетание работы консультанта с другими видами профес­сиональной деятельности (научная работа, участие в семинарах и исследованиях, педагогическая деятельность);

S забота о своем здоровье, соблюдение режимов сна и пита­ния;

S наличие в референтном круге лиц нескольких друзей, жела­тельно других профессий;

S открытость новому опыту;


S умение давать себе адекватную оценку;

S умение проигрывать без аутоагрессии и саморазрушитель­ных действий;

S чтение не только профессиональной, но и другой литерату­ры для собственного удовольствия;

S взаимодействие с коллегами, дающее возможность обсудить профессиональные и личные проблемы;

V наличие хобби (Р. Кочюнас).

Негативное влияние профессиональной деятельности на пси­холога — излюбленная тема писателей и кинематографистов. Яр­ким примером может послужить рассказ Роджера Желязного «Мастер снов».

Его главный герой, Чарльз Рендер — психолог будущего, нейро-соучастник, «творец». Онодин из двухсот особых аналитиков, чья психика позволяет входить в прямой контакт с бессознатель­ным клиентом при помощи специальной машины. В жизни Рендера была трагедия: в автокатастрофе погибли жена и дочь. Он добро­вольно подвергся -«инъекции новокаина» в самую болезненную область своей души. Теперь его собственный мир лишен пережива­ний и базируется на логике и рассудке, а чувства и эмоции нахо­дятся под жестким контролем. Рендер живет в настоящем време­ни, не вспоминая о прошлом.

Однажды он знакомится со слепой женщиной-психиатром, ко­торая желает стать нейросоучастником, как и Рендер. Вначале он категорически отказывается от ее предложения, объясняя ей, что эмоции врача и эмоции пациента во время сеанса находятся в тесном контакте, в одном электрическом поле. Ключевое слово в нейротерапиисоучастие. В сеансе участвуют два мозга, две нервных системы. В том случае, если отклонение пациента лежит в психотическом диапазоне, психолог не ^сможет контролировать процесс. Состояние сознания психолога может сильно ухудшиться. ' Рендер знает о тех случаях, когда нейросоучастники после работы с психотическими пациентами навсегда попадали в лечебницу из-за органических повреждений мозга. Но уникальная задача — научить женщину, слепую от рождения, помогать другим увидеть свои проблемы, оказывается для Рендера заманчивой и интересной. И он соглашается анализировать слепую женщинудоктора Эй­лин Шалотт.

Рендеру приходится стать настоящим творцом. Он постепен­но представляет ей ряд зрительных феноменов, показывает обра­зы животных, птиц, полей, лугов, ручьев, воссоздает ее саму: внешность, фигуру — ведь она себя никогда не видела. Анализируя


доктора Шалотт, Рендер начинает слишком часто думать и вспо­минать о ней. В некоторые моменты нахождения «в ином мире» Рендер теряет контроль над происходящим, точнее, его отбирает пациентка, которая хочет сама творить свой мир.

Но и это не пугает Рендера. Встреча с коллегой, который пре­достерегает его от работы с данной пациенткой, ничего не дает. Рендер защищается, утверждая, что нашел исключительно ста­бильного индивидуума — психиатра, уже потратившего немало времени на обычную личную психотерапию. Проницательный коллега догадывается, что иногда Рендер теряет контроль над образами, а также о наличии контрпереноса. Он пытается объяс­нить Рендеру, что невозможно привнести извне и создать у друго­го человека всеобъемлющую концепцию мира и его самого... «В ка­кой-то момент вы можете сделать что-то, показать ей какое-то зрелище или какой-то способ видеть, что-то переломится в ее личности ипфф! Словно пробито дно водоема. В результате — водоворот, который унесет все... куда? Я не хочу иметь вас в ка­честве пациента, поэтому прошу не продолжать»,— говорит Рендеру коллега.

Однако Рендер упорно продолжает анализ. Даже когда понима­ет, что с Эйлин что-то не так, он решает провести сеанс. Во вре­мя сеанса Рендер теряет контроль над ситуацией, а обращенные к Эйлин слова «Я ненавижу вас!» погружают его во тьму. И в этой волне чужого безумия, накрывшей его, он возвращается к ситуа­ции, в которой частично умер он сам — к гибели жены и дочери.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие этапы включает подготовка профессиональных психо­логов-консультантов?

2. Какова роль супервидения в профессиональном становлении психолога?

3. Через какие стадии профессиональной идентичности проходит психолог-консультант в своем профессиональном развитии?

4. Каким образом профессиональная деятельность влияет на лич­ность психолога? Назовите способы предотвращения «синд­рома сгорания».

Литература

Бурцева Е.А. Размышляя о супервизии // Гештальт-2000: Сб. мате­риалов Москов. Гештальт Ин-та за 1999 г.

Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер Д.Д. Супервизорство: Техника и методы корректирующих консультаций. СПб., 1997.


Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. Нвльсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.,

2000.

Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консуль­тантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психолог, журн. 1994.

№ 15, 6.

Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности психоте­рапевта: Шесть стадий процесса супервизии // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 3.


Глава 4 КЛИЕНТ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...