Влияние профессиональной деятельности на личность психолога
Профессия психолога принадлежит к числу социономных профессий и связана с другими людьми, на которых психолог оказывает воздействие и которые, в свою очередь, оказывают воздействие на психолога. Профессия психолога-консультанта нередко приводит к следующим негативным последствиям: S угрозе утратить идентичность и раствориться в клиентах; S отрицательному воздействию на личную жизнь; S возможности психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией. Спецификой профессии психолога является психологическая и физическая изоляция: необходимость проводить много времени наедине с клиентами; соблюдение принципа конфиденциальности; истощение от контактов с людьми и др. Как следствие специфической профессиональной деятельности возникает жесткий самоконтроль, эмоциональная закрытость от близких людей, склонность использовать интерпретации в отношениях с друзьями и в семье. Психолог-консультант может неуместным образом реагировать как на идеализацию и фантазии о всемогуществе со стороны других людей, так и на их нападки и попытки обесценить его профессию и личность. Кроме того, существует жесткая конкуренция в профессиональном сообществе. Все эти факторы могут считаться потенциальными источниками стресса, влияющими не только на самого терапевта, но и на его отношения с окружающими. Психологам также грозит «синдром сгорания». Это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпа-тичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Чтобы избежать «синдрома сгорания», консультант должен иногда задумываться о том, живет ли он так, как ему хочется. Появлению данного синдрома препятствуют следующие составляющие: S сочетание работы консультанта с другими видами профессиональной деятельности (научная работа, участие в семинарах и исследованиях, педагогическая деятельность); S забота о своем здоровье, соблюдение режимов сна и питания; S наличие в референтном круге лиц нескольких друзей, желательно других профессий; S открытость новому опыту; S умение давать себе адекватную оценку; S умение проигрывать без аутоагрессии и саморазрушительных действий; S чтение не только профессиональной, но и другой литературы для собственного удовольствия; S взаимодействие с коллегами, дающее возможность обсудить профессиональные и личные проблемы; V наличие хобби (Р. Кочюнас). Негативное влияние профессиональной деятельности на психолога — излюбленная тема писателей и кинематографистов. Ярким примером может послужить рассказ Роджера Желязного «Мастер снов». Его главный герой, Чарльз Рендер — психолог будущего, нейро-соучастник, «творец». Он — один из двухсот особых аналитиков, чья психика позволяет входить в прямой контакт с бессознательным клиентом при помощи специальной машины. В жизни Рендера была трагедия: в автокатастрофе погибли жена и дочь. Он добровольно подвергся -«инъекции новокаина» в самую болезненную область своей души. Теперь его собственный мир лишен переживаний и базируется на логике и рассудке, а чувства и эмоции находятся под жестким контролем. Рендер живет в настоящем времени, не вспоминая о прошлом.
Однажды он знакомится со слепой женщиной-психиатром, которая желает стать нейросоучастником, как и Рендер. Вначале он категорически отказывается от ее предложения, объясняя ей, что эмоции врача и эмоции пациента во время сеанса находятся в тесном контакте, в одном электрическом поле. Ключевое слово в нейротерапии — соучастие. В сеансе участвуют два мозга, две нервных системы. В том случае, если отклонение пациента лежит в психотическом диапазоне, психолог не ^сможет контролировать процесс. Состояние сознания психолога может сильно ухудшиться. ' Рендер знает о тех случаях, когда нейросоучастники после работы с психотическими пациентами навсегда попадали в лечебницу из-за органических повреждений мозга. Но уникальная задача — научить женщину, слепую от рождения, помогать другим увидеть свои проблемы, оказывается для Рендера заманчивой и интересной. И он соглашается анализировать слепую женщину — доктора Эйлин Шалотт. Рендеру приходится стать настоящим творцом. Он постепенно представляет ей ряд зрительных феноменов, показывает образы животных, птиц, полей, лугов, ручьев, воссоздает ее саму: внешность, фигуру — ведь она себя никогда не видела. Анализируя доктора Шалотт, Рендер начинает слишком часто думать и вспоминать о ней. В некоторые моменты нахождения «в ином мире» Рендер теряет контроль над происходящим, точнее, его отбирает пациентка, которая хочет сама творить свой мир. Но и это не пугает Рендера. Встреча с коллегой, который предостерегает его от работы с данной пациенткой, ничего не дает. Рендер защищается, утверждая, что нашел исключительно стабильного индивидуума — психиатра, уже потратившего немало времени на обычную личную психотерапию. Проницательный коллега догадывается, что иногда Рендер теряет контроль над образами, а также о наличии контрпереноса. Он пытается объяснить Рендеру, что невозможно привнести извне и создать у другого человека всеобъемлющую концепцию мира и его самого... «В какой-то момент вы можете сделать что-то, показать ей какое-то зрелище или какой-то способ видеть, что-то переломится в ее личности и — пфф! Словно пробито дно водоема. В результате — водоворот, который унесет все... куда? Я не хочу иметь вас в качестве пациента, поэтому прошу не продолжать»,— говорит Рендеру коллега.
Однако Рендер упорно продолжает анализ. Даже когда понимает, что с Эйлин что-то не так, он решает провести сеанс. Во время сеанса Рендер теряет контроль над ситуацией, а обращенные к Эйлин слова «Я ненавижу вас!» погружают его во тьму. И в этой волне чужого безумия, накрывшей его, он возвращается к ситуации, в которой частично умер он сам — к гибели жены и дочери. Вопросы для самоконтроля 1. Какие этапы включает подготовка профессиональных психологов-консультантов? 2. Какова роль супервидения в профессиональном становлении психолога? 3. Через какие стадии профессиональной идентичности проходит психолог-консультант в своем профессиональном развитии? 4. Каким образом профессиональная деятельность влияет на личность психолога? Назовите способы предотвращения «синдрома сгорания». Литература Бурцева Е.А. Размышляя о супервизии // Гештальт-2000: Сб. материалов Москов. Гештальт Ин-та за 1999 г. Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер Д.Д. Супервизорство: Техника и методы корректирующих консультаций. СПб., 1997. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. Нвльсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психолог, журн. 1994. № 15, 6. Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности психотерапевта: Шесть стадий процесса супервизии // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 3. Глава 4 КЛИЕНТ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|