Принцип автоматической охраны
Основным принципом правовой охраны произведений литературы, науки и искусства является принцип автоматической охраны, в соответствии с которым авторское право на произведение возникает в силу факта его создания и не требует никаких формальностей, например, регистрации, депонирования, обнародования произведений и т. д. Принцип автоматической охраны следует из ст. 5(2) Бернской конвенции, в соответствии с которой использование авторских прав на произведение и их осуществление «не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей» '. Регистрация и депонирование произведений в странах, использующих в своем законодательстве английскую модель авторского права, были обязательными для возникновения авторского права. После присоединения к Бернской конвенции эти страны установили факультативную регистрацию произведений. Другими словами, регистрация произведений литературы, науки и искусства не означает, что она необходима для возник- 1 Парламентская газета. 2006. 21 дек. № 214—215. С. 9—26. 2 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. 3 Там же. С. 12. 78 • Глава 2. Авторское право § 2.8. Условия правовой охраны • 79
новения авторского права. Добровольная регистрация компьютерных программ и баз данных была предусмотрена Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и подтверждена в ст. 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации1. Обнародование произведения — это любое действие, с помощью которого произведение становится доступным для всеобщего сведения, т. е. неопределенному кругу лиц. Основными формами обнародования являются:
• опубликование произведения; • публичное исполнение произведения; • сообщение произведения для всеобщего сведения; • доведение произведения до всеобщего сведения и т. д. Принцип автоматической охраны означает, что ни одно из этих действий не является необходимым для возникновения правовой охраны произведений. Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя авторского прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект авторского права. В соответствии с этим принципом автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на товаре, в котором воплощены произведения. Важно подчеркнуть, что это лицо считается автором произведения, если в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное. Следовательно, возможны случаи, когда иные лица (в том числе и подлинный автор) могут претендовать на авторство в отношении того или иного произведения. Тогда только суд, рассмотрев существо дела и соответствующие доказательства, может принять решение в отношении авторства того или иного лица. Автор или иной правообладатель для оповещения о своем исключительном праве может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощено произведение, знак правовой охраны авторского права из трех элементов: •латинская буква «С» в окружности: ©; • имя или наименование обладателя исключительного права; • год первого опубликования произведения. Использование знака правовой охраны авторского права было впервые установлено в ст. 3(1) Всемирной конвенции об авторском праве2, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны авторского права. Использование конвенционного знака регламентируется ст. 1271 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договор ВОИС по авторскому праву в ст. 12 устанавливает, что к экземпляру произведения может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя исключительного права на произведение, условия использования произведения и любые цифры или коды, в которых она представлена'. В Гражданском кодексе Российской Федерации данное положение Договора установлено в ст. 1300(1). Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования произведения. Условия правовой охраны Принцип автоматической охраны распространяется на произведения литературы, науки и искусства, если выполнены следующие условия охраноспособности: • объективное существование произведения; • творческий характер произведения; • правомерность использования охраняемых объектов. 1. Условие объективного существования произведения означает действительное существование произведения независимо от его автора. Другими словами, правовая охрана может распространяться только на реально существующие произведения, доступ к которым могут иметь иные люди (представители публики) в любой ими выбранный момент времени. Как уже отмечалось при обсуждении принципа дуализма интеллектуальной собственности (см. § 1.9), нематериальный объект интеллектуальной собственности может объективно существовать только будучи воплощенным на материальном носителе либо на таком носителе должно быть воплощено исполнение произведения. Лишь тогда представители публики могут получить доступ к произведению по своему выбору. В противном случае доступ к произведению без посредничества автора невозможен. Итак, правовая охрана может быть обеспечена, если произведение воплощено в любом материальном носителе, допускающем его использование. Например, произведение литературы, как правило, записывается на бумажном носителе с помощью той или иной системы письменности рукописным, машинописным или компьютерным способом. Музыкальное произведение может быть записано на бумажном носителе с помощью нотной записи, а исполнение такого произведения — на магнитном или оптическом носителе с использованием аналоговой или цифровой записи. Скульптурное произведение создается из самого материального носителя.
1 См.: Парламентская газета. 2006. 21 дек. № 214—215. С. 9—26. 2 См.: Международные конвенции об авторском праве. М.: Прогресс, 1982. С. 406. См.: Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 12. 80 • Глава 2. Авторское право § 2.8. Условия правовой охраны • 81
Бернская конвенция предоставляет странам «право предписать, что литературные и художественные произведения или какие-либо определен-ные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме»1. Однако страны с переходной экономикой не воспользовались этим положением и не отождествили объективное существование произведения с материальной формой его существования, как это сделано в других странах. 2. Условие творческого характера означает, что произведение должно быть результатом творческого труда его автора. Это условие отсутствует в международных договорах, однако в национальном законодательстве оно часто закреплено. Косвенное указание на условие творческого характера произведения имеется в ст. 2(5) Бернской конвенции, в соответствии с которой составные произведения (см. § 2.12) охраняются, если они представляют собой «по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества»2. Причем под «материалами» понимаются произведения, входящие в составное произведение. Поэтому включенные в сборник произведения также могут считаться результатом творчества. Таким образом, произведение должно являться результатом творчества, чтобы быть охраняемым. Понятие творчества не определяется в законодательстве, но считается, что в результате творческой деятельности создается все качественно новое и оригинальное, неповторимое и уникальное, в том числе произведения литературы, науки и искусства. Творческий характер произведения выражается в его новизне и оригинальности как по форме, так и по содержанию.
Условие творческого характера может относиться как к произведению в целом, так и к его частям, но не к отдельным лексическим, синтаксическим, фразеологическим или коммуникативным единицам и образованиям. Например, в литературном произведении используются в основном общеизвестные слова и фразы. В большинстве предложений невозможно усмотреть никакого творческого начала. Поэтому отдельные общеизвестные слова, фразы и даже отдельные предложения могут не отвечать условию творческого характера, а значит, не могут охраняться авторским правом как части произведения. Положение естественное, поскольку в противном случае автор мог бы предъявлять претензии к иным лицам, которые используют обычные слова, обычные фразы, обычные предложения в иных произведениях. С другой стороны, вполне определенная совокупность этих же общеизвестных слов, простых фраз и предложений может соответствовать условию творческого характера. Таким образом, отдельные элементы произведения не могут охраняться авторским правом, а само произведение в целом или в части, а также его название авторским правом охраняться могут. ' См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 9. 2 Там же. 3. Условие правомерности использования охраняемых объектов относит- к произведениям, которые созданы с использованием других произ- ений, прежде всего составных (см. § 2.12) и производных (см. § 2.13). иное условие означает, что любое (вторичное) произведение, получен- е из других произведений (первичных), может признаваться объектом орского права только в том случае, если оно создано с разрешения авообладателей используемых произведений. Условия охраноспособности, сформулированные выше, являются не- одимыми и достаточными для возникновения правовой охраны, поэто- любые иные условия, которые могли бы влиять на возникновение охра- , не считаются обязательными и необходимыми. В частности, возникновение охраны не зависит от содержания произведе-, т. е. от достоинства и назначения произведения. Содержательный уро-нь произведения влияет на востребованность произведения, хотя пря-й связи между востребованностью произведения и его содержательным овнем не существует. Обычно коммерческим успехом пользуются проведения скандального содержания. Произведения, рассчитанные на удированного, развитого, подготовленного читателя, иногда не пользу-ся массовым успехом. Успех одних произведений и равнодушие к дру-м произведениям являются индикатором духовного, интеллектуального образовательного уровней общества и характеризуют приоритеты тех Или иных ценностей в жизни человека и общества.
В любом произведении могут быть отображены, воплощены, выражены или объяснены всевозможные мысли, идеи, принципы, концепции, открытия, методы, процессы или содержится просто информация. Однако независимость охраны от содержания произведения означает, что никакие идеи, мысли и информация, изложенные или воплощенные в произведении, не охраняются. Это следует из Бернской конвенции1, Соглашения ТРИПС2 и Договора ВОИС по авторскому праву3. Независимость охраны от содержания произведения ведет к очень важному выводу: нельзя запретить правовую охрану произведения любого содержании, даже если оно противоречит интересам каких-либо лиц и групп, идеологии или взглядам политических партий, господствующих политических доктрин, Государства и т. д. Явная или скрытая цензура не может лишить автора его прав. Несмотря на то что обычно понимаемые демократия и гражданское Общество отвергают цензуру в большинстве сфер деятельности, Бернская конвенция признает право цензуры, поскольку ее положения «не могут ни В чем затрагивать право правительства каждой из стран Союза разрешать, контролировать или запрещать в законодательном или административном 1 См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 10. См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, No 223(E). 2000. P. 20. • См.: Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 6. 82 • Глава 2. Авторское право § 2.9. Сфера действия авторского права • 83
порядке распространение, исполнение или показ любого произведения или постановки, в отношении которых компетентный орган признает необходимым осуществить это право»1. Другими словами, в соответствии с Бернской конвенцией любое государство имеет право разрешать или запрещать распространение любого произведения, т. е. осуществлять цензуру. Вполне оправданы меры, предпринимаемые государствами для контроля и ограничения содержания произведений литературы, науки и искусства с целью пресечения преступлений против мира и безопасности, в том числе информационных, против конституционных прав и свобод человека, его чести и достоинства. Например, во многих странах запрещена пропаганда войны, терроризма, бандитизма, геноцида, экоцида; разжигание расовой, национальной либо религиозной вражды или розни, порнография, клевета, призывы к свержению или изменению конституционного строя, достижению государственной власти насильственными методами, совершению иных преступлений против государства и его граждан. Кроме того, запрещено создание и разработка вредоносных компьютерных программ, в том числе компьютерных вирусов, а также программ для неправомерного и несанкционированного доступа к защищенным компьютерным системам и сетям с целью овладения, модификации и использования хранящейся информации. В произведениях не должны в той или иной форме сообщаться сведения, составляющие государственную, коммерческую тайну, или сведения, которые могут быть использованы в ущерб интересам государства. Таким образом, фактически законодательство может налагать ограничения на содержание произведений литературы, науки и искусства, хотя это редко признается цензурой содержания произведения. Существует весьма зыбкая грань между свободой и общественной безопасностью. В заключение рассмотрим соотношение между формой и содержанием произведения. Иногда утверждают, что авторское право охраняет форму, но не содержание произведения. Такое понимание соотношения формы и содержания ошибочно. Понятно, что здесь речь идет не о форме воплощения произведения на материальном носителе, а о воплощении авторами идей, мыслей, сюжетов, тем, гипотез, теорий, законов, открытий и проч. в произведениях литературы, науки или искусства. Результат этого воплощения и представляет собой содержание произведения. В этом смысле воплощение и содержание — это одно и то же, поэтому нет никакого противоречия и различия между формой и содержанием произведения. Другими словами, одни и те же идеи или мысли могут быть выражены во множестве произведений, и каждая новая форма означает новое содержание и тем самым новое произведение. Следовательно, авторское право охраняет содержание произведения как форму выражения любых идей, мыслей, чувств, переживаний автора. Наличие ограничений исключительного права (см. § 1.12 и § 4.15) подтверждает, что авторское право охраняет любую и каждую часть произведения, в том числе и его название, при условии, естественно, их творческого характера. В еще большей мере охрана содержания подтверждается мерами ответственности за плагиат, который устанавливают при «побук-венном сравнении» оригинального и заимствованного произведения. Если оказывается, что в некотором произведении содержатся значительные части оригинального произведения, — это плагиат. Все это подтверждает, что охраняется вся совокупность слов в форме, выбранной автором. Аналогичное справедливо и для произведений искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|