Время как параметр консультативного процесса
Время является важным параметром консультативного процесса, фактором, позволяющим устанавливать четкие и ясные границы взаимодействия. Соблюдение временных рамок — один из критериев профессионализма психолога. Таким образом, время в консультировании — не просто время. Первым шагом на пути к консультированию является договоренность между психологом и клиентом о времени начала консультации. Обычно обе стороны придерживаются точного времени встреч! Поэтому в том случае, когда психолог и клиент заключили психотерапевтический контракт и оговорили определенные требования, в частности, необходимость регулярного и своевременного посещения сессий, а клиент опаздывает или не приходит, психолог должен обсудить эту проблему. Например, в первый раз он может просто констатировать «Вы сегодня опоздали на 15 мин» и проследить за реакцией клиента. Опоздания клиента, если они повторяются, могут свидетельствовать о наличии сопротивления, о невозможности справиться с неприятными переживаниями, даже если клиент объясняет эти опоздания как случайность, транспортные пробки и т.п. Психолог обязательно должен обсудить этот факт с клиентом. Не следует делать вид, что ничего не случилось. Например, консультант может выразить свое отношение к происходящему следующим образом: «Вы опоздали уже третий раз. Что происходит?». Не следует становиться в позицию рассерженного родителя. Опоздание — это важное послание от клиента. Если он попытается оправдаться, можно прояснить его чувства, связанные с опозданием, ожидания и фантазии относительно поведения психолога. Обычно психолог соблюдает время, отведенное на консультационную сессию, т.е. со своей стороны следит за точным соблюдением условий контракта — не опаздывает, не заканчивает сессию раньше времени. В том случае, если психолог не явился на встречу, следующую сессию он проводит бесплатно (если в контракте были оговорены такие условия). Время консультативной сессии
нужно оговаривать сразу, на первой встрече психолога с клиентом. Важным представляется момент, связанный со строгим (нестрогим) соблюдением времени, отведенного на отдельную сессию. В некоторых психотерапевтических школах пунктуально придерживаются определенного времени, отведенного на встречу. Например, психоаналитики иногда даже используют специальные часы, большая стрелка которых совершает полный круг за 50 мин. Сторонники других направлений более гибко относятся ко времени. Однако если психолог работает в рамках какого-либо учреждения и его время заранее распланировано, более целесообразным будет придерживаться графика работы и не затягивать встречу. Необходимо следить за распределением времени в течение каждой отдельной консультационной сессии. Психолог, особенно начинающий, иногда испытывает соблазн рассказывать клиенту истории из собственной жизни, говорить о своем опыте в сходной ситуации и т.п. Самораскрытие психолога нередко на самом деле имеет огромное значение для клиента. Однако главным действующим лицом в консультировании является клиент, и поэтому психолог обязан предоставить ему в ходе сессии максимум времени. При этом психолог отслеживает, чему посвящалась сессия: сколько времени и каким ключевым фигурам, чувствам, ситуациям из своей жизни клиент уделял внимание; как распределялось это время. С другой стороны, необходимо учитывать общее количество времени, которое консультант и клиент проводят вместе. Так, если психолог провел 15 консультаций, это много относительно трех или пяти консультационных сессий, но мало в контексте времени всей жизни клиента. Проблема могла существовать несколько лет, и иногда невозможно решить ее полностью за 15 ч. Существуют направления, в которых важным фактором успешности консультирования (психотерапии) является достаточно длительное количество времени, в течение которого осуществляется взаимодействие психолога и клиента. Последний за это время усваивает (интериоризирует) психотерапевтический миф психолога, медленно начинает изменять свое поведение, отношения, систему ценностных ориентации.
Как завершать консультативную сессию? Нельзя обрывать клиента на полуслове. Лучше, если психолог заранее говорит, что время консультации подходит к концу. Например, можно напомнить: «У нас осталось 5 минут», чтобы клиент мог завершить свою мысль, а психолог — подвести резюме, дать домашнее задание и т.п. Вопросы для самоконтроля 1. Что относится к инструментарию психолога-консультанта? 2. Какие невербальные проявления клиента необходимо прослеживать в процессе консультирования? 3. На какие телесные сигналы ориентируется консультант? 4. Какие навыки выслушивания использует психолог-консультант? 5. Какие виды слушания используются в консультировании? Чем они различаются? 6. Что такое психологическое воздействие? 7. Какие существуют методы воздействия? 8. Охарактеризуйте различные виды директив. Литература Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 1999. Айламазян A.M. Метод беседы в психологии. М., 1999. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М., 1996. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999. Атватер И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника // Психология влияния: Хрестоматия / Сост. А.В. Морозов. СПб., 2000. Горин С.А. НЛП: Техники россыпью. М.( 1999. Горностай П.П., Васьковская О.В. Теория и практика психологического консультирования. Киев, 1995.
Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. М., 2003. Лосева В.К., Луньков AM. Рассмотрим проблему..: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. М., 1995. Метод беседы в психологии / Под ред. A.M. Айламазьян. М., 1999. Папуш М. Практическая психотехника. М., 1997. Свободное тело / Ред.-сост. В.Ю. Баскаков. М., 2001. Техники консультирования и психотерапии: Тексты. М., 2000. Энрайт Дж. Заметки о гештальт-терапии (Избранные материалы) II Методические материалы к семинарам. СПб., 2000. Глава 8 ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 8.1. Психоанализ 8.2. Поведенческий подход 8.3. Рационально-эмотивный подход 8.4. Гештальт-подход Психоанализ Отметим, что в данном учебном пособии мы не ставили цель анализа всех основных теорий консультирования. Приведенные подходы излагаются конспективно, и акцент в них сделан в большей мере на технических аспектах. Подробнее о теориях консультирования можно почитать у А. Айви, Р. Нельсон-Джоунса, М.А. Гулиной, А.А. Александрова, а также в специализированных обзорах конкретных направлений консультирования и психотерапии. Психодинамические концепции (к ним относятся психоаналитически-ориентированные подходы и индивидуальная психология А. Адлера) концентрируют свое внимание на динамических акцентах психики — мотивах, влечениях, побуждениях, внутренних конфликтах, обеспечивающих развитие личности. Психодинамическое направление, более других уделяющее внимание детству и его влиянию на поведение клиента в настоящем, является наиболее разработанным и считается наиболее сложным в сравнении с другими ориентациями. На сегодняшний день психоаналитическая теория, разработанная 3. Фрейдом, существует во множестве модификаций, от ортодоксально-классических до самых смелых. В современной практике более типична ситуация, когда психолог берет какой-нибудь один аспект теории Фрейда (например, объяснение многих поступков клиента влиянием бессознательного) и приспосабливает его для своих практических целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|