Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадия мультимодального определения проблемы




Когда контакт установлен, а клиент перешел к рассказу о себе, начинается вторая стадия консультирования (она может занять 25—30 мин), в течение которой клиент должен как можно больше рассказать о себе и своей ситуации. На этой стадии лучше всего помогают открытые вопросы и реплики, максимально структури­рующие рассказ. Пока клиент говорит, психолог: 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмыс­ливает то, что говорит клиент.

Обычно через 15—20 мин психолог уже хорошо разбирается в проблемах и ситуации клиента и готов к формулированию и про­верке консультативных гипотез. Каждая гипотеза является попыт­кой консультанта понять ситуацию клиента. Гипотезы — это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, веро­ятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Вербально выраженная гипотеза является интерпрета­цией.

Для проверки консультативных гипотез консультант задает уточняющие вопросы, точно их формулируя. Необходим анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, позволяющий проверить возникшие гипотезы. Прежде чем высказывать гипотезу, консуль­танту необходимо четко сформулировать для себя, что именно происходит в жизни клиента.

На второй фазе расспроса основное содержание работы психо­лога заключается в проверке возникших гипотез. При этом используются в основном закрытые вопросы или вопросы, требу­ющие точных ответов клиента. Основным средством проверки ги­потез на данном этапе является анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, которые позволяют уточнить особенности его по­ведения в проблемных ситуациях, характерные паттерны поведе­ния. Чем подробнее рассказ клиента, тем больше у консультанта возможностей для понимания тех аспектов ситуации, которые не осознаются клиентом.

Подробный рассказ о проблемной ситуации должен отражать следующие моменты:

S когда и в связи с чем возникла данная ситуация;

S где именно происходило событие;

S что говорил и делал клиент;

S что говорили и делали другие действующие лица;

S что думал и чувствовал клиент;


•/ что, с точки зрения клиента, думали и чувствовали другие участники ситуации;

S чем закончилась ситуация;

S какие она имела последствия;

S на что повлияла данная ситуация.

Для подтверждения (или опровержения) гипотезы одной конкретной ситуации недостаточно, необходимо описание двух— трех таких примеров. В том случае, если во всех этих ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся (или опроверг­нутой).

При выборе ситуаций необходимо руководствоваться следую­щими правилами:

S выбираемые ситуации должны быть напрямую связаны с со­держанием жалоб клиента;

S ситуации должны быть типичными, часто повторяющимися в жизни клиента;

S ситуации должны быть достаточно подробно изложены для описания целостных паттернов поведения, чтобы выявить их не­гативные, нейтральные и позитивные моменты.

Иногда психологу приходится затратить много усилий на то, чтобы клиент подробно описал ситуацию, ясно рассказал о своих реальных действиях, чувствах и переживаниях. На этом этапе психолог занимает активную позицию и стимулирует клиента, подбадривая его («Постарайтесь вспомнить»), задавая детализи­рующие вопросы. Если клиент затрудняется в описании своих чувств, психолог проявляет настойчивость, предлагает альтерна­тивы («Вы удивились или испугались, увидев его?»).

Обсудив с клиентом две—три конкретных ситуации, психолог может понять, какая из его гипотез в большей мере соответствует действительности, что в мыслях, чувствах, поведении клиента ве­дет к возникновению проблем, как можно помочь ему изменить свое поведение и отношение к происходящему.

Желаемые изменения

На этом этапе консультанту необходимо еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе предъявленной проблемы, и попытаться ответить на воп­рос: чего именно клиент хочет добиться своим поведением, какие потребности пытается удовлетворить. Невротическое поведение, неадекватное ситуации, всегда на каком-то уровне выгодно клиен­ту. Оно удовлетворяет определенные (зачастую неосознаваемые) потребности, которые клиент не может удовлетворить другим


способом. Выгодность симптома — один из краеугольных камней современной психотерапии и консультирования. Поэтому уже на этом этапе психолог часто сталкивается с сопротивлением в виде «незнания» клиента («Не знаю, чего хочу»; «Не знаю, что изме­нить, все так плохо... Как угодно, только не так, как сейчас...»), его ухода в нереалистичные фантазии и т.п.

Задачи данного этапа можно считать реализованными только в том случае, если и клиент, и консультант выстроили своеоб­разную «цепочку» событий. Понимание логики развития отно­шений, согласно которой клиент хочет чего-то добиться (люб­ви, признания, власти), применяя для этого неадекватные спо­собы и средства, приводит последнего к осознанию того, каким образом его поведение способствует усугублению проблемы. Но сам клиент зачастую испытывает затруднения при выборе пози­тивных вариантов поведения в проблемных ситуациях. Психо­лог может оказать клиенту большую помощь, не предлагая конкретных решений, избегая советов и рекомендаций. Только сам человек может решить, чего именно он хочет добиться, ка­кие изменения ситуации по-настоящему соответствуют его потребностям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...