Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время как параметр консультативного процесса




Время является важным параметром консультативного про­цесса, фактором, позволяющим устанавливать четкие и ясные гра­ницы взаимодействия. Соблюдение временных рамок — один из критериев профессионализма психолога. Таким образом, время в консультировании — не просто время.

Первым шагом на пути к консультированию является дого­воренность между психологом и клиентом о времени начала консультации. Обычно обе стороны придерживаются точного времени встреч! Поэтому в том случае, когда психолог и клиент заключили психотерапевтический контракт и оговорили опреде­ленные требования, в частности, необходимость регулярного и своевременного посещения сессий, а клиент опаздывает или не приходит, психолог должен обсудить эту проблему. Например, в первый раз он может просто констатировать «Вы сегодня опоз­дали на 15 мин» и проследить за реакцией клиента. Опоздания клиента, если они повторяются, могут свидетельствовать о нали­чии сопротивления, о невозможности справиться с неприятными переживаниями, даже если клиент объясняет эти опоздания как случайность, транспортные пробки и т.п. Психолог обязательно должен обсудить этот факт с клиентом. Не следует делать вид, что ничего не случилось. Например, консультант может выра­зить свое отношение к происходящему следующим образом: «Вы опоздали уже третий раз. Что происходит?». Не следует стано­виться в позицию рассерженного родителя. Опоздание — это важное послание от клиента. Если он попытается оправдаться, можно прояснить его чувства, связанные с опозданием, ожида­ния и фантазии относительно поведения психолога.

Обычно психолог соблюдает время, отведенное на консульта­ционную сессию, т.е. со своей стороны следит за точным соблюде­нием условий контракта — не опаздывает, не заканчивает сессию раньше времени. В том случае, если психолог не явился на встре­чу, следующую сессию он проводит бесплатно (если в контракте были оговорены такие условия). Время консультативной сессии


нужно оговаривать сразу, на первой встрече психолога с клиен­том. Важным представляется момент, связанный со строгим (нестрогим) соблюдением времени, отведенного на отдельную сессию. В некоторых психотерапевтических школах пунктуально придерживаются определенного времени, отведенного на встречу. Например, психоаналитики иногда даже используют специальные часы, большая стрелка которых совершает полный круг за 50 мин. Сторонники других направлений более гибко относятся ко време­ни. Однако если психолог работает в рамках какого-либо учреж­дения и его время заранее распланировано, более целесообразным будет придерживаться графика работы и не затягивать встречу.

Необходимо следить за распределением времени в течение каждой отдельной консультационной сессии. Психолог, особенно начинающий, иногда испытывает соблазн рассказывать клиенту истории из собственной жизни, говорить о своем опыте в сходной ситуации и т.п. Самораскрытие психолога нередко на самом деле имеет огромное значение для клиента. Однако главным действую­щим лицом в консультировании является клиент, и поэтому пси­холог обязан предоставить ему в ходе сессии максимум времени. При этом психолог отслеживает, чему посвящалась сессия: сколь­ко времени и каким ключевым фигурам, чувствам, ситуациям из своей жизни клиент уделял внимание; как распределялось это время.

С другой стороны, необходимо учитывать общее количество времени, которое консультант и клиент проводят вместе. Так, если психолог провел 15 консультаций, это много относительно трех или пяти консультационных сессий, но мало в контексте вре­мени всей жизни клиента. Проблема могла существовать несколь­ко лет, и иногда невозможно решить ее полностью за 15 ч. Суще­ствуют направления, в которых важным фактором успешности консультирования (психотерапии) является достаточно длитель­ное количество времени, в течение которого осуществляется взаи­модействие психолога и клиента. Последний за это время усваи­вает (интериоризирует) психотерапевтический миф психолога, медленно начинает изменять свое поведение, отношения, систему ценностных ориентации.

Как завершать консультативную сессию? Нельзя обрывать кли­ента на полуслове. Лучше, если психолог заранее говорит, что вре­мя консультации подходит к концу. Например, можно напомнить: «У нас осталось 5 минут», чтобы клиент мог завершить свою мысль, а психолог — подвести резюме, дать домашнее задание и т.п.


Вопросы для самоконтроля

1. Что относится к инструментарию психолога-консультанта?

2. Какие невербальные проявления клиента необходимо просле­живать в процессе консультирования?

3. На какие телесные сигналы ориентируется консультант?

4. Какие навыки выслушивания использует психолог-консуль­тант?

5. Какие виды слушания используются в консультировании? Чем они различаются?

6. Что такое психологическое воздействие?

7. Какие существуют методы воздействия?

8. Охарактеризуйте различные виды директив.

Литература

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.

Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое кон­сультирование и психотерапия: Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 1999.

Айламазян A.M. Метод беседы в психологии. М., 1999.

Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М., 1996.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. М., 1999.

Атватер И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слу­шать собеседника // Психология влияния: Хрестоматия / Сост. А.В. Мо­розов. СПб., 2000.

Горин С.А. НЛП: Техники россыпью. М.( 1999.

Горностай П.П., Васьковская О.В. Теория и практика психологичес­кого консультирования. Киев, 1995.

Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. М., 2003.

Лосева В.К., Луньков AM. Рассмотрим проблему..: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. М., 1995.

Метод беседы в психологии / Под ред. A.M. Айламазьян. М., 1999.

Папуш М. Практическая психотехника. М., 1997.

Свободное тело / Ред.-сост. В.Ю. Баскаков. М., 2001.

Техники консультирования и психотерапии: Тексты. М., 2000.

Энрайт Дж. Заметки о гештальт-терапии (Избранные материалы) II Методические материалы к семинарам. СПб., 2000.


Глава 8

ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

8.1. Психоанализ

8.2. Поведенческий подход

8.3. Рационально-эмотивный подход

8.4. Гештальт-подход

Психоанализ

Отметим, что в данном учебном пособии мы не ставили цель анализа всех основных теорий консультирования. Приведенные подходы излагаются конспективно, и акцент в них сделан в боль­шей мере на технических аспектах. Подробнее о теориях консуль­тирования можно почитать у А. Айви, Р. Нельсон-Джоунса, М.А. Гулиной, А.А. Александрова, а также в специализированных обзорах конкретных направлений консультирования и психотера­пии.

Психодинамические концепции (к ним относятся психоанали­тически-ориентированные подходы и индивидуальная психология А. Адлера) концентрируют свое внимание на динамических акцен­тах психики — мотивах, влечениях, побуждениях, внутренних конфликтах, обеспечивающих развитие личности. Психодинами­ческое направление, более других уделяющее внимание детству и его влиянию на поведение клиента в настоящем, является наибо­лее разработанным и считается наиболее сложным в сравнении с другими ориентациями.

На сегодняшний день психоаналитическая теория, разработан­ная 3. Фрейдом, существует во множестве модификаций, от орто­доксально-классических до самых смелых. В современной практи­ке более типична ситуация, когда психолог берет какой-нибудь один аспект теории Фрейда (например, объяснение многих по­ступков клиента влиянием бессознательного) и приспосабливает его для своих практических целей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...