Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинг профессионально-личностного




РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

(в соавторстве с В.В. Долгун)

Пояснительная записка

Предлагаемый тренинг разработан в соавторстве с Викторией Вячеславовной Долгун. Он был апробирован и используется в учебном процессе факультета психологии БГПУ им. М.Танка. Проводя в течение нескольких лет семинарские, лабораторные занятия и практикум по предмету «Психологическое консульти­рование», мы пришли к пониманию того, что, помимо освоения психотехнологий и технических приемов, психолог-консультант должен научиться отвечать на вопросы: «Для чего я это делаю?»; «Кто я — тот, который выбрал профессию консультанта?»; «Что является для меня самым важным в моей профессиональной дея­тельности, от чего я никогда не откажусь?»; «Как остаться собой и стать профессионалом?» Поэтому часть времени уходит на освоение, обживание профессионального пространства, поиск смыслов, осознание ценностей профессиональной деятельности, т.е. на развитие профессиональной идентичности и профессио­нального самосознания.

Под самосознанием понимают совокупность психических про­цессов, посредством которых человек осознает себя. В результате этого осознания человек получает ряд представлений о самом себе. Целостная система всех этих представлений и является «Я-концепцией» личности. «Я-концепция» — это «продукт» само­сознания, включающий в себя когнитивную, эмоциональную и по­веденческую составляющую. Поскольку самосознание выступает в единстве «личностной и профессиональной направленности» (Л.М. Митина), профессиональное образование является факто­ром, способным оказывать влияние на становление идентичности, формирование образа «Я» и развитие личности.

Самосознание непрерывно изменяется на протяжении всей жизни человека. Формирование профессионального самосознания проходит определенные стадии, связанные с различными этапами


профессионального развития. Начальная стадия формирования профессионала по своей важности не уступает первым годам в развитии ребенка.

Согласно Л.С. Выготскому, самосознание — это социальное сознание, перенесенное вовнутрь. В общей структуре личности са­мосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности, центральное ее «образующее». С од­ной стороны, оно фиксирует итог психического развития личнос­ти на определенных этапах, прежде всего для нее самой. С другой стороны, в качестве внутреннего регулятора поведения самосозна­ние влияет на дальнейшее развитие личности, являясь одним из необходимых внутренних условий ее непрерывного развития. Именно благодаря самосознанию устанавливается равновесие между внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.

Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы — входят в структуру самосознания личности, и человек должен считаться с этими субъективными индикатора­ми своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. По сути, это интериоризированный механизм социальных контак­тов, ориентации и ценностей. С его показаниями психолог вынуж­ден сверяться, вступая в профессиональное взаимодействие. Имен­но поэтому мы выбрали тренинговую форму как наиболее адек­ватную для развития профессионального самосознания будущих психологов.


Разработанный нами тренинг стал отражением потребности будущих психологов-консультантов в обсуждении своей профес­сии, ее «светлых» и «темных» сторон, поиске собственных ресур­сов, позволяющих оставаться не только психологом, но и челове­ком в профессиональных отношениях.

Предлагаемый курс может модифицироваться в соответствии с конкретными потребностями группы, возрастом участников (как правило, студенты вечернего и заочного отделения, а также слу­шатели курсов на факультетах переподготовки — взрослые люди, в то время как студенты дневного отделения — юноши и девушки до 23 лет), характером групповой динамики. Возможно переклю­чение из режима тренинговой работы в режим индивидуального консультирования, психотерапии или групповой супервизии. Ве­дущий должен иметь опыт как ведения групп, так и индивиду­альной работы с клиентами, а также знать собственные ответы на те вопросы, которые обычно возникают у начинающих консуль­тантов.

Тренинг рассчитан на 4- или 6-часовые занятия в зависимости от количества людей в группе, характера и глубины проводимой рефлексии, уровня подготовленности участников. Ведущий может выбрать наиболее подходящие для группы упражнения из каждо­го занятия. Данный тренинг наиболее целесообразно проводить одновременно с практикумом по психологическому консультиро­ванию.

Ведущему важно обращать внимание на то, чтобы типы уп­ражнений в течение занятия сменяли друг друга. Упражнения, направленные на рефлексию, всегда связаны с ретрофлексией, обращением энергии внутрь себя. Лучше, если после таких упраж­нений и экспериментов ведущий предложит действия, связанные с выделением энергии, с проецированием (например, рисовани­ем), взаимодействием в тройках. У руководителя в запасе должен быть арсенал активных, двигательных упражнений для снятия мышечного напряжения. Для некоторых занятий понадобится ре­лаксационная музыка, карандаши, бумага, пластилин, домашние «заготовки». Оптимальным вариантом является наличие рабочей тетради, в которой участники могли бы писать, рисовать, запол­нять таблицы.

Самое главное в этом тренинге — создать атмосферу взаимно­го уважения и доверия, где ведущий будет выступать не педаго­гом, который знает правильный ответ, а, скорее, старшим братом, мудрым и готовым делиться своим опытом и сомнениями. Когда ведущий позволяет себе не знать правильных ответов на вопросы,


быть собой, он может получить большое удовольствие от взаимо­действия с участниками, поддерживая их интерес к профессии и собственной личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...