Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сопротивление в психологическом консультировании




Сопротивление является одним из общепризнанных клини­ческих феноменов, сопровождающих любой консультативный (психотерапевтический) процесс. Отказ от старых и выработка новых форм поведения, осознание причинно-следственных свя­зей, изменения установок, смыслов, ценностей и отношений — все это может сопровождаться противодействием со стороны клиента, носящим название «сопротивление».

Сопротивление — одно из наиболее удивительных и парадок­сальных явлений в консультировании и психотерапии. Почему че­ловек, который сам обратился к психологу и искренне хотел ре­шить проблемы, изменить жизнь, разобраться в ситуации, вдруг начинает опаздывать, не помнит своих слов, спорит с психологом и критикует все его действия? Каким образом психолог выявляет


сопротивление? Как с ним работать? Как, отказавшись от исполь­зования подавляющих, отвергающих и обесценивающих клиента действий, можно обратить энергию сопротивления в эффективное для терапевтического процесса русло? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым консультантом. В зависимости от те­оретических пристрастий психолог обычно выбирает способ рабо­ты с сопротивлением.

Разнообразные проявления сопротивления и работа с ним на­иболее изучены и разработаны в психоанализе. Сам термин «сопротивление» был впервые употреблен 3. Фрейдом в работе «Об истерии». При анализе проблемы сопротивления Фрейд также ввел термины «защита», «защитные механизмы». Он рас­сматривал сопротивление как противодействие, которое неосоз­нанно оказывает пациент попыткам проникновения в его созна­ние «вытесненного комплекса». В основе сопротивления, согласно взглядам 3. Фрейда, находятся самоподавляющие и защитные силы, которые поддерживают невротическое функционирование. Сопротивление проявляется, когда психотерапевтическая работа начинает оказывать воздействие на защитную организацию лич­ности или разрушать ее.

Анализ защитных механизмов через анализ сопротивления стал важным этапом проведения психоанализа. Обзор современ­ной психоаналитической литературы показывает все возрастаю­щее значение умений психоаналитика обнаруживать признаки сопротивления в его разнообразных формах.

В психоанализе выделены следующие источники сопротив­ления:

1. Сопротивление-подавление, связанное с потребностью кли­ента защитить себя от травмирующих воспоминаний, ощущений, событий.

2. Сопротивление-перенос, отражающее борьбу с импульсами, возникшими у пациента в отношении личности психоаналитика.

3. Сопротивление-выгода, представляющее собой вторичную выгоду от сохранения проблемы, симптома, болезни.

4. Бессознательное сопротивление (сопротивление-Id) — со­противление инстинктивных импульсов любым изменениям в их способах и формах выражения.

5. Сопротивление-5ирег-.Е£р — сопротивление, вызванное чув­ством вины клиента, его потребностью в наказании.

6. Сопротивление, вызванное неправильными действиями ана­литика, неверно выбранной тактикой.


7. Сопротивление, связанное с тем, что происходящие измене­ния ведут к сложностям в отношениях с близкими, значимыми людьми (например, с супругом, в основе отношений с которым лежит невротический выбор).

8. Сопротивление, являющееся следствием нежелания прекра­щать отношения со своим аналитиком, зависимостью от него.

9. Сопротивление из-за необходимости отказа от привычных форм адаптации и др.

Сопротивление в психоанализе преодолевается с помощью интерпретации и проработки.

В. Райх связывал этот феномен с так называемой телесной броней. Он считал, что сопротивление можно преодолеть с по­мощью методик прямого телесного воздействия.

Гештальт-терапия рассматривает сопротивление в контексте незавершенных гештальтов — циклов, оборванных из-за наруше­ний контакта человека со средой. Такие незавершенные циклы, связанные с избеганием контакта, могут быть уместными, своев­ременными либо ригидными, неадекватными ситуации. В связи с этим гештальт-терапевты говорят о творческом и патологическом сопротивлении. Первое позволяет человеку приспособиться к жизненной ситуации и удовлетворить осознаваемые потребности, второе носит ригидный, жесткий, постоянный характер. Именно такое сопротивление необходимо выявить, а затем исследовать и преобразовать в процессе психотерапии.

Анализируя описание сопротивления в гештальт-терапии, С. Гин-гер пришел к выводу, что для его обозначения используются раз­нообразные термины: невротические механизмы, или невротические нарушения на границе контакта (Ф. Перлз); разновидности потери функции ego (П. Гудман); виды защиты ego (А. Жак); сопротивле­ние-адаптация, или адаптационное сопротивление (И. Польстер, М. Польстер); нарушения self, или интерференция в осознавании (Латнер); обрывы в цикле контакта (Д. Зинкер); невротические механизмы уклонения (М. Пети).

Наиболее удачной представляется классификация П. Гудмана, который выделяет четыре основных механизма сопротивления: конфлюенцию, интроекцию, проекцию и ретрофлексию. П. Гуд­ман также приводит описание эготизма (самовлюбленности).

У других авторов встречается описание дефлексии, профлек-сии и др., которые являются, скорее, комбинацией первых четы­рех механизмов, а не самостоятельными процессами. Распознава­ние в терапевтической работе этих механизмов, каждый из кото-


рых требует специальной стратегии проработки, является одной из важнейших задач для гештальт-терапевта.

Гештальт-терапия сконцентрирована не на «победе» или «пре­одолении» сопротивления, а на его осознавании клиентом с целью более адекватного функционирования в различных ситуациях. Поэтому в работе с сопротивлением гештальт-терапевт акценти­рует на нем внимание, тем самым «проявляя» сопротивление, де­лая его эксплицитным.

Таким образом, в гештальт-терапии сопротивление рассматри­вается, с одной стороны, как препятствие, с другой — как условие роста клиента. И это естественно: ведь сопротивление может быть нормальной, здоровой реакцией приспособления к окружающему миру. И только его ригидное, не соответствующее ситуации про­явление может свидетельствовать о невротическом поведении.

В гуманистическом направлении, в частности в работах К. Род­жерса, не используется термин «сопротивление». Однако К. Род­жерс описывает данный феномен как стремление клиента удер­жать неадекватное представление о себе, ведущее к искажению ре­ального опыта и его отчуждению от личности. Цель работы с сопротивлением заключается в такой перестройке структуры «Я», которая придает личности гибкость, открытость по отношению к реальному жизненному опыту и новому обретению подлинного «Я».

Трансперсональная терапия использует достаточно необычные приемы и специальные техники для преобразования энергии сопротивления. Последнее может преодолеваться при помощи психоделических препаратов либо биоэнергетических упражне­ний, рольфинга, ребефинга, холотропного дыхания.

Таким образом, в разных направлениях акцентируются следу­ющие характеристики сопротивления:

1. Сопротивление — здоровая и неизбежная реакция клиента на изменения.

2. Сопротивление, как правило, не осознается клиентом.

3. Психолог должен уметь обнаруживать сопротивление кли­ента и прорабатывать его путем расширения зоны осознавания клиента.

Начинающий психолог часто сталкивается с данным феноме­ном в своей работе, не идентифицируя определенные паттерны поведения клиента как сопротивление. Действительно, сопротив­ление может приобретать причудливые, полярные формы прояв­ления. Наиболее подробно последние описаны Р. Гринсоном.


Ниже приведены те ситуации, случаи сопротивления, с кото­рыми нам приходилось сталкиваться в практике работы с клиен­тами.

1. Клиент молчит. Это наиболее распространенная форма
сопротивления. Если клиент молчит, нужно выяснить причины
молчания с помощью вопросов. Иногда полезно задать клиенту
следующие вопросы: «Что мешает Вам говорить?»; «Что заставля­
ет Вас отказываться от работы?»; «Что Вас пугает?»; «Что прои­
зойдет, если Вы сейчас начнете говорить?»; «Что Вы хотите сей­
час умолчать?»; «О чем Вы сейчас не хотите говорить?»

Иногда молчание клиента выполняет полезную функцию. В момент паузы он может вспоминать и анализировать прошлое, завершать важные ситуации, вновь переживать какие-то события. Нужно внимательно анализировать поведение клиента и позво­лять ему «брать паузы» в случае необходимости. Если же молча­ние является формой сопротивления, важно получить согласие клиента на работу. Психолог может спросить: «Вы хотели бы по-исследовать свое молчание?»; «Вы хотели бы узнать, что скрыва­ется за Вашим молчанием?»; «Вы хотели бы поработать с этим?»

2. Клиент в какой то момент рассказа останавливается и со­
общает психологу, что он не может больше говорить. Необходимо
выяснить, что мешает ему продолжать рассказ: «Что мешает Вам
говорить?»; «Что Вас беспокоит?»; «Вы не можете рассказывать
именно мне?»; «Что случится, если я узнаю все до конца?»

Полезным может быть также обращение к телесным ощуще­ниям и чувствам клиента.

3. Клиент постоянно говорит, сессия заполнена его нескончае­
мым монологом. Если это не кризисная ситуация, когда клиенту
просто необходимо выговориться, а повторяющееся из раза в раз
поведение («монополизация» терапевтического процесса), психо­
логу необходимо обращать на него внимание клиента: «Для чего я
Вам нужна? В течение 40 мин я не смогла вставить ни слова»;
«Во время сессии Вы смотрите не на меня, а на стену, и непре­
рывно говорите. Кому Вы рассказываете?»; «Я чувствую обиду и
недоумение. Я хочу Вам помочь, но Вы просто не даете мне
шанса».

В работе с такой формой сопротивления иногда приносит пользу директивная остановка клиента и прояснение целей, моти­вации, проблемы, которую он хочет разрешить.

4. Клиент использует слова как «дымовую завесу». Примером
могут служить:


S речевые клише («она мной манипулирует»; «хочется повы­сить эффективность нашего взаимодействия»);

S психологические либо специальные термины («мое бессоз­нательное мне подсказало»; «он настоящий параноик, все время выстраивает систему обвинений»);

S жаргонные слова или сленг («сидим в чате, с чайником по аське ботаем»);

S слова-преувеличения или преуменьшения («чуть-чуть, сов­сем немного на него повысила голос»; «слегка ее ударил»; «принес огромный-преогромный торт моей подруге»; «я честно-пречестно ничего не сделала»; «мы действительно были очень-очень близки друг другу»);

S слова «как-будто-бы» реальности («я как бы хотела остаться с ним»).

Психолог может использовать прояснение («Я не понял ва­ших слов», «Поясните еще раз»), уточнение («Что Вы имели в виду, говоря о Вашем бессознательном?»), интерпретацию («Мне кажется, Вы запутываете рассказ») и др.

5. Неконгруэнтность (несоответствие) между рассказом и по­
ведением клиента: очень сильные чувства в обычной ситуации;
неуместные эмоциональные реакции; рациональные рассуждения
при отсутствии чувств. Необходимо обращать на эти проявления
внимание клиента: «Вы говорили о любви к своему бойфренду и
при этом ломали свои пальцы»; «Вы рассказывали о том, что Вас
чуть не изнасиловали, монотонным голосом, не меняя интона­
ции».

Часто во время сессии наблюдаются скука, вялость клиента, либо, наоборот, не соответствующее ситуации сильное эмоцио­нальное возбуждение, радость, веселье, смех, рассказывание анек­дотов. Все несоответствия либо маскируемые чувства нужно про­яснять: «Вы говорите о том, что подруга Вас предала, и улыбае­тесь. Что Вам мешает разозлиться на нее?»; «Что важное Вы не хотите говорить, предпочитая скучать?»; «Как Вы объясните та­кую сильную обиду на маму из-за незначительного повода?»; «Как только мы подходим к важным вещам, Вы начинаете расска­зывать смешные истории. Это Ваш способ избегать переживаний или что-то другое?».

Важно обращать внимание клиента на его эмоциональные проявления и мотивировать его на исследование всех «необыч­ных» проявлений.

6. Отношение к психологу. В случае сильной идеализации
или, наоборот, сильных негативных чувств к психологу можно


предположить наличие сопротивления. Психолог может заметить, что клиент все время смотрит мимо него, не слышит его слов, пе­ребивает, забывает или, наоборот, признается в любви, говорит комплименты, приносит подарки, пытаясь стать другом. Сопро­тивление может также проявляться в том, что клиент неожиданно для психолога проявляет враждебность, злость, гнев или ярость в его адрес либо испытывает чувство раздражения. Психолог дол­жен обращать внимание клиента на подобные проявления.

Иногда психолог может пойти на риск самораскрытия: «Я се­годня не могу включиться. Возможно, это происходит потому, что Вы уже в который раз рассказываете мне ту же историю. Что Вы чувствуете по поводу происходящего между нами?».

Внимательное отношение психолога к своим чувствам и само­раскрытие может привести к преодолению сопротивления и более глубоким личностным изменениям клиента.

7. Клиент говорит о внешних, несущественных событиях: по­литике, погоде, кинофильме; переводит разговор на другую тему, как только речь заходит о важных событиях. Можно обратить на это внимание клиента и передать ему ответственность за такое по­ведение: «Вы говорите о вчерашнем футбольном матче. Если Вы действительно этого хотите, я готов обсудить его с Вами — ведь это Вы платите деньги»; «Эта тема действительно важна для Вас?»; «От чего Вы убегаете сейчас, меняя тему разговора?».

8. Фиксация клиента в определенном времени. Клиент все время говорит о прошлом или, наоборот, о будущем. Психоанали­тики специально поощряют рассказ клиента о его прошлом. В консультировании главная работа ведется в направлении адаптации к настоящему, и если клиент не хочет обсуждать про­исходящее с ним сейчас, в реальной жизни, и все время возвраща­ется к событиям прошлого, это может быть проявлением сопро­тивления (речь не идет о сильных травмах прошлого, а, скорее, о тех ситуациях, когда клиент отказывается обсуждать настоящее). В гештальт-терапии акцент в работе строится на реальности «здесь-и-сейчас».

Психологу важно помнить, что несмотря на наличие различ­ных контекстов («там-и-тогда», «там-и-сейчас», «здесь-и-тогда», «здесь-и-сейчас») изменения происходят только в настоящем. Если клиент «застрял» в прошлом, можно выяснить у него: «Как Вы сейчас относитесь к этому событию?»; «Что Вы сейчас чув­ствуете по поводу этой ситуации?»

Фантазии клиента о будущем тоже являются сопротивлением в форме ухода от настоящего. Возвращение клиента к контексту


«здесь-и-сейчас» позволяет сфокусироваться на его актуальных чувствах и переживаниях, обусловленных жизненной ситуацией, на сессии.

9. Избегание определенных тем. Например, клиент может го­
ворить только об одной области своей жизни (семейной, профес­
сиональной) и отказывается расширять контекст. Клиент также
может избегать темы смерти, смысла жизни (и других экзистен­
циальных тем), темы секса, выражения агрессии и др.

Клиент приходит из определенного социума, и его проблемы существуют в определенном «поле», поэтому их решение находит­ся в этом же поле. Исследование жизненного поля клиента, его ресурсов может оказаться полезным при условии понимания кли­ентом интереса психолога, например к его семье, когда в фокусе его жалобы — отношения с начальником. Иногда нужно объяс­нить клиенту, что вопросы психолога — не праздное любопытство, а способ выявления постоянно повторяющихся, стереотипных способов его поведения.

10. Телесные проявления: «замороженность», «одеревене­лость» позы, жестов, движений, оцепенение, «ригидность» телес­ных проявлений или, наоборот, чрезмерная расторможенность, подвижность (клиент не может усидеть на месте). Бывает, что клиент садится всегда на одно и то же место и в одинаковой позе проводит все сеансы. Психолог может обратить внимание клиента на его позу, на несоответствие позы и слов. Иногда целесообразно усилить движение, полностью вжиться в позу и услышать, какое сообщение клиенту несет его тело.

11. Клиент соглашается со всем, что говорит психолог, очень быстро и успешно продвигается «по пути к здоровью» и хочет за­кончить терапию раньше времени под предлогом того, что с ним уже «все хорошо». Такое сопротивление, проявляющееся через «бегство к здоровью», позволяет пациенту прервать терапию, не изменяясь и сохранив неизменными неадаптивное поведение, установки, отношения.

12. Клиент ничего не получает от консультирования: не изме­няется, все в его жизни остается по-прежнему. Возможно, это «отвергающий помощь нытик» (ОПН по классификации И. Яло-ма); клиент, который всегда говорит: «Да... но...». Такой поведен­ческий паттерн является, согласно Э. Берну, одной из наиболее широко распространенных игр, в которые играют во всех социаль­ных и терапевтических группах. Такой клиент отвергает помощь множеством разнообразных и тонких способов: в прямой либо косвенной форме; формально соглашаясь с психологом, но ничего


не меняя в поведении. Полезным может оказаться исследование мотивации обращения за помощью. Возможно также, что клиента страшат изменения, и тогда важно узнать об этих страхах и трево­гах. Промашкой для терапевта будет выражение разочарования либо злости по отношению к клиенту. Необходимо помнить, что отношение такого клиента к любому авторитету базируется на чувстве недоверия и враждебности и обращение за помощью свя­зано для него с ожиданием отказа или отвержения.

13. У клиента есть какая-то тайна, которую он не готов раскрыть психологу, и очень много энергии тратит на то, чтобы удерживать эту тайну в целости и сохранности. Психолог не должен давить на клиента, заставлять его рассказывать о своих секретах. Однако можно спросить: «Вы что-то не договариваете? Вы пока не готовы обсуждать со мной какие-то обстоятельства из Вашей жизни?». Если психолог получает утвердительный ответ, он может предложить клиенту вернуться к этому тогда, когда кли­ент будет готов. При согласии клиента можно работать с пробле­мой без содержания (опираясь на испытываемые им чувства, пе­реживания, когнитивное и эмоциональное восприятие тайны, на то, как тайна влияет на его жизнь, использовать язык метафор и т.д.). Психолог старается уважительно относиться к клиенту и не допускать манипуляций, даже если они, на первый взгляд, при­несут пользу клиенту.'

14. Клиент часто опаздывает, пропускает сеансы, забывает об оплате за консультации. Каждый раз, когда проявляется такой по­веденческий паттерн, терапевт должен обсудить его с клиентом. Полезным при этом может явиться пересмотр контракта.

15. Клиент сопротивляется принятию теневых аспектов соб­ственной личности, отказывается признавать, что проецируемые черты, влечения, мотивы принадлежат ему. Он не готов прини­мать отторгаемые части себя, не признает собственную зависть, агрессию, вину, обиду. Полезным может стать исследование этих проекций, которые являются противоположным полюсом «хоро­шей части» клиента. Выработка более реального образа себя, при­нятие теневых аспектов собственной личности — этот процесс часто сопровождается сопротивлением, однако позволяет клиенту обрести подлинное «Я».

Если психолог выявил сопротивление клиента, он должен ответить на ряд вопросов: «Как я отношусь к такому поведению клиента?»; «Что я чувствую к своему клиенту?»; «Какие мысли, фантазии вызывает у меня клиент?»; «В какой форме лучше про-


работать данное сопротивление с данным конкретным клиен­том?».

Работая с сопротивлением, нужно избегать сильной фрустра­ции потребности клиента в стабильности. Лучший способ заклю­чается в демонстрации клиенту бесполезности сопротивления как агента изменений. Существует ряд рекомендаций, содержащих специальные техники, стратегии и приемы работы с сопротивле­нием, включающие степень самораскрытия и аутентичности тера­певта, характер работы с сопротивлением — интерпретация, конфронтация, преувеличение, проработка, поддержка и исследо­вание ресурсной части сопротивления и др.

Д. Коттлер выделяет следующие важные моменты, которые нужно учитывать психологу при работе с сопротивлением: 1) со­хранение внутреннего спокойствия; 2) проявление изобретатель­ности и гибкости; 3) терпение; 4) выявление скрытой за сопротив­лением информации; 5) распознавание ловушек, мешающих прогрессу, и их избежание; 6) заботливое отношение к клиенту, несмотря на его поведение; 7) интерпретация происходящего, что­бы клиент мог увидеть скрытый смысл сопротивления и его побу­дительные мотивы; 8) уверение клиента в том, что это нормальная реакция с учетом складывающихся обстоятельств; 9) учет соб­ственной роли в возникновении кризисной ситуации и принятие ответственности за ее нормализацию.

Психологу необходимо уметь анализировать свой вклад в сопротивление клиента. Он может вызвать сопротивление власт­ными, агрессивными, провокативными либо манипулятивными действиями.

В терапевтической сессии важно удерживать в сознании оба фокуса: форму проявления сопротивления (как сопротивляется клиент) и содержание сопротивления (чему сопротивляется кли­ент). Наиболее продуктивным способом работы является созда­ние условий, позволяющих клиенту осознать собственное сопро­тивление и восстановить способность данного лица к движению в направлении достижения более гармоничного и полного «бы-тия-в-мире».

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте психотерапевтические отношения как спе­цифический вид отношений между людьми.

2. Охарактеризуйте феномен переноса.

3. Охарактеризуйте феномен контрпереноса.

4. Что такое сопротивление?

5. Перечислите клинические формы сопротивления.


Литература

Гингер С, Гингер А. Гештальт-терапия контакта. М., 1998.

Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. М., 2003.

Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотноше­ния. СПб., 1997.

Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995.

Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии пси­хотерапии. М., 2000.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание струк­туры личности в клиническом процессе. М., 1998.

Фэйдимен Дж, Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориенти-рованной психологии. М., 1996.


Глава 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...