Понятие, предмет изучения, задача литургики
Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена термин «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство евхаристии, а святая евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении, как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь. Задача литургики состоит в том, чтобы: 1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви; 2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл; 3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.
По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.). В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.). По действующей программе часть курса литургики под названием «церковный устав» изучается в двух первых классах семинарии. Она включает в себя всю общую часть. Кроме того, из частной литургики – круг суточного и седмичного богослужения. В настоящем курсе литургики для 3-го и 4-го классов семинарии изучаются: 1)богослужение годовое (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди); 2)богослужения особенные, совершаемые Церковью по особому случаю или по потребности христиан (таинства, молебны, освящение храма и воды, погребение и поминовение усопших и др.). Двунадесятые праздники. Общее понятие о них Церковные службы годовые, т.е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о домостроительстве Божием, о нашем спасении. Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения делятся на великие, средние и малые. [1] Остановимся на некоторых особенностях великих праздников. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге Å «им же бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» (Типикон, гл. 60, об.).
Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются господскими, или господними, а другие – богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие (или подвижные и неподвижные). Служба непереходящим праздникам совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим. Наглядно это можно проследить в следующей таблице: Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий)
Двунадесятые подвижные господские праздники [4]
В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.
Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: 1. Обрезание Господне (1/14 января) 2. Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля) 3. Святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) 4. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (28 августа/11 сентября) 5. Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября) Другие праздники, чтимые Святой Церковью 1. Преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября/8 октября). 2. Апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября/9 октября). 3. Собор Архистратига Михаила (8/21 ноября). 4. Святителя Николая (9/22 мая и 6/19 декабря). 5. Пророка Илии (20 июля/2 августа). 6. Святого Великомученика Пантелеимона (27 июля/9 августа). 7. Владимирской Божией Матери (26 августа/8 сентября). 8. Казанской Божией Матери (8/21 июля и 22 октября/4 ноября). 9. Святителей Московских (5/18 октября). 10. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля). 11. Преподобного Серафима Саровского (2/15 января и 19 июля/1 августа).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|