Объяснение сущности предстоящей работы
Психолог-консультант может проинформировать клиента: а) об особенностях психологического консультирования как формы психологической помощи. Психолог может сказать клиен- ту об используемой модели консультирования. При этом нужно соблюдать этические границы. Например, неуместным будет такое высказывание: «Я — сертифицированный гештальт-терапевт, со вторника мы можем начать терапию». Информация предоставляется в необходимом для клиента объеме (учитывается возраст клиента, наличие (отсутствие) опыта предыдущих контактов с психологами, интеллект и другие параметры). Клиент, как потенциальный потребитель услуг психолога-консультанта, имеет право знать, на что он может рассчитывать; б) о существующих ограничениях в его работе. Длительность в) о значении психотерапевтических отношений (возможность Ограничение времени консультирования. Начинающим психологам особенно сложно работать в случае неструктурированного во времени консультирования, срок завершения которого не устанавливается заранее. Поэтому следует уделить особое значение четкому структурированию процесса консультирования. Необходимо обосновать примерное количество сессий. Психолог объясняет, что обычно проводится 15—20 сессий, но иногда возможно увеличение или уменьшение их количества. Ограниченность времени консультирования активизирует работу клиента по поиску решения своих проблем. Сознательное установление определенных сроков также способствует более реалистическому отношению пациента и психолога к происходящему. Ограничение консультирования 15—20 сессиями имеет то преимущество, что весь консультативный процесс занимает обозримый период времени. Тем самым становится возможным структурировать консультативный процесс: начинать консультирование, строить и поддерживать конструктивные психотерапевтические отношения, а также завершать процесс.
Если у психолога возникают сомнения в эффективности использования именно психологического консультирования как формы помощи, можно договориться о проведении нескольких (3—5) сессий для наблюдения за динамикой изменений клиента. По их истечении психолог должен принять окончательное решение — работать с клиентом или предложить ему обратиться за помощью к другому специалисту (психотерапевту, психиатру, врачу) либо к другому психологу (например, специалисту в области системной семейной терапии). Формальные аспекты. Оговариваются переносы сессий, неявки и опоздания, ситуации в случае болезни клиента или психолога. В заключение обсуждается вопрос оплаты. Клиент должен быть проинформирован о средних ценах на услуги психолога в данном регионе. В Беларуси рынок консультативных услуг находится в стадии формирования, поэтому цена на услугу складывается исходя из опыта психолога, его востребованности, статуса и др. Психолог может сообщить: «Цена одной сессии колеблется в пределах от 5 до 25 дол. (российских рублей, белорусских рублей и т.д.). Я обычно работаю за 15 дол. за сессию. Вас устраивает такая стоимость?» Клиент может соглашаться или торговаться с психологом. Каждый раз стоимость услуг психолога и их оплата клиентом является предметом договоренности между данными лицами. Если психолог работает частным образом и клиент не может оплатить его услуги, психолог должен взвесить все обстоятельства жизни клиента и принять решение, которое не унизит достоинства другого человека и поможет получить ему необходимую помощь.
В нашей республике обычно заключается устный психотерапевтический контракт, но возможен вариант письменного соглашения. В этом случае составляются два идентичных экземпляра контракта, один из которых храниться у клиента, другой — у консультанта. По структуре письменная форма контракта может содержать следующие пункты: 1. Название контракта. 2. Место и время заключения. 3. Наименования сторон. 4. Определения и толкования (консультативная сессия, консультационная услуга, консультант, клиент, длительность работы и др.). 5. Предмет договора (цели и задачи работы, желаемые результаты, подход и методы работы консультанта). 6. Обязанности консультанта. 7. Обязанности клиента. 8. Оценка промежуточных и конечных результатов. 9. Порядок расчета (согласование стоимости услуг, оплата 10. Штрафные санкции при нарушении контракта (основания для его расторжения или для штрафных санкций по вине консультанта, клиента). 11. Форс-мажорные обстоятельства. 12. Срок действия договора (определяются временные рамки с момента его подписания обеими сторонами). Заключение письменного контракта — достаточно редкое явление. При этом консультант должен соблюдать осторожность, тактичность и обсудить все пункты контракта с надлежащей глубиной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|