Межличностное пространство
Межличностное пространство, важным показателем которого является дистанция (физическое расстояние),— это объективный показатель, отражающий, насколько близко (далеко) находятся собеседники по отношению друг к другу. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят. Размеры личной пространственной территории человека среднего класса в принципе одинаковы независимо от того, где он проживает. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны: 1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Именно эта зона главная, и человек ее охраняет, как свою собственность, разрешая нарушать ее только лицам, находящимся с ним в тесном эмоциональном контакте. Зона радиусом до 15 см — это сверхинтимная зона, проникнуть в которую можно только посредством физического контакта. 2. Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние, которое разделяет нас во время официальных приемов, официальных вечеров и дружеских вечеринок. 3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м). На таком расстоянии обычно располагаются малознакомые люди. 4. Общественная зона (более 3,6 м). Наиболее удобная зона, когда мы адресуемся к большой группе людей (И. Атватер). Указанные зоны значительно варьируются в зависимости от возраста, пола, и уровня культуры. Например, дети и люди пожилого возраста держатся ближе к собеседнику. Женщины обычно сидят ближе к собеседнику, чем мужчины. Уравновешенные, спо- койные люди подходят к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседников подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Важным фактором является традиция. Так, уроженцы Кавказа и Средней Азии склонны садиться ближе к психологу, чем славяне.
Если психолог хочет, чтобы его клиенты чувствовали себя уютно, он должен соблюдать золотое правило — «держать нужную дистанцию». Лучше всего дать клиенту возможность самому выбрать удобное для него расстояние. На дистанцию между собеседниками может повлиять стол. Он обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому некоторые психологи предпочитают проводить консультирование, сидя не за своим столом, а напротив собеседника — на стульях, стоящих под углом друг к другу. Чаще всего во время разговора с клиентом расстояние между ним и психологом равно длине руки или больше. Анализируя свое впечатление о клиенте, психолог может попробовать ответить на следующие вопросы: s На какое место обычно садится клиент? S Какую дистанцию выбирает клиент в начале сессии? s Как клиент реагирует, когда психолог наклоняется в его сторону или придвигается чуть ближе? s Изменяет ли клиент дистанцию на протяжении сессии? Если клиент часто меняет дистанцию во время сессии, нужно обратить на это его внимание и выяснить, осознает ли он свое невербальное поведение. Поиск оптимальной дистанции — первое и самое важное действие в установлении контакта с клиентом. Некоторые консультанты не изменяют своего пространственного расположения на протяжении всей сессии. У клиента появляется возможность уменьшать или увеличивать дистанцию с психологом в соответствии со своим актуальным состоянием. Другие психологи (геш-тальт-терапевты, телесно-ориентированные терапевты) предпочитают экспериментировать, изменяя дистанцию и положение в пространстве до тех пор, пока не будет найдена наиболее комфортная позиция: напротив друг друга или рядом; на большом расстоянии или очень близко. Можно выделить следующие функции пространственного расположения, влияющие на психологический климат консультации:
■S степень близости между психологом и клиентом, которая обычно определяется по дистанции между ними; S характер контакта (конкуренция, зависимость, сотрудничество). Если клиент и психолог расположились рядом (но не напротив, а бок о бок), то это говорит, скорее, о поддержке; S динамика отношений во время сессии. Если клиент сам приближается к психологу и вступает на «его территорию», он, возможно, пытается столкнуться, поконкурировать с психологом или, наоборот, демонстрирует зависимость, подчинение. Психолог, берущий на себя инициативу, приближающийся к клиенту, может либо спровоцировать столкновение (явное или скрытое), либо, наоборот, позволяет установить климат доверия (в случае максимально возможной близости подкрепленный физическим контактом). Когда и психолог, и клиент остаются на расстоянии, на «своей» территории, то создается атмосфера либо недоверия, либо автономии и уважения к свободе каждого из участников диалога; Таким образом, тело — такой же реальный участник диалога, и психолог может слушать и слышать, как слова клиента отзываются в его теле и как он своими словами оказывает влияние на тело клиента. Выражение лица Лицо представляет собой своеобразную сцену, где все части — рот, нос, глаза, брови — играют свою роль. Выражение лица, или мимика, является главным показателем чувств и эмоций человека. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: удивление — брови подняты, глаза широко открыты, кончики губ опущены вниз, рот приоткрыт; страх — брови приподняты и сведены над переносицей, глаза широко открыты, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты; отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верней губой; печаль — брови сведены, глаза потухшие, уголки губ обычно слегка опущены; счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад. Лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны отражают эмоции по-разному. Левое полушарие мозга контролирует речь и интеллектуальную деятельность и отражается на правой стороне лица. Правое полушарие управляет
эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью и отражается на левой стороне лица. На левой стороне лица, считает А. Пиз, труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные более отчетливо выражены на левой стороне. Очевидно, психологу весьма трудно улавливать малейшие изменения лицевых мышц. Сигналом конфликтности мыслей и чувств может являться ассиметрия их выражения на лице: одна часть лица улыбается, другая остается грустной (как театральная маска). Лицо экспрессивно выражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица (И. Атватер). Для психолога важно отслеживать различные чувства клиента по мере их проявления на лице. Иногда полезно прояснить или уточнить, какое именно чувство испытывает клиент, например: «Это Вас возмутило?» или «Сейчас Вы злитесь или огорчаетесь?» и т.д. Визуальный контакт Визуальный контакт — важный элемент консультативного процесса. Когда психолог смотрит на клиента, это, с одной стороны, выражает его заинтересованность, а с другой — помогает сосредоточить внимание на том, что говорит клиент. Легче поддерживать визуальный контакт с клиентом при разговоре на приятную тему, однако люди избегают смотреть в глаза, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях воспринимается как признак враждебности и вызывает возмущение. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Женщины склонны к более длительному визуальному контакту, чем мужчины. Если клиент то смотрит в глаза психолога, то отводит свои глаза в сторону, значит, что он еще не закончил говорить. По окончании речи клиент, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь Ваша очередь». Таким образом, выслушивая клиента, психологу желательно поддерживать прямой визуальный контакт. При разговоре он должен быть реже. Взгляд психолога, направленный в глаза клиента, обычно обозначает: «Я Вас внимательно слушаю».
Жесты и их составляющие Установки и чувства клиента можно определить по моторике, т.е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Для психолога-консультанта важным является знание коммуникационных жестов. Во всем мире люди улыбаются, когда счастливы, хмурятся, когда печальны. Кивание головой — утверждение или согласие, покачивание головой из стороны в сторону — отрицание или несогласие. Поэтому сигналом для прояснения может служить неконгруэнтность между словами и жестами клиента. Например, клиент может говорить: «Я очень люблю свою мать» и при этом энергично качать головой, тем самым как бы отрицая сказанное. Улыбка в совокупности с дружественными жестами обычно обозначает удовольствие или доброжелательность, поэтому многие психологи в начале встречи улыбаются. Психологу необходимо помнить, что различаются не только невербальные языки разных наций, но даже представители одной этнической группы, имеющие разный уровень образования, живущие в различной среде (например, в мегаполисе и небольшом городке), будут сильно отличаться в своих невербальных реакциях. Жесты нельзя изучать в отрыве, изолированно от остальных жестов и других обстоятельств. Так, почесывание затылка может означать что угодно — перхоть, укус насекомого, выделение пота, неуверенность, забывчивость или то, что человек говорит неправду. Совокупность жестов позволяет получить информацию, соответствующую состоянию, чувствам человека. Например, если человек сидит, скрестив ноги, голова и подбородок враждебно наклонены, одна рука лежит поперек тела (как бы защищая его), щека подперта указательным пальцем и рот прикрыт средним — скорее всего, он относится к вам критически, и его невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Я не согласен с тем, что Вы говорите, мне это не нравится». Однако это может быть его обычной, достаточно ригидной позой, выражающей общее недоверие к окружающему миру, либо позой, в которой человек чувствует себя наиболее защищенным. Важным показателем правдивости, искренности, доверия к психологу, а также осознанности отношений клиента к себе и окружающим может служить степень конгруэнтности (согласованности) языка слов и жестов. Например, клиентка может рассказывать, как тепло она относится к мужу, но при этом ее кулаки сжаты, а тело напряжено. Если сигналы неконгруэнтны, лучше полагаться на невербальную информацию. В этом случае психологу важно обратить внимание клиентки на такое рассогласование ее слов и невербальных реакций. Например, он может сказать: «Вы говорили, что очень любите мужа, но при этом хмурились и сжимали правую руку в кулак». Важно также учитывать
контекст — если в холодном помещении клиент сидит у окна, скрестив руки и ноги, опустив голову вниз — это может означать, что он замерз, а вовсе не критичное его отношение к чему-то происходящему в сессии. Богатство жестикуляции обратно пропорционально положению в обществе. Чем выше социальное и профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Менее образованные люди в процессе общения чаще полагаются на жесты. Быстрота некоторых жестов и их очевидность зависит от возраста человека (например, редуцирование детского жеста неправды — прикрытия рта руками — к усовершенствованному жесту — прикосновению к носу или ко рту — у взрослых людей). Возможно ли подделать язык телодвижений? Нет, потому что человека выдаст неконгруэнтность между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Даже опытные специалисты могут имитировать нужные движения только в течение короткого времени, так как вскоре организм передаст сигналы, противоречащие сознательным действиям человека. Многие менеджеры и политики являются профессионалами в области копирования жестов. И, хотя трудно подделывать язык тела в течение длительного периода времени, психологу полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми и избавиться от жестов, несущих, отрицательную, негативную окраску. Опытные психологи применяют специальные приемы для того чтобы создать доверительные отношения с клиентом. Сторонники нейролингвистического программирования (НЛП) используют для этой цели простые и изящные техники подстройки, также называемые отражением, присоединением, настройкой или отзеркаливанием (С.А. Горин). Подстройка к позе означает, что психолог воспроизводит, отражает позу клиента. Психолог также может подстраиваться к жестам, дыханию, скорости речи. Если психолог не использует техники подстройки, то его поза должна, прежде всего, говорить об интересе к собеседнику. Лучше всего, если его тело слегка наклонено вперед, к клиенту. Такая поза как будто говорит собеседнику: «Я весь — внимание». Кивки головой выражают одобрение и поддержку. Если же психолог сидит, небрежно развалившись в кресле, это воспринимается клиентом как незаинтересованность в общении. Руки, скрещенные на груди, обычно обозначают защиту (однако не следует бросаться в атаку и задавать клиенту вопрос «Чего Вы боитесь?» или «От чего Вы защищаетесь?»). Рукопожатие при встрече и расста- вании воспринимается как доброжелательный жест, хотя представители некоторых направлений являются противниками таких проявлений. Иногда психолог использует жесты, чтобы прервать клиента (например, если последний уходит от обсуждаемой темы) или стимулировать его говорить дальше. Консультант может невербально «задавать вопросы», выражать свои чувства, т.е. использовать как инструмент свое тело. Вербальное общение Единственным средством вербальной коммуникации является язык. В психологическом консультировании проблема языковых средств коммуникации решается по-разному, в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого осуществляется процесс консультирования. Тем не менее главным элементом любой психотерапии и консультирования является именно вербальное общение. Трудно представить себе успешно работающего и при этом косноязычного, не владеющего речью психолога. Эффективность консультирования зависит от того, насколько полной, ясной и точной является собранная психологом информация. Поэтому очень важно, чтобы он внимательно выслушивал все сказанное клиентом, избегая прерывания или изменения направления разговора. Обычно психологи при взаимодействии с клиентом придерживаются правила вербального следования. Это значит, что психолог «идет» вслед за клиентом, за его темами и старается использовать тот же язык, которым пользуется клиент. Для психолога-профессионала важнее фиксировать свое внимание на клиенте, а не на проблеме. Поэтому в случаях, когда в рассказе клиента присутствовало несколько тем, технически более правильным будет перечислить все темы, затронутые клиентом, и предложить последнему самому выбрать, с какой из них ему хотелось бы поработать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|