Особенности всенощного бдения
На Великой вечерни поется прокимен дня или Великий прокимен. Великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли...» поется на Великой вечерни, т.е. в пятницу вечером, в том случае, если праздник совпадет с субботой. В субботу же вечером (под воскресенье) поется обычный Великий прокимен: «Господь воцарися...». Когда же праздник выпадает на понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то на Великой вечерне под праздник поется прокимен дня, а Великий прокимен поется на вечерни в самый день праздника. Паремии: 1-я – Исход, глава 24 (Моисей получил от Бога скрижали); 2-я – Исход, главы 33-34 (Моисей молит Бога увидеть Его лицем к лицу); 3-я – 3 книга Царств, глава 19 (Илия шел до горы Хорив 40 дней). На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь праздника, глас 7: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (т.е. насколько они могли принять ее, видеть). Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». На утрени по полиелее поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение». После малой ектеньи – седален праздника. Степенна – 1-й антифон, 4 глава. Прокимен: «Фавор и Ермон...», Евангелие от Луки, зачало 45. Псалом 50. «Слава: Всяческая днесь радости исполнишася: Христос преобразися пред ученики», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, – Боже...» и стихира, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе...». Канонов два – святого Космы Маиумского и святого Иоанна Дамаскина. Ирмосы обоих канонов по дважды. Тропари на 12. Катавасия: «Крест начертав...». По 3-й песни – седален. По 6-й песни – кондак «На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние» и икос. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни.
Припев: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа», имеется только один для обоих канонов. Ирмос 9-й песни: «Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (из Твоего чрева) пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем». Указанный припев поется к каждому тропарю 9-й песни. В конце утрени – отпуст праздника: «Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш...». На литургии – антифоны праздника. Входной стих: «Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою». Вместо «Достойно» – Задостойник: «Рождество Твое нетленно явися» с припевом: «Величай, душе моя...» (до отдания праздника). Прокимен, глас 4: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи...». Апостол Петр, зачало 65. Евангелие: Мф., зачало 70. Причастен праздника: «Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки». В попразднство на литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с праздничным припевом в конце: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа». К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды – древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле (сравните 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6/19 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых – колосья и виноград – приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой – «На освящение начаток овощей» (и плодов). Освящение плодов 6/19 августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов. Чин освящения плодов После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник читает молитву на освящение винограда: «Благослови, Господи...»; а если нет винограда, то читается другая молитва: «Владыко, Господи Боже наш» – «о приносящих начатки овощей». После чего – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой.[57] Затем поется: «Буди имя Господне», и бывает отпуст праздника. Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см. Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в день праздника на вечерни бывает вход с кадилом и, как выше сказано, поется Великий прокимен. Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября) История праздника Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде. Император Константин Великий, по чувству благоговения к Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина – Елена отправилась в 326 году в Иерусалим.
По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения их. По преданию, записанному у Григория Турского, местонахождение Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей, по имени Иуда (впоследствии принявший христианство). Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина). В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование святому Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвигал») святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был установлен в год обретения святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господа праздновали на второй день Пасхи. В 335 году, когда совершено было освещение храма Воскресения Христова (13/26 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14/27 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших из всех концов Римской империи, то это событие послужило поводом к распространению празднования в этот день Воздвижения во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание – о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.
В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня, после победы над персами и заключения мира, было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он был похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и о возвращении его из плена. О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода в том виде, каким он был обретен при святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения Христова и принадлежит грекам (см. прот. Г. Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Церкви, т. 1, с. 96-97).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|