Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип автоматической охраны




Рассмотренный в § 2.7 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав, т.е. права на исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций, инвестиционные базы данных возникают в силу их создания. Для посмертных произведений исключительное право публикатору предоставляется после опубликования произведения, на которое истекло действие исключитель­ного авторского права.

' См.: Copyright and Neighboring Rights. Laws and Treaties. WIPO. April 1999. Text 1-01. P. 020.


Следовательно, подобно авторскому праву, для возникновения смежных прав не нужны какие-либо формальности, такие как регистрация, депониро­вание, обнародование (за исключением посмертных произведений).

Принцип автоматической охраны признан Римской конвенцией1. С принятием в 1996 г. Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам принцип автоматической охраны подтвержден для исполнений и фоно­грамм2.

Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя смежных прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект смежных прав. Однако на международном уровне этот принцип признается только для исполнений, записанных на фонограммы.

Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих исключительных правах может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощена фонограмма, знак правовой охраны смежных прав из

трех элементов:

• латинская буква «Р» в окружности;

• имя или наименование обладателя исключительного права;

• год первого опубликования фонограммы.

Использование знака правовой охраны авторского права было впер­вые установлено в ст. 11 Римской конвенции3, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны смежных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Использование конвенционного знака правовой охраны регламенти­руется ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для иных объектов смежных прав знаки правовой охраны не введены. В ст. 19(2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам устанавлено, что к экземплярам записанных исполнений и фонограмм может быть при­ложена информация об управлении правами, которая идентифицирует ис­полнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фоно­грамму, обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограм­мы и любые цифры или коды, в которых она представлена4. В Граждан­ском кодексе Российской Федерации данное положение Договора расши­рено на все объекты смежных прав в ст. 1310. Информация об управлении

' См.: Rome Convention: International Convention for the Protection of Performers, Producers of Phonograms and Broadcasting Organizations. Geneva: WIPO, No 328(E). 1999. P. 7.

2 См.: Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R).

2000.С. 19.

3 См.: Rome Convention: International Convention forthe Protection of Performers, Producers
of Phonograms and Broadcasting Organizations. Geneva: WIPO, No 328(E). 1999. P. 7.

4 См.: Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R).
2000.С. 19.


102 • Глава 3. Смежные права


§ 3.6. Сфера действия смежных прав • 103


 


правами может быть приложена или быть частью объекта смежных прав, в частности передач вещательных организаций, баз данных, посмертных произведений.

Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционно­го знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу созда­ния и объективного существования объекта смежных прав.

Условия правовой охраны

Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смеж­ных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:

объективность существования объекта;

правомерность использования иных охраняемых объектов.

Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смеж­ных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением ис­полнений. Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охра­носпособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.

Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фоно­граммам.

Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав.

1. Условие объективности существования объекта означает действи­тельное существование объекта смежных прав в некоторый момент време­ни. Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени. Объекты смежных прав могут существовать в не­который момент времени в том или ином месте. Например, «живые» ис­полнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных се­тях. Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных мо­гут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.

2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектов имеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений. Если для объектов ав­торского права это условие важно лишь для некоторых видов произведе­ний, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособ­ности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются


вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву.

Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и ох­раняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав. Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответству­ющих субъектов.

Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зави­сит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как автор­ского права, так и смежных прав. Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объ­ектов авторского права, то условия возникновения смежных прав произ­водителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполне­ний. Таким образом:

•исполнитель может обладать смежными правами при условии соблюдения исключительного права на исполняемое произведение;

• производитель фонограммы может обладать смежными правами на фонограмму только при получении разрешения авторов и исполнителей для включения в фонограмму исполнений произведений;

• организация вещания обязана получить разрешение авторов, ис­полнителей, производителей фонограмм, производителей иных объектов (аудиовизуальных, мультимедийных произведений и т. д.) для того, чтобы иметь право включить их в свою передачу;

•производитель инвестиционной базы данных обязан получить разрешения правообладателей любых охраняемых объектов, включаемых в ■азу данных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...