Условия успешного консультирования по К. Роджерсу
Психологическое консультирование строится на философии клиент-центрированного отношения к клиенту, основоположником которой является К. Роджерс. Поэтому выделенные Роджерсом условия успешного консультирования описаны нами в отдельном параграфе. Согласно К. Роджерсу, если взаимоотношения психолога и клиента осуществляются при определенных условиях, то у последнего возникают позитивные изменения, ведущие к большей личностной интеграции, уменьшению внутренних конфликтов и освобождению такой энергии, которую он может использовать для эффективной жизни. Первое из этих условий — эмпатия при понимании мира клиента. Психолог переживает мир клиента, как будто бы свой, но при этом ни на одну минуту не теряет чувство «как будто бы». Психолог переживает гнев и тревогу клиента, но он не может допустить, чтобы эти чувства возникли как его собственные и тем самым оказали неблагоприятное влияние на процесс работы с клиентом. Если внутренний мир клиента ясно виден психологу и он свободно разбирается в нем, то психолог может рассказать клиенту то, что он понял, и способен передать те знания, которые для клиента не выступали ясно и осознанно. Для эмпатии необходимо, чтобы психолог вошел в мир клиента, видел все окружающее его глазами, «влез в его шкуру». Различают культурную и индивидуальную эмпатию. Исторически психологи обращали внимание в основном на индивидуальную эмпатию, забывая о культурной. Это проявляется в ожиданиях, что все клиенты, независимо от их культурной принадлежности, будут одинаково реагировать на интервенции психолога. Эмпатию нель- зя считать «необходимым и достаточным» условием, забывая о культурных аспектах. Психолог должен быть способен вырабатывать различные варианты общения и поведения с разными культурными группами, т.е. владеть навыками культурной эмпатии.
Второе условие успешности — установка на теплое и позитивное принятие. Это значит, что психолог с откровенным, добрым намерением стремится навстречу клиенту независимо от своих эмоций — страха, смущения, гордости, гнева. Он не хочет руководить клиентом и считает его такой личностью, в которой открываются большие человеческие возможности. Психолог принимает клиента в целом и свое принятие не ставит в зависимость от условий. Важно то, что психолог первоначально переживает позитивные чувства, не будучи при этом ни нейтральным, ни оценивающим. Третье необходимое условие — аутентичность — заключается в том, чтобы психолог откровенно, «без маски» демонстрировал свои чувства, возникающие в данную минуту, т.е. чувства, которые он испытывает, осознает, которые стали доступными ему и переживаются им. Многие психологи стараются выглядеть более профессиональными, разыгрывая роль знающего специалиста, что, однако, отрицательно сказывается на психотерапевтических отношениях с клиентом. Аутентичный психолог вступает с клиентом в межличностный контакт как человек с человеком. В этом контакте психолог тождественен сам себе и ничего не скрывает от клиента. Аутентичность психолога включает в себя пять элементов: 1) поддерживающее невербальное поведение; 2) ролевое поведение; 3) конгруэнтность; 4) спонтанность; 5) открытость. Четвертое условие, по К. Роджерсу, относится к клиенту и заключается в том, чтобы он адекватно воспринимал соответствующие установки психолога. Вопросы для самоконтроля Перечислите стадии консультирования в мультимодальной модели. 2. Расскажите о факторах, влияющих на установление консультативного контакта.
Охарактеризуйте стадию мультимодального определения проблемы. Охарактеризуйте стадию выявления желаемых изменений. 5. Охарактеризуйте стадию поиска альтернативных путей решения проблемы. Охарактеризуйте стадию поиска ресурсов. Охарактеризуйте стадию экологической проверки. 8. Что включает первая встреча с клиентом? Что такое психотерапевтический контракт, как и когда он заключается?
Что способствует успешности консультирования? 11. Как оценить эффективность психологического консультирования? Назовите условия успешного консультирования по К.Роджерсу. Литература Блайзер А. и др. Проблемно-ориентированная психотерапия: Инте-гративный подход. М., 1998. Вайнер И. Психотерапевтический контракт // Журн. практ. психологии и психоанализа. 2003. № 4. Декабрь. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. М., 2001. Михал В. Диагностическое интервью // Й. Шванцара и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1995. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.; Киев, 1997. Глава 6 ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|