Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каковы основные теоретические положения гештальт-подхода?




Какие техники используются в гештальт-подходе?

Охарактеризуйте особенности консультативного процесса в гештальт-подходе.

Литература

Сборники материалов Московского Гештальт Института за 1995-2004 гг.

Гештальттерапия: Теория и практика: Пер. с англ. М., 2000.

Гингер С, Гингер А. Гештальт-терапия контакта. М., 1998.

Долгун В.В., Олифирович ИМ. Развитие гештальт-подхода в Бела­руси / Развитие психологии в Беларуси: история и современность: Сб. ст. Респ. науч. конф. Мн., 2001. Ч. 2. С. 110-113.

Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и практика атеоретичес-кого эмпиризма. Воронеж, 1995.


Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 1997.

Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Практикум по гештальт-терапии: Пер. с англ. М., 1997.

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996.

Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Под ред. Д.Н. Хломова. М., 2000.

Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопоз­нания (практикум по гештальт-терапии). М., 1993.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М., 1999.

Робин Ж.М. Гештальт-терапия. М., 1998.

Российский гештальт. Новосибирск, все выпуски.

Энрайт Дж. Заметки о гештальт-терапии. СПб., 2000.


ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Помимо теоретических знаний по курсу «Психологическое консультирование» будущие психологи-консультанты должны овладеть рядом умений и навыков: проведение диагностики кли­ента, ведение беседы с ним, умение задавать вопросы, выслуши­вать и анализировать рассказ клиента. В ходе практических заня­тий основное внимание уделяется:

S решению различных задач, предлагаемых в форме проблем­ных психологических ситуаций;

■S групповым обсуждениям, групповым дискуссиям, целью ко­торых является развитие профессионального самосознания и творческого мышления психолога-консультанта. В ходе группо­вых дискуссий происходит обмен мнениями по поводу описанных причинно-следственных связей и закономерностей, дается психо­логическая интерпретация проблемы, обсуждаются формы воз­можной психологической помощи и т.д.;

S игровому моделированию, в ходе которого выбранные из группы «психолог» и «клиент» (иногда другие персонажи) знако­мятся с основным содержанием ситуации, мысленно входят в роли и начинают обыгрывать продолжение консультационного взаимодействия. В ходе игрового моделирования отрабатываются базовые психотерапевтические навыки и умения, а остальные чле­ны группы получают опыт супервидения;

•S реальной консультативной практике, в ходе которой в опре­деленных с первого занятия тройках ведется реальное консульти­рование, решаются проблемы клиентов, анализируется работа психолога. Пары психолог—консультант определяются на все за­нятия, и с первого дня необходимо настроить их на серьезную ра­боту и прохождение всех стадий консультативного процесса.

С самого начала важно напомнить, что клиент — это человек, который не должен соответствовать каким-либо правилам и нормам. Он пришел со своими целями, и задача психолога состо­ит в их прояснении, а также поиске новых способов и подходов к решению проблемной ситуации клиента. Поэтому в ходе работы


практикума огромное значение придается созданию атмосферы безопасности для клиента.

В процессе консультирования происходит взаимное влияние психолога и клиента друг на друга. Очень важно, чтобы со сторо­ны психолога взаимодействие, включающее все вербальные и не­вербальные сигналы, было терапевтичным. Для этого он должен не просто знать технические приемы, но и понимать, в какой момент, на каком этапе консультации их уместно использовать. Поэтому в программе практикума необходимо рефлексировать процесс консультирования, обсуждать сильные стороны работы и типичные ошибки.

Ниже приводится ряд упражнений, необходимых для разви­тия профессиональных навыков будущих консультантов. Реко­мендуется работать в группе не более 12 человек. Упражнения проводятся в парах или тройках. Помещение должно быть доста­точно просторным для того чтобы группа могла разбиться на подгруппы и найти удобное место в пространстве. Обычно ис­пользуется комната для тренингов или другое помещение, где можно передвигать стулья. После выполнения каждого упражне­ния микрогруппы собираются вместе и обсуждают полученный опыт.

Упражнение 1. «Зрительный контакт»

Необходимое время 35—40 мин (каждый по 10 мин в роли пси­холога, клиента, наблюдателя и по 2—3 мин на обсуждение).

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, психолог, наблю­датель. Клиент рассказывает какую-либо ситуацию из своей жизни. Психолог первые 5 мин находится в зрительном контакте с клиентом, затем 5 мин смотрит поверх головы клиента или в сторону, не встречаясь с ним глазами. Наблюдатель отслеживает невербальное поведение клиента, изменения в речи, интонации после того, как психолог вышел из контакта.

Технический комментарий. В нашей культуре очень большое значение придается зрительному контакту. Человек, который не смотрит собеседнику в глаза, воспринимается как недружелюб­ный, что-то скрывающий, дистантный и т.п.

С самого раннего детства зрительный контакт ребенка с ма­терью обеспечивает фон, на котором у ребенка формируется чувство собственного «Я» и восприятие другого. На ранних стади­ях эмоционального развития мать играет «зеркальную» роль (Д. Винникот). Ребенок, видя гордость и счастье, отражающееся на лице матери, формирует базисное ощущение безопасности.


Классический эксперимент Троника (1978) демонстрирует, насколько сильно ребенок нуждается во взаимности и как зависит от нее. В ситуации эксперимента мать получила задание смотреть поверх головы ребенка, не встречаясь с ним глазами и сохраняя лицо и тело неподвижными. Ребенок вначале пытается привлечь к себе ее взгляд, двигает глазами из стороны в сторону, вертит голо­вой в попытках восстановить визуальное взаимодействие. Затем ребенок пытается достичь контакта с матерью, наклоняя голову вперед, двигая руками, ногами, всем телом. В итоге ребенок прекращает попытки, начинает грустить, съеживается. Затем сле­дуют новые попытки контакта с матерью, продолжающей сидеть отстраненно, с нейтральной экспрессией лица. Когда, следуя эксперименту, мать устанавливает визуальную связь с ребенком, у них вскоре возникает хороший контакт.

Для большинства клиентов зрительный контакт с психологом — свидетельство заинтересованности, уважения, принятия. Если психолог не смотрит на клиента, у последнего возрастает тревож­ность (за исключением специально организованного взаимодей­ствия, например в психоанализе, где психолог специально выво­дится из поля зрения клиента). Бывают ситуации, когда клиент сам уходит от зрительного контакта. Иногда полезно обсудить та­кое поведение с клиентом, так как оно может порождаться самы­ми разными причинами: страхом; чувством стыда; особенностями культуры и др.

Упражнение 2. «Поддержка»

Необходимое время 60 мин.

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, психолог, наблю­датель. Клиент в течение 15 мин рассказывает какую-либо ситуа­цию из своей жизни. Психолог на протяжении всего упражнения ничего не говорит. Первые 5 мин он при помощи жестов, мимики дает понять клиенту, что его не интересует либо раздражает рассказ, что он не одобряет действий клиента. Через 5 мин наблю­датель дает сигнал, и теперь психолог при помощи жестов, мими­ки, взгляда демонстрирует поддержку, одобрение, понимание.

Для наблюдателя и клиента — специальное задание: следить, какие действия психолога являются поддерживающими во второй части упражнения, а какие — нет. Иногда будущий психолог не знает некоторых вещей о собственной мимике, жестах. Например, выражение его лица по ходу рассказа клиента может оставаться грустным, как у Пьеро, либо он постоянно находится в движении. Это упражнение направлено на выявление тех действий психоло-


га, которые воспринимаются как участливое отношение, поддерж­ка, и, наоборот, фрустрирующих клиента действий.

Когда закончились первые 15 мин, члены тройки обменивают­ся мнениями (по 5 мин). Клиент делится чувствами, испытанны­ми в первые 5 мин и в последующие 10, наблюдатель — тем, что заметил со стороны. Затем происходит обмен ролями. Каждый должен побывать во всех ролевых позициях.

Данное упражнение можно попробовать выполнять перед зеркалом, чтобы увидеть разницу между поддерживающими и фрустрирующими, враждебными жестами, мимикой, отношением.

Упражнение 3. «Нулевая позиция»

Необходимое время 20 мин (по 10 мин в роли психолога и роли клиента).

Инструкция. Разбейтесь на пары. Один из вас — клиент, дру­гой — консультант. Клиент рассказывает о какой-то ситуации из своей жизни, не обязательно проблемной. Психолог сидит напро­тив, в экспрессивно нейтральной позе. Ему не следует опускать голову или вертеть ею, забрасывать ногу за ногу. Задача психоло­га — слушать клиента, ничем не выдавая своего отношения к услышанному и не демонстрируя никаких невербальных реакций.

Технический комментарий. Это одна из самых важных пози­ций в подготовке консультанта (аналог ее% использовался еще 3. Фрейдом, который выводил психолога из непосредственного поля зрения клиента). В основе данной позиции лежит следую­щий девиз: «Прежде чем научиться делать что-либо хорошо, нужно научиться ничего не делать» (Дж. Энрайт).

Клиент обычно тратит очень много усилий на то, чтобы сле­дить за мимикой, выражением лица, жестами и другими невер­бальными и вербальными сигналами со стороны психолога. Если клиент видит, что психолог определенным образом реагирует на ту или иную его фразу (например, говорит «да-да» или морщит лоб), он начинает домысливать, достраивать свой рассказ каки­ми-то событиями, которые, как ему кажется, будут одобрены пси­хологом (или, наоборот, укрепят психолога во мнении о никчем­ности, безответственности клиента и т.п.). Зачастую расспросы психолога уводят клиента в сторону от его проблем. Поэтому чем меньше внешних сигналов исходит от психолога к клиенту, тем в большей степени последний будет полагаться на свои собствен­ные чувства и представления. Если клиент в чем-то не уверен, он может переформулировать фразу, вернуться к сказанному ранее, уточнить какие-то моменты рассказа, пользуясь своими внутрен­ними ощущениями, а не вопросами психолога. Само по себе при-


сутствие Другого в поле зрения — сильный мотивирующий и те­рапевтический фактор, позитивно влияющий на рассказчика.

Задача психолога на протяжении выполнения упражнения заключается в том, чтобы просто находиться перед клиентом, сохраняя спокойное, эмоционально-нейтральное выражение лица и не производя никаких движений. Когда психолог избавлен от необходимости постоянно каким-то образом реагировать на кли­ента (поддерживать, задавать вопросы и т.п.), он может более вни­мательно вслушаться в то, что говорит клиент, и лучше понять его. Сложность выполнения данного упражнения связана с при­вычными, стереотипными реакциями психолога (кивание головой, оказание невербальной и вербальной поддержки), которые затруд­няют восприятие клиента и его текста.

Упражнение 4. «Прояснение»

Необходимое время 35—40 мин.

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, консультант, наблюдатель. Клиент рассказывает о какой-либо проблемной си­туации из его жизни. Задача психолога — проявить максимальное любопытство и задавать клиенту вопросы, относящиеся непосред­ственно к проблемной ситуации и позволяющие ее прояснить. Наблюдатель фиксирует задаваемые психологом вопросы. Через 10 мин работа заканчивается, наблюдатель делится своими впе­чатлениями: уместными ли были вопросы, позволяли ли они лучше понять ситуацию, какой метафорой можно описать взаимо­действие (например: «допрос партизана в гестапо», «игра в «да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить», «мама и ребенок», «волк и Красная Шапочка» и т.п.). Метафорическое описание си­туации дает возможность начинающему психологу получить обратную связь и в виде точного описания и в образной форме.

Технический комментарий. Умение задавать вопросы — один из важнейших навыков психолога-консультанта. Вопросы расши­ряют и углубляют представления психолога о проблеме клиента. Психологу следует сохранять состояние «любопытства» или лю­бознательности в течение всей консультативной сессии. Его вопросы должны, как пули, попадать в центр мишени. Вначале психолог «пристреливается» и пытается прояснить все важные аспекты ситуации (открытые вопросы). Затем его «попадания» становятся все более точными (закрытые вопросы). Можно зада­вать любые вопросы, так как ситуация является учебной.

После завершения работы клиент дает обратную связь психо­логу: как он себя чувствовал, какие вопросы вызывали диском­форт, подходит ли для него такой стиль задавания вопросов. Пси-


хологу важно осознавать, что клиенты бывают очень разными. Одни достаточно подробно и активно рассказывают о своей проблеме, другим требуется много времени для того, чтобы опи­сать беспокоящую ситуацию. Стиль задавания вопросов должен варьироваться от клиента к клиенту, поэтому данное упражнение необходимо проделать несколько раз в тройках различного состава. Задача наблюдателя — рассказать обо всем, что он увидел, и дать образное описание ситуации. Можно усложнить упражнение, предложив наблюдателю фиксировать количество открытых и закрытых вопросов.

Упражнение 5. «Слепой пациент и немой терапевт»

Необходимое время 50—55 мин (каждый по 15 мин в роли пси­холога, клиента, наблюдателя и по 2—3 мин на обсуждение).

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, консультант, наблюдатель. Клиент закрывает глаза и в течение 15 мин расска­зывает о своей проблеме. Терапевт может реагировать на нее только прикосновениями к телу пациента. Наблюдатель рассказы­вает о том, каким был контакт, в какие моменты клиент и тера­певт оказались более энергичными. Консультант и клиент делятся своими чувствами.

Технический комментарий. Данное упражнение позволяет развить чувствительность психолога и его навыки невербального взаимодействия. Не имея возможности выражать свои чувства и отношение посредством кивков, слов и т.п. (клиент ничего не ви­дит), психолог вынужден находить адекватные невербальные средства — рукопожатия, прикосновения, поглаживания.

Упражнение 6. «Парафраз»

Необходимое время 50—55 мин (каждый по 15 мин в роли пси­холога, клиента, наблюдателя и по 2—3 мин на обсуждение).

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, консультант, наблюдатель. Клиент рассказывает о какой-либо проблемной си­туации из его жизни. Задача психолога — отражать высказывания клиента, повторяя их слово в слово или незначительно перефра­зируя. Психолог обычно отражает наиболее интенсивные или зна­чимые высказывания, ничего не добавляя от себя. Возможно изменение вспомогательных или несущественных слов. Наблюда­тель следит за точностью выполнения инструкции и после завер­шения упражнения дает обратную связь психологу.

Технический комментарий. Данная микротехника слушания является одной из основополагающих в практике психолога. Она активно используется последователями К. Роджерса в недирек­тивных направлениях консультирования. При выполнении упраж-


нения, направленного на отработку навыка перефразирования (или отражающего слушания) очень важно, чтобы психолог ничего не вносил в монолог клиента, не отягощал его собственными когни­тивными дополнениями. Из каждого смыслового куска клиента он повторяет самое важное, квинтэссенцию, несущую в себе центральное чувство, переживание, идею. Наблюдатель следит и отмечает: 1) что именно повторял психолог; 2) выбор фразы, сло­восочетания для повторения был осуществлен на основе значи­мости данного содержания для клиента или на основе собствен­ных взглядов психолога.

Упражнение 7. «Пересказ»

Необходимое время 50—55 мин (каждый по 15 мин в роли пси­холога, клиента, наблюдателя и по 2—3 мин на обсуждение).

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, консультант, наблюдатель. Клиент рассказывает о какой-либо проблемной си­туации из его жизни. Задача психолога — внимательно слушать клиента и попробовать не менее чем 3 раза за 15. мин использо­вать технику пересказа. В те моменты, когда психолог понимает, что он уже услышал достаточно большой кусок информации и, чтобы не запутаться, нужно изложить то, что он понял, клиенту; что клиент остановился в ожидании реакций психолога; что возникли неясности, психолог старается передать объективное со­держание речи клиента, переформулированное с использованием самых важных слов и оборотов.

Технический комментарий. Пересказ является использованием техники перефразирования для больших объемов информации. Эта техника часто несет и терапевтический эффект, поскольку клиент может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности его проблемы, высветить неясности и нестыковки в его рассказе.

Упражнение 8. «Самораскрытие»

Необходимое время 1,5 ч (каждый по 25—30 мин в роли психо­лога, клиента, наблюдателя и по 2—3 мин на обсуждение).

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, консультант, наблюдатель. По мере рассказа клиента о какой-либо проблемной ситуации психолог анализирует его слова. Если какие-то факты, обстоятельства из жизни психолога похожи на те, о которых рассказывает клиент, психолог более или менее подробно делится своим опытом с клиентом. Сходство должно заключаться не столько в общей канве проблемной ситуации, сколько в пережи­ваемых чувствах. Таким образом, можно использовать две страте-


гии самораскрытия: 1) открытие своего опыта; 2) открытие своих чувств, переживаемых «здесь-и-сейчас».

Технический комментарий. Традиционный психоанализ не использует технику самораскрытия, так как при этом психолог становится «прозрачным». В то же время общеизвестным являет­ся факт, что клиенты иногда сидят, ходят, говорят и даже думают так же, как их терапевты (И. Ялом, S. Barlow, W. Hansen). Имита­ционное поведение, осуществляемое путем идентификации с пси­хологом — важнейший терапевтический фактор.

Техника самораскрытия является наиболее сложной для тре­вожных, неуверенных в себе психологов. Некоторых специально обучали избегать самораскрытия, для других профессиональная роль является более безопасной, чем аутентичное поведение. В то же время главным инструментом в консультировании является сам психолог с его жизненным и профессиональным опытом.

Цель данного технического приема — продемонстрировать, как в подобных ситуациях вели себя другие люди. В трудные, кризисные моменты жизни человек склонен искать конкретные примеры для подражания. Возможность «примерить» к себе кусо­чек опыта психолога позволяет клиенту выяснить, подходит или не подходит ему такой способ, паттерн поведения. Эксперименти­рование с новыми моделями поведения увеличивает число степе­ней свободы клиента.

При самораскрытии психологу необходимо избегать поучений и идеализации. Клиенту предлагается реальный случай из жизни психолога с сопутствующими неудачами, глупостью, непоследова­тельностью, колебаниями — всем тем, через что проходит живой, не «книжный» человек. Пример психолога не должен содержать однозначных моральных оценок, сводиться к изложению общеиз­вестных теоретических положений или быть иллюстрацией из учебника. У пациента должна быть возможность сделать собствен­ные выводы из рассказа психолога.

Техника самораскрытия позволяет добавить в процесс кон­сультирования два важных терапевтический фактора. Первый из них — вселение надежды в клиента. Последний зачастую испыты­вает облегчение, когда узнает, что казавшаяся безнадежной ситуа­ция успешно решена другим человеком. Второй фактор — универ­сальность переживаний. Когда терапевт делится своими чувства­ми, пациент становится свидетелем того, что подобные ситуации бывают в жизни других людей, что другие тоже страдают, ревну­ют, совершают попытки суицида, изменяют, фантазируют на табу-ированные темы.


Самораскрытие — это всегда риск для психолога. Для того, чтобы оно было успешным, нужно соблюдение определенных условий: во-первых, хороший терапевтический контакт с клиен­том; во-вторых, восприятие клиентом психолога как компетентно­го человека; в-третьих, эквивалентность рассказа психолога ситуа­ции клиента, т.е. достаточное количество сходных элементов между одной и другой проблемами; в-четвертых,— техника должна быть уместной. В этом случае клиент может использовать полученную информацию как модель для подражания. Несмотря на все сложности данной техники, наградой являются облегчение состояния клиента, увеличение степени доверия, сокращение дистанции.

Важно, чтобы психолог не превращался в такого героя, как Уменяка.

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти це­лую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «Л вот у меня...» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

Упражнение 9. «Зеркало»

Необходимое время 15—30 мин (каждый три раза по 1—2 мин в роли психолога, клиента, наблюдателя и по 2—3 мин на обсуж­дение).

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, психолог, наблю­датель. Клиент принимает какую-либо позу (сидя или стоя). Пси­холог садится (встает) напротив и старается отразить, воспроиз­вести позу клиента. После того, как психолог, по его мнению, в точности воспроизвел позу клиента, он сообщает об этом наблю­дателю. Последний подходит и вносит исправления в неверно воспроизведенные детали позы клиента.

Технический комментарий. Данная микротехника имеет много названий — отражение, отзеркаливание, подстройка. Главная зада­ча — установление контакта (раппорта) путем подражания внеш­ним проявлениям, поведению человека. Психолог должен стать зеркалом, в котором максимально точно отражается клиент. Важно не стать кривым зеркалом, карикатурой, а отражать только позитивные и нейтральные аспекты позы клиента. Последний должен видеть то, что мог бы увидеть в зеркале. При этом он не должен замечать, что вы его копируете, т.е. подстройка не должна быть грубой. Отражение позы может быть прямым (когда поза ко­пируется точно как в зеркале) и перекрестным (если клиент подпер голову правой рукой, психолог делает то же самое).


Этот навык особенно важен на начальных этапах консульта­ции. Для возникновения доверия иногда достаточно принять позу клиента. В то же время не стоит преувеличивать значение отзер-каливания позиции на дальнейших этапах работы с клиентом.

Упражнение 10. «Согласен — не согласен»

Необходимое время 15—30 мин.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Определите две проблем­ные темы для разговора. По одной теме у вас должны- быть сходные позиции, по другой вы изначально должны быть не согласны друг с другом (на это дается 1 мин). Темы могут быть самыми разными.

Упражнение выполняется в два этапа.

На первом этапе вы должны, сохраняя подстройку к позе партнера, в течение 5 мин обсудить ту тему, в которой вы не согласны друг с другом. Затем отрефлексируйте: 1) удалось ли сохранить подстройку; 2) пришли ли вы к согласию или остались каждый при своем мнении.

На втором этапе обсудите ту тему, которая не вызывает у вас разногласий, следя за тем, чтобы не подстраиваться к партнеру. Обсудите: 1) удалось ли не подстраиваться; 2) пришли ли вы к согласию или каждый остался при своем мнении.

Упражнение 11. «Здесь-и-сейчас»

Необходимое время 15 мин.

Инструкция. Ведущий группы дает инструкцию: «Расположи­тесь так, чтобы вам было удобно. Упражнение состоит из трех частей, каждая по 5 мин.

Первые 5 мин вы должны видеть. Остановите свой взгляд в той точке, куда вы можете смотреть не напрягаясь, и побудьте не­которое время в ней. Затем обратите внимание на помещение, в котором находитесь. Просто смотрите внимательно вокруг и заме­чайте все, на что обычно не обращаете внимания.

Вторые 5 мин вы должны слушать. Можно закрыть глаза, по­тому что самое главное сейчас — прислушиваться и слышать. Вас окружает множество звуков — это и мой громкий голос; и другие, более тихие и приглушенные. Постарайтесь сосредоточиться на всех тех звуках, которые вы услышите за 5 мин.

Третьи 5 мин вы должны ощущать и чувствовать. Прислушай­тесь к своим ощущениям. Их очень много. Вы можете почувство­вать, как тело прикасается к спинке стула... Напряженность или расслабленность своих мышц... Тепло или холод... Свои руки... Че­редование вдоха и выдоха... Теперь можете вернуться и поделить­ся своими ощущениями».


Технический комментарий. При восприятии внешнего мира нам постоянно мешают посторонние «шумы», состоящие из на­ших воспоминаний, представлений, фантазий. Важно уметь услышать, увидеть и почувствовать, как все происходит на самом деле.

Упражнение 12. «Рефлексивное слушание»

Необходимое время 60 мин.

Инструкция. Разбейтесь на тройки: психолог, клиент, наблю­датель. Клиент рассказывает о какой-либо ситуации из своей жизни. Задача психолога — внимательно анализировать речь кли­ента и в случае неясности, использования многозначных слов, противоречий останавливать его и прояснять, что именно он имел в виду. Через 15 мин процесс останавливается. Задача наблюдате­ля — дать психологу обратную связь относительно его интервен­ций. Психолог делится своими чувствами и затруднениями, кли­ент — тем, насколько ему удалось продвинуться относительно своей ситуации.

Технический комментарий. Иногда речь клиента неясна и за­путана. Использование слова «это», перескакивания с темы на тему создают трудности при понимании клиента. Психологу нужно «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента. За­дача психолога — поддержать клиента в его способности проана­лизировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон, выявить все неясности, заполнить все пробелы. Цель рефлексивного слушания состоит в помощи клиенту в как можно более точном осознании всего, что он говорит. Если в ходе рассказа мысли и чувства кли­ента меняются в сторону большей ясности, у него появляется возможность самостоятельно разобраться в проблеме, найти отве­ты на собственные вопросы, преодолеть свои внутренние противо­речия. При работе в режиме рефлексивного слушания психолог может использовать микротехники прояснения, конфронтации, отражения чувств, поддержки и др.

Упражнение 13. «Эмпатическое слушание»

Необходимое время 60 мин.

Инструкция. Разбейтесь на тройки: психолог, клиент, наблю­датель. Клиент рассказывает о какой-либо ситуации из своей жизни. Задача психолога — как можно точнее понять чувства кли­ента и рассказать ему об этом. Например, если клиент сжимает кулаки и рассказывает о ситуации, когда его обидели, психолог может сказать: «Это действительно непростая ситуация. Вы зли­тесь и обижаетесь на...»


Технический комментарий. Эмпатическое слушание приобре­тает особое значение тогда, когда клиенту нужна поддержка, когда он не осознает свои чувства или не принимает содержание своего внутреннего мира.

При эмпатическом слушании психолог сопереживает клиенту, или, другими словами, входит в эмоциональный резонанс с пере­живаниями клиента. Работа в режиме эмпатического слушания предполагает использование микротехник вербального следова­ния, уточнения, перефразирования и др.

Упражнение 14. «Позитивное переформулирование» Необходимое время 70 мин.

Инструкция. Упражнение выполняется в тройках, по 20 мин на каждого и 3—5 мин на обсуждение. Психолог внимательно слу­шает клиента. Каждое негативное высказывание клиента о себе, своей личности, своем поведении перемещается в другую «систе­му координат», где обнаруживаются его позитивные стороны (по­зитивное намерение).

Используемая психологом система координат должна быть знакома клиенту. Иногда последний забывает о ней или давно не пользуется. Задача психолога — напомнить ему о наличии других взглядов на одно и то же событие.

В позитивной психотерапии к данному техническом приему относятся как к «способу бытия».

Технический комментарий. Клиент часто бывает встревожен­ным и обеспокоенным тем, что выглядит глупо, его поступки неправильны. В рассказе психологу он может пытаться утаить часть информации либо подавлять беспокойство и смущение пу­тем блокировки истинных чувств, мыслей, искажения своего рассказа.

В данном упражнении главная задача психолога-консультанта — внимание к ситуации клиента и подтверждение, что предприня­тые им действия правильны и достойны уважения. Даже в том случае, если не до конца ясна ситуация, психолог концентрирует­ся на подтверждении, что каждое действие клиента является ра­зумным.

Данное упражнение основано на наблюдении, что события не имеют значения сами по себе. Их значение устанавливается в сравнении с другими событиями. В зависимости от системы ценностей, актуального состояния, жизненного опыта клиента одно и то же событие может восприниматься по-разному. Если рассматривать каждый шаг, каждое действие клиента как движе-


ние в направлении ясности и совершенства, то его можно рассмат­ривать как желательное и важное состояние и поведение.

Упражнение 15. «Оценки и факты»

Необходимое время 70 мин.

Инструкция. Выбирается пара — психолог и клиент,— которая работает в течение 30 мин в присутствии группы. Возможен дру­гой вариант — демонстрация художественного фильма, где есть герой с ярким характером. После терапевтической сессии (худо­жественного фильма) участникам группы предлагается высказать свои версии понимания проблем клиента, дать его психологичес­кий портрет. У группы возникают очень разные, иногда противо­положные версии. В этих версиях отчетливо видно наложение собственного опыта говорящего, его ожиданий и предубеждений. Изложение проблемы зачастую заменяется «навешиванием ярлы­ков»: «злобная свекровь», «шизофреногенная мать» и т.п. Один из вариантов работы с этим явлением — обращение к фактам. Например, ведущий практикума может уточнить: «Вы говорите, что 3.— шизофреногенная мать. Не могли бы Вы объяснить, что это значит? На каких фактах основано это утверждение? Что именно она говорила?». В итоге можно выявить, что мы основы­ваемся на словах клиента, на его наблюдаемом поведении и ре­акциях, которые позволяют увидеть ситуацию целостно, основы­ваясь на реальности фактов, а не на субъективной эмоциональ­но-окрашенной оценке.

Технический комментарий. Работа в группе над проблемой одного человека позволяет продемонстрировать, что факты оста­ются фактами, которые можно воспринять: записать на диктофон слова клиента, зафиксировать усиление его возбуждения, измене­ние позы, голоса, дыхания. В то же время оценки, ярлыки сильно ограничивают психолога. Если проводился анализ кинофильма, феномен искажения восприятия при межличностном оценивании виден особенно ярко. Участники путают слова, время, приписыва­ют герою свое видение ситуации. Таким образом, подобный ана­лиз позволяет продемонстрировать, что опора на факты прибли­жает психолога к реальному человеку и его проблемам.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...