Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сладкий промысел. По городецким улицам




Сладкий промысел

– Послушай, Прохор, – перебил я своего проводника, – а что это рядом с депо за ряд красивых, добротных домов?

– Это пряничные заведения, Бахаревых в том числе. Во-о-он дом их двухэтажный, видишь?

– Вижу! И по запаху чую! (Смеюсь). Давай, Прохор, у Бахаревых встанем ненадолго. На ярмарке они пряниками торгуют. Я не раз у них себе и гостям своим прянички брал. Красивые, вкусные! Знаю, они      от губернатора благодарности имеют, и даже от великого князя Влади-мира Александровича, после его визита в Нижний в 1886 году. А ещё Бахаревы показывали свой товар на Всероссийской выставке-ярмарке 1896 года. С ними мало кто может соперничать. Особенно нравятся мне    у них пряники сиропные и фруктовые…

– Так пряничных этих мастеров, почитай, человек 15 в Городце: Глазуновы, Беляевы, Щербаковы, Лемеховы…

– Скажи, Прохор, почему кое-кто из московских покупателей сетовал, что на ярмарке в Нижнем торгуют пряниками городецкими, «вкусом            и цветом похожими на мыло»?

 

 

Пожарное депо (сохранилось). Фото А. А. Соколова

 

– Эко сказанул, на мыло… – сердито ответил Прохор. – Привередлив больно твой москвич! Пряников у нас много, и дорогих, и попроще,          а всего сортов до 30. Наверно, не иначе каких-то сахарных твой хозяин купил, самых дешёвых! Одно скажу: кабы пряники наши были так плохи, ни за что бы их гостям не дарили. А у нас что ни визит важной персоны (губернатора, или артистов нижегородских), то жалуют им пряник – заместо хлеба-соли. Да ещё весом в пуд, а то и более! Что ж в Москве-то такие не пекут? Неужто там муки или мёда меньше, чем в Городце?

– Справедливо, Прохор. Согласен. Только вот не пойму: как вы пряники пудовые печёте? У них же толщина почти в четверть!

– Э, тут есть один секрет. Большой пряник не просто в печь кладут,         а ставят противень с ним на железные санки, салазки то есть. Жар низом идёт, и печётся пряник на всю глубину… 

Едва мы встали у дома Бахаревых, к пролётке подскочил бойкий мальчишка лет шести:

– Дяденьки, вы куда катите?

– На Кудыкину гору! – ответил извозчик. – Егорка, а ну, сказывай, родители дома? (Оказалось, Прохор узнал в мальчике сына пряничника Иллариона Бахарева).

– Нету их. На ярмарке они.

– Что, опять пряник пудовый губернатору повезли? – пошутил мой провожатый.

– Нет, дядя Прохор, в этот раз       не пудовый, – ответил мальчик, и, глядя на меня, добавил, – но всё одно сладкий.

– Ай, да купец! – рассмеялся я. – Правильно, товар надо хвалить. Хотим, хотим бахаревские пряники приобресть. В Нижнем их любят.

– Дяденька, я мигом!

Не успели мы обменяться с Прохором парой слов, как Егор вернулся               к нам с корзинкой, полной пряников. Чего там не было! И косячки,           и пряники с пожеланиями, и фигурные – петухи, орлы, стерлядки…

– Давай-ка мне стерлядок, Егор. Приглянулись! Расплатившись           с мальчиком и одарив его сверх того пятачком, мы отъехали от дома Бахаревых и продолжили путь по базару.

Фото вверху: Егор (Георгий) Бахарев. Собрание ГИХМК

 

По городецким улицам

 

Разумеется, за богатством и благолепием Городца скрываются и болезненные язвы. О них с негодованием писали мои коллеги: «Хроника серенькой жизни нашего села вообще небогата событиями. Простые обыватели от нечего делать грызут семечки, скучающая «интеллигенция» находит удовольствие проводить вечера за карточными столами, а купцы развлекаются бешеной ездой на сытых рысаках…. ».        

О правилах уличной езды я не преминул спросить своего проводника:

– Прохор, неужели и вправду такие безобразия, о которых пишут        в газетах, бывают?

– Да, барин, просто беда! Никак не найдут управу на лихачей этих… Вот на днях один легковой извозчик сшиб крестьянского мальчика. Говорят, копыта лошади попали ему прямо по голове. В больнице он...

– Ох, как страшно! Неужели мер никаких не принимали?

– Да принимали. Одно время в людных местах прибили доски: «Быстрая езда по селу строго воспрещается». Только кто ж будет это соблюдать? Владельцы рысаков летают по селу, что называется, сломя голову. Их примеру следуют и возчики хлебных товаров. Местные жители боятся отпускать детей в школы – впору провожатых нанимать…

Со слов Прохора, любители лошадиного спорта обыкновенно «выезжают» себя показать в праздники и выбирают улицы, наименее удобные для езды, как например, «Большую» (по длине) базарную улицу, шириной не более 10 шагов.

Об этой проблеме в Городце «Волгарь» писал ещё в 1895 году (дома   я перечитал подшивки заново): «…печальные случаи от быстрой езды         на лошадях имели место несколько раз, и отмечались в печати, но купцы продолжают бешеную скачку и давят людей… Во избежание подобных случаев, возмущающих даже самих купцов, не мешало бы обратить на это должное внимание и не ограничиваться десятирублевыми штрафами, которые для богача-купца не составляют серьёзного наказания. Наконец, какой штраф может вознаградить пострадавших, которых, быть может, ожидает смерть и в лучшем случае увечье на всю жизнь... Для иллюстрации местной жизни кстати отмечу, что за прекращением у нас народных чтений, простому народу у нас ничего больше не остается, как грубо покупать удовольствия в кабаках и трактирах».

– Прохор! Я смотрю, около трактиров так и рыщут стаи голодных собак. Плохо дело. Не боязно ли?

– Лет двадцать назад земские начальники внушали: все, кто имеет собак, обязаны держать их на привязи. А воз и ныне там. Да что про собак говорить, когда и люди-то меж собою языка не находят? В дни базарные кабаки и трактиры словно гудят, глядишь – и драки случаются.   

 

– А как у вас с нищенством, борются? Наверняка, городецкий базар привлекает массу бродяг. Знаю по Нижнему, по ярмарке…

– Ой, барин, вот язва, так язва! Шатаются по базару, по поминкам, «стреляют» Христовым именем под окнами домов… Кроме наших «стрелков» есть и «костромски», и «владимирски», много «хохломских». Видать, в селе Хохломе Семёновского уезда нищество – это как промысел. Бывают здесь и нижегородские «золотари». Летом они        на ярмарке, значит, побираются, а зимой к нам на базар «перелёт» совершают.

– Что же начальство ваше предлагает: как излечить эту болезнь? Ведь не иначе, большинство этих трутней общества, набрав достаточное количество копеек и кусочков, приносит затем «посильную» жертву Бахусу…

– Пока без толку всё. Когда-то хотели создать в Городце для нищей братии нечто вроде «дома трудолюбия», но дальше разговоров дело так   и не пошло. А деньги село теряет на этом, я скажу, немалые. До двух тысяч нищих собирают у нас субботние базары и поминки. Вот и считай: пусть по пятачку да на две тыщи – уже сто рублей!

– А знаешь, барин, как народ здесь ухищряется? Какие письма           по домам простакам шлют?

– Прохор, ты о чём? Я даже не догадываюсь.

– Тогда слушай. Есть такой приём, употребляемый разным тёмным людом, чтобы «сорвать», если не на чай, то, без сомнения, на водку. Перед праздниками здешние купцы и более крупные чиновники получают массу писем самого жалостливого содержания. Пишут их всякие прохо-димцы, «аблакаты» и спившиеся писцы. Видимо, орудуют они целой шайкой и являются мастерами своего дела. Купцу, например, сочиняется «Божеское письмо» со «Сном Богородицы», а чиновнику (он же грамот-ный! ) письмо другое – книжное, с иностранными словами.

– Да неужели публика у вас так наивна, что верит в эти послания? – удивился я.

– Бывает. В редких случаях, разве попадают на новичка, то цели своей достигают. В Городце ведь народа и приезжего много живёт (из Семёно-ва, Пучежа и других мест). Да и с благотворительностью тоже, скажу тебе, не всё ладно. Недавно задержала полиция двух неизвестных, назвавшихся крестьянками Семёновского уезда. Здесь они занимались сбором пожертвований – якобы в пользу погорельцев. У одной оказалось подложное удостоверение от Тумботинского волостного правления;          у другой также подложное удостоверение от Хохломского. Вот так!

Слушая Прохора, я недоумевал, почему до сих пор на эти печальные

явления не было обращено должного внимания? Что бы ни говорили о бесполезности принятия полицейских мер, здесь они положительно необходимы. Сколько делается для простого народа: открываются школы,

 

 

общедоступные библиотеки, ведутся народные чтения, даются спектакли, а всё равно мало…

– Прохор, а как у вас с кредитами дела обстоят? «Волгарь» писал, что ростовщики капиталами заведуют?

– Полегче стало. И в Городце, и в сёлах создают кредитные товари-щества, общества взаимного кредита. Но дело это новое, на собраниях то и дело споры идут, как общие деньги распределить по справедливости…

Время путешествия незаметно приближалось к вечеру. Вместе с моим провожатым мы проехали всю базарную улицу – вплоть до Спасского озера, где она почти сходит на нет. Побывали в пожарном депо, в старообрядческой часовне, в богадельне Бугрова. Материала для очерка я собрал достаточно. Загодя имел план посетить Фёдоровский монастырь, где с его грандиозной колокольни можно обозревать панно-раму села. Однако изрядно утомившись за день, отложил эту поездку на будущий визит в Городец.

Для временного отдыха мы выбрали молодой сад на Краю (против дома купеческой вдовы Евдокии Фёдоровны Лапшиной). Как в Нижнем знаменитый Откос, также и здесь набережная – Край – люби-мое место прогулок обывателей. Со слов Прохора, сад на Варыхановой горе разбило местное Общество трез-вости четыре года назад. Что ж, дело похвальное! Знаю, «Волгарь» не раз сетовал: в Городце не хватает тенис-того уголка, где можно укрыться от летнего зноя. В 1909 году сад назва-ли именем Льва Толстого (конечно, с его согласия). Ныне Край стал месс-том ещё более почётным: к 50-летию отмены крепостного права 3 июля сего года здесь торжественно открыт бюст государя Александра II.

Замечу, что красив Городец не только природой, но и домами обывателей. Некоторые из них имеют вид, достойный самого Нижнего.

– Прохор, у вас кое-где на домах буквы читаются (на фасадах, на кры-лечках). Это, должно быть, инициалы хозяев?  

– Да, есть такие. Вот, смотри, – извозчик показал на деревянный дом в конце Купеческой улицы, мимо которого мы проезжали в тот момент. –

 

 

Вверху: «Памятник Царю-Освободителю Александру II-му». Фото А. А. Соколова

 

 

– Видишь, на крыльце кованом буквы «ИШ»? Это Иван Григорьевич Шумилов здесь живёт. Дом-то невелик, но всё одно выглядит солидно. А на Троицкой улице помнишь, барин, мы к председателю общества трезвости заезжали? Там на крылечке буквы «ЛЖ»: это имя и фамилия хозяина – Леонтий Жуков. И ещё крылечко с буквами в середине Боль-шой улицы есть: «ГАК» – Георгий Афанасьевич Колотилов. Он торговец глиняной посудой, хлебом.

– Да, Прохор, я помню этот дом. Как красиво он убран ажурным железом (дымник, вазоны, водосточные трубы).

– Эти детали мастер Сатунин исполнил…

Замечу, что кроме богатых купеческих домов и усадеб особая гордость городчан – их гражданские здания: приют для детей, приют          у Покровской церкви, старообрядческая Бугровская богадельня (проект покойного архитектора Николая Адамовича Фрелиха), пожарное депо,       а главное – библиотека. Её построили четыре года назад по проекту губернского архитектора Павла Антоновича Домбровского.

О библиотеке Прохор говорил с охотой. После её постройки культур-ная жизнь Городца заметно ожила. Не только местная любительская труппа, но и актёры из Нижнего много раз давали в ней представления. Были в библиотеке и сеансы синематографа. А лет десять-двенадцать назад, я помню, весьма критические корреспонденции шли из Городца: «Село ждёт нравственного оздоровления, – писал «Волгарь», – библио-тека-читальня бездействует, а народные чтения с туманными картинами

 

 

Детский приют Ведомства учреждений Императрицы Марии. Фото А. А. Соколова.

 

безмолвствуют в виду отсутствия слушателей. Необходимо поискать причины этого грустного явления. Свет во всяком случае должен рассеять эту тьму невежества, окутавшую обывателей Городца».

Будем надеяться, что новая библиотека – каменная, двухэтажная,            с фасадами в духе модерна – будет способствовать и украшению села,          и смягчению его нравов. Отмечу, что довольно большая часть средств на общественные заведения отпущена не балахнинским земством, а местны-ми купцами-благотворителями. И факт этот более чем похвальный.            

Общественная жизнь Городца достойна отдельного рассмотрения. Здесь действуют общество по призрению малолетних, вольное пожарное общество с дружиной охотников, общество трезвости и другие. Немало народных училищ, а главное – недавно открыты мужская и женская прогимназии! Чтобы вникнуть в местную общественную жизнь, стОит совершить сюда отдельный визит и лучше всего зимой. Летом же местный обыватель более всего занят заработком хлеба насущного, либо деловыми поездками по матушке-Волге…          

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...