Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или оказанием каких-либо видов услуг. Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми и долговечными. Торговые организации вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня. Успех розничной торговли зависит от способности угодить клиенту. В настоящее время увеличение ассортимента товара не всегда соответствует качеству и не отвечает современным мировым требованиям. От неправильного формирования ассортимента влияющего на товарное предложение и потребительский спрос и многих других факторов, зависит социальная среда, экономика предприятия. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием. Данная тема актуальна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворен спрос потребителя, а, следовательно, получение прибыли, и в конечном итоге магазин будет рентабельным. Выбор этой темы для написания курсовой работы не случаен, так как она недостаточно изучена, и влияние правильного выбора ассортиментной политики предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителя и рентабельности предприятия. Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации по критерию прибыли.
Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи: · изучить теоретические основы ассортимента, его показатели; · выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации; · изучить состояние ассортимента магазина «Парфюмерия - косметика»; · обосновать предложения по оптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина «Парфюмерия - косметика». Объектом данного исследования является магазин "Парфюмерия - косметика". Предметом данного исследования является формирование ассортимента в магазине "Парфюмерия - косметика". Цель курсовой работы - проанализировать ассортимент и его влияние на экономические показатели исследуемого предприятия.
Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров Ассортиментная политика определяет товарные группы обеспечивающую успешную работу фирмы на рынке и экономическую эффективность в целом. На рынке определяются отношения между новыми товарами и товарами в стадии роста, зрелости и спада, оптимальное соотношение базовых моделей и их подвигов и модификаций. Ассортиментная политика решает вопросы о происхождении товара и кем он произведён. Со стремительным ростом торговых организаций растёт ассортимент продукций и услуг, а значит, подчас покупателям тяжело ориентироваться в этом многообразии. Торговые организации должны осваивать всё более новые и разные ситуации ассортиментной политики. Одной из главных характеристик товара является ассортимент, который определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортиментом называется совокупность (перечень, набор) товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, размеру, сырью, способу производства). Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы; в него включено самое главное свойство - упорядоченность.
С экономической точки зрения ассортимент - это отражение межотраслевой и отраслевой пропорций в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности организаций и предприятий сферы товарного обращения. Следовательно, ассортимент - один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретные товары и услуги. В широком смысле ассортимент характеризует состав товаров производственного назначения и товаров народного потребления. В более узком смысле - характеризует набор товаров на конкретном предприятии (секциях, отделах и т.д.). Сам термин произошёл от французского слова «assortiment», что обозначает подбор различных видов и сортов товаров. Набор товаров ограничивается их наименованиями, а сорта, как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту. Наряду с понятием ассортимент существует и понятие товарная номенклатура, которое подразумевает под собой перечень однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Товарная номенклатура отличается от ассортимента прежде всего тем, что даже самые детализированные ее уровни (виды) представляют собой обобщенные функциональные типы изделий. Существующие номенклатурные ряды товара, установленные на основе функционального анализа, позволяют определить ассортиментные пустоты. В то же время в определенных условиях потребления соотношение номенклатуры и ассортимента меняется. Сгустки разнообразия видов изделия часто перемещаются в другие группы, поэтому плотность их изменяется. С развитием потребностей и возможностей общества и их удовлетворения могут менятся виды номенклатур и изделий. Номенклатура подвижна, но, в отличие от ассортимента, она больше поддается логическому анализу. В мероприятиях по совершенствованию ассортимента и номенклатуры обязательны экспериментальное проектирование и опытное производство. Базовым основанием потребностей в отношении бытовых изделий является человек.
Структура ассортимента товаров любой группы состоит из двух составляющих: · стабильное ядро; · мобильная часть, за счет которой происходит пополнение и обновление ассортимента. Ассортимент продукции означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким - либо признакам. С такой точки зрения, по широте охвата ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п.; формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определённое сходство. Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупнённых товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, например, в магазине женской одежды есть разные секции товаров, удовлетворяющие потребности покупателей. Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряд видов. Например: верхняя женская одежда пальто, куртки, пуховики. Внутривидовой ассортимент товаров представлен разновидности продукции, членение вида на части. Так например: пальто может быть, как деми - сезонными, так и зимнем, ткани разной расцветки и т.п. Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Например: престижные фирмы удовлетворяют потребности покупателей. По местонахождению товаров ассортимент может быть промышленным (производстенным) и торговым. В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий – торговый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия. Не стоит забывать, что ассортимент товара предназначен для удовлетворения потребностей потребителя. Поэтому его так же различают по характеру потребностей: реальный, прогнозируемый и учебный; и по степени удоветворения: рациональный и оптимальный.
С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассортименте продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказания услуг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продукции. Помимо этого следует сказать и о специфических особенностях ассортимента, проявляющихся при его формировании, т.е. о свойствах ассортимента. Для этого необходимо изучить его показатели. Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров, однородных и неоднородных их групп. Показатель широты (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различие идёт лишь в том, что действительный идёт в наличии, а базовый применяется для сравнения. Коэффициент широты (Кш) – выражается, как отношение действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
где, Шд – широта действительная, Шб – широта базовая, Широта ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда спрос превышает предложение производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п. Этот показатель является критерием конкурентноспособности торгового розничного предприятия. Наряду с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Показатель устойчивости (У) позволяет удовлетворять спрос на одни и те же товары. Одним из показателей характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине является коэффициент устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)
где, У – устойчивый спрос на определённый товар, Шб – широта базовая. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже: 1 Для универсамов и гастронома – 0,90 2 Для универмагов – 0,80 3 Для магазинов обуви и одежды – 0,75 4 Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных галантерейных товаров – 0,85 Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.
Для характеристики розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широтой и частично глубина позволяют характеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учёту реализации. Ещё один из показателей ассортимента является полнота - способность набора товара однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Показатель полноты бывает как действительный (Пд), так базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) есть отношение действительного показателя полноты к базовому.
где, Пд – полнота действительная, Пб – полнота базовая. Фактическая полнота ассортимента и её динамика являются грамотной ассортиментной политикой. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, но и от объёмов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень надёжности. От того, как часто происходит обновление ассортимента, настолько удовлетворяют психологические социальные потребности. Обновление ассортимента – это удовлетворение изменившихся потребностями за счёт новых товаров.
где, Н - новизна товара, Шб – широта базовая. Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным. Показатель гармоничности выражает специализацию магазина и его отдельных секций. Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использовании. Гармоничность даёт качественную характеристику товару и носит описательный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|