Седая старина
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В мои планы входило среди прочего и посещение земляного вала, о котором я был уже наслышан. После Варыхановской улицы Прохор свернул вправо и проулками, известными, пожалуй, только местным извозчикам, быстро доставил меня к интересующему месту. Вал городецкий. На нём время словно остановило свой бег. Здесь дышит старина. Сегодня крепость поросла вековыми соснами, которые придают ей особую выразительность, а обширностью своею она доказы-вает минувшую значительность Городца. Кстати, забегая вперёд, отмечу: не всем путеводителям стОит верить «на слово». В очерке, прочитанном мною перед поездкой, я встретил описание крепости, которое теперь могу оценить сам: «Южная сторона или фас сего вала, идущий от Волги, составляя поперечную часть укрепления, имеет в длину 750 шагов; в нём находятся небольшие интервалы, служившие, как видно, для ворот…» Странно! Разве на этом участке вала читаются места древних башен? Я их не заметил. «Вторая сторона вала, параллельная Волге, частью срыта и застроена, почему и нельзя определить всего пространства этой линии, уцелевшая часть которой имеет в длину 1500 шагов. От третьего фаса не осталось никаких следов: он срыт совершенно и застроен. Этот остаток твердынь городецких служит теперь местом гуляний жителей в летнее время…». Тут опять неточно: обыватели Городца гуляют не по северному участку вала, где улица Троицкая, а по восточному, идущему вдоль реки.
Восточный участок вала (у деревни Обросихи). Фото А. А. Соколова
«Недалеко от южной части сего вала видны следы отдельного земляного укрепления, в котором приметны остатки опустошения огнём, и, может быть, они принадлежат ещё к временам Батыя, разорявшего Городец…». Я запомнил, что эту часть Городца мой проводник Прохор назвал Пановыми горами и Шиханом. «Отсюда представляется прекрас-ный вид: за Волгою, в синеющей дали, за лесами скрываются родина князя Пожарского и место, где находится его могила; по берегу Волги, левее, курятся дымы солеварниц балахонских, а далее, сквозь пары жаркого дня белеется Нижний Новгород! Этот вид, заключая в себе места, славные событиями, долго останавливает путешественника своею панора-мическою живописностью и воспоминаниями». Да, как верно написано!
Я поинтересовался у Прохора о могилах городецких князей. – Всё, барин, прошли те времена. Где были схоронены князья наши, уже не узнать. Сказывают, внутри Княжей горы между крестьянскими домами было едва приметное место, где находился древний надгробный камень. Но около лет пятидесяти назад он был свезён оттуда и раздроблен на части. Старожилы помнят этот камень ещё в целости. И грамотеи разбирали надпись на нём, она означала погребённого тут князя городец-кого Андрея Александровича и время его кончины. Говорят, что некото-рые части того камня находятся теперь над прахом других, а остальные употреблены для колонн при построении паперти Архангельской церкви.
Признаться, рассказ Прохора меня расстроил. Подъехав к небольшому храму Михаила Архангела, мы нашли часть того самого камня и даже разглядели там следы каких-то фигур, но они оказались так повреждены, что нельзя было даже определить, литеры это или украшения... Расспросив местного дьячка, я выяснил, что церковь была построена чуть вдали от древнего храма-усыпальницы городецких князей (сначала деревянная, а в 1712 году – из камня). Весьма значительная часть Княжей горы, как называют здесь место древнего детинца, оползла (либо осыпа-лась) в Волгу. Значит, не только в Нижнем была такая беда? Площадка под Княжей горой так и зовётся в Городце – деревня Оползино.
По легендам местных жителей, порой раздвигает гора свои недра, и становятся видны свечи, горящие на могилах князей городецких… Кто знает, сколько древностей было уничтожено этим оползнем? Стало быть, могила князя Андрея канула в лету… – Не грусти, барин, – посочувствовал Прохор. – Смотри. Едем мы мимо большого озера, а оно непростое. Называют его по-разному. И Рязановым болотом – по местному литейному заводу, и Подветельным – это исстари, и озером Святым. – Святое! – Поразился я. – Это почему же? – Легенда есть…. Я с воодушевлением вынул записную книжку и приготовился выслу-шать рассказ моего путеводителя. – Как гласит Китежский летописец, в 1164 году князь Георгий Всеволодович построил около земляного вала церковь во имя почитаемой здесь Феодоровской иконы Божией Матери. А городок наш звался тогда ещё не Городец, а Малый Китеж. По преданию, во время Батыя эта церковь, дабы не быть осквернённой, скрылась под землю, а на месте её образовалось озеро. В Пасхальное время, во дни Вознесения Господня и Святой Троицы, в разлив воды на озере не единожды видели люди луч крестообразный, с особыми сиятельными отражениями. – Прохор, послушай, где же ты всё это узнал? – От стариков! Озеро это примечательное. Против него стоит на валу ветвистая сосна, словно в подобие креста – оттого и зовут её Крестовою. Местные староверы часто моления перед нею проводят. Есть, правда, и суеверный народ, особенно старухи, они почитают это дерево сверх всякой меры, словно обожают. Оттого часто в дупле Крестовой сосны находят вклады: деньги, холст, ладан, свечи, яйца и другие приношения. Ещё люди сказывают, будто в самую полночь первого дня Пасхи, вместе с ударом колокола, из вод Святого озера выходит смиренный старец в иноческом одеянии, опоясанный полотенцем, в белом колпачке и с бурачком в руке. По выходе этот таинственный старец с пением «Христос Воскресе» становится на молитву и совершает её, обращаясь
лицом к Крестовой сосне. По окон-чании он будто забирает из дупла приношения и с ними исчезает в озере. В нём же, как опять гово-рят, в этот праздник слышится гул невнятный, похожий на пение и звон колоколов.
– Интересно! Впервые слышу, чтобы в губернии народ Крестовые сосны почитал. – Причём, барин, сосна-то уже не первая. Говорят, сто лет назад распорядилось начальство сосну эту срубить и сжечь. Тогда народ нашёл другую, тоже наподобие креста… – И как же, Прохор, толкуют это предание местное духовенство? – Конечно, святые отцы все эти легенды отрицают. Самый учёный наш батюшка, из Троицкого собора – Аполлоний Соколовский – пишет, что в древние времена, когда проживал в Городце святитель Симон, епископ Владимирский, в Святом озере близь Крестовой сосны он сам крестил народ (а ведь многие тогда ещё язычниками были). По выходе из воды крещаемых, Симон вручал им крестики нательные, которые они тотчас и надевали. От таинства крещения и стала здешняя сосна зваться Крестовой. Что же до погружения в воды Святого озера церкви (либо даже монастыря с монахами) – эту историю отец Аполлоний считал мнимой и нелепой. Но людей убедить трудно. Всё одно верят. – Да, хорошо, что в памяти народа живёт седая старина. Красивые, овеянные романтикой истории… Я думаю только, сомнительно, чтобы на древнем валу сосны росли, пусть и с внутренней стороны. – Тут, барин, спорить не с кем. Отец Аполлоний в Городце давно не служит – в Казань перевели, в Благовещенский кафедральный собор. Видишь, как начальство его ценило! Образованный священник был. На пути с древнего вала к пристани я спросил своего провожатого: – Прохор, скажи, а нет ли желания в Городце музей организовать? Ведь история здесь на каждом шагу. – Верно думаешь. Наши купцы древность любят, ценят. Особенно старообрядцы. Кое-кто антикварные вещи на ярмарке в Нижнем сбывает, Вверху: «Крестовая сосна на валу». 1930 г. Фото Ф. К. Кабанова.
но более всего известны Пряниш-ников и Овчинников. Они хлебом торгуют, а всё вкладывают в ста-рину. Собирают книги церковные (печатные и даже рукописные), а также иконы, да много чего. Про музей спрашиваешь? Скоро будем отмечать 750 лет Городцу. Ведь Китежский летописец что сооб-щает? В 1164 году князь Георгий Всеволодович град Малый Китеж основал и в нём Фёдоровский монастырь. Стало быть, год 1914-й для Городца – особый. К этому и хотят у нас музей открывать, педагогический – в Старообряд-ческом училище.
– Подожди. Неужели не все ещё согласились, что город другой князь основал – Юрий Долгорукий, и немного ранее, в 1152 году? – Народ у нас в вере очень крепкий, сам знаешь. Китежский летописец – это документ, как не крути. Это даже я понимаю… – Ладно-ладно. Пусть учёные спорят, изучают, а музей Городцу в любом случае необходим, хотя бы и педагогический. Со временем откроете в нём и отдел по истории. Старину надо беречь. Считай, весь город ваш – словно музей. – Знаешь, ли, барин, что у нас ещё один памятник задуман? Когда государю Александру Освободителю ставили бюст на Краю, настоятель монастыря речь сказал. И отметил: достоин наш Городец памятника не только императору, но и его небесному покровителю – Александру Невскому. Ведь в нашем городе этот благоверный князь и скончался. – Да, это было бы замечательно. А я вот о чём думаю, Прохор. Кто знает, быть может, издания наших дней, и тот же «Волгарь», лет через сто историки читать будут, словно летописи... – Ой, барин, смотри: лишнего про меня не пиши! – засмеялся Прохор. – Спасибо тебе за помощь. Много нового от тебе узнал и постараюсь всё самое интересное дать в газету. До встречи, Прохор, и будь здоров.
Вверху: Восточный участок вала. Конец XIX – начало XX в. Фото неизвестного
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|