Стадия мультимодального определения проблемы
Когда контакт установлен, а клиент перешел к рассказу о себе, начинается вторая стадия консультирования (она может занять 25—30 мин), в течение которой клиент должен как можно больше рассказать о себе и своей ситуации. На этой стадии лучше всего помогают открытые вопросы и реплики, максимально структурирующие рассказ. Пока клиент говорит, психолог: 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент. Обычно через 15—20 мин психолог уже хорошо разбирается в проблемах и ситуации клиента и готов к формулированию и проверке консультативных гипотез. Каждая гипотеза является попыткой консультанта понять ситуацию клиента. Гипотезы — это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Вербально выраженная гипотеза является интерпретацией. Для проверки консультативных гипотез консультант задает уточняющие вопросы, точно их формулируя. Необходим анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, позволяющий проверить возникшие гипотезы. Прежде чем высказывать гипотезу, консультанту необходимо четко сформулировать для себя, что именно происходит в жизни клиента. На второй фазе расспроса основное содержание работы психолога заключается в проверке возникших гипотез. При этом используются в основном закрытые вопросы или вопросы, требующие точных ответов клиента. Основным средством проверки гипотез на данном этапе является анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, которые позволяют уточнить особенности его поведения в проблемных ситуациях, характерные паттерны поведения. Чем подробнее рассказ клиента, тем больше у консультанта возможностей для понимания тех аспектов ситуации, которые не осознаются клиентом.
Подробный рассказ о проблемной ситуации должен отражать следующие моменты: S когда и в связи с чем возникла данная ситуация; S где именно происходило событие; S что говорил и делал клиент; S что говорили и делали другие действующие лица; S что думал и чувствовал клиент; •/ что, с точки зрения клиента, думали и чувствовали другие участники ситуации; S чем закончилась ситуация; S какие она имела последствия; S на что повлияла данная ситуация. Для подтверждения (или опровержения) гипотезы одной конкретной ситуации недостаточно, необходимо описание двух— трех таких примеров. В том случае, если во всех этих ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся (или опровергнутой). При выборе ситуаций необходимо руководствоваться следующими правилами: S выбираемые ситуации должны быть напрямую связаны с содержанием жалоб клиента; S ситуации должны быть типичными, часто повторяющимися в жизни клиента; S ситуации должны быть достаточно подробно изложены для описания целостных паттернов поведения, чтобы выявить их негативные, нейтральные и позитивные моменты. Иногда психологу приходится затратить много усилий на то, чтобы клиент подробно описал ситуацию, ясно рассказал о своих реальных действиях, чувствах и переживаниях. На этом этапе психолог занимает активную позицию и стимулирует клиента, подбадривая его («Постарайтесь вспомнить»), задавая детализирующие вопросы. Если клиент затрудняется в описании своих чувств, психолог проявляет настойчивость, предлагает альтернативы («Вы удивились или испугались, увидев его?»). Обсудив с клиентом две—три конкретных ситуации, психолог может понять, какая из его гипотез в большей мере соответствует действительности, что в мыслях, чувствах, поведении клиента ведет к возникновению проблем, как можно помочь ему изменить свое поведение и отношение к происходящему.
Желаемые изменения На этом этапе консультанту необходимо еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе предъявленной проблемы, и попытаться ответить на вопрос: чего именно клиент хочет добиться своим поведением, какие потребности пытается удовлетворить. Невротическое поведение, неадекватное ситуации, всегда на каком-то уровне выгодно клиенту. Оно удовлетворяет определенные (зачастую неосознаваемые) потребности, которые клиент не может удовлетворить другим способом. Выгодность симптома — один из краеугольных камней современной психотерапии и консультирования. Поэтому уже на этом этапе психолог часто сталкивается с сопротивлением в виде «незнания» клиента («Не знаю, чего хочу»; «Не знаю, что изменить, все так плохо... Как угодно, только не так, как сейчас...»), его ухода в нереалистичные фантазии и т.п. Задачи данного этапа можно считать реализованными только в том случае, если и клиент, и консультант выстроили своеобразную «цепочку» событий. Понимание логики развития отношений, согласно которой клиент хочет чего-то добиться (любви, признания, власти), применяя для этого неадекватные способы и средства, приводит последнего к осознанию того, каким образом его поведение способствует усугублению проблемы. Но сам клиент зачастую испытывает затруднения при выборе позитивных вариантов поведения в проблемных ситуациях. Психолог может оказать клиенту большую помощь, не предлагая конкретных решений, избегая советов и рекомендаций. Только сам человек может решить, чего именно он хочет добиться, какие изменения ситуации по-настоящему соответствуют его потребностям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|