Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпразднство и попразднство





Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых.

Он имеет один день предпразднства, 13/26 сентября, и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/3 октября.

Предшествующие празднику Воздвижения суббота и Воскесенье называют субботой и Неделей пред Воздвижением.

В субботу перед Воздвижением прокимен: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте». Стих: «Все языцы восплещите руками...». Апостол (Коринфянам, зачало 126). Евангелие (Мф., зачало 39), а затем рядовое.[58]

В Неделю перед Воздвижением прокимен: «Спаси, Господи, люди Твоя...», Апостол (Галатам, зачало 215); Евангелие (Иоанн, зачало 9), а затем рядовое.[59]

Суббота же и неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и неделей по Воздвижении. В субботу по Воздвижении на литургии прокимен праздника. Апостол читать особый (Коринфянам, зачало 125) и Евангелие (Иоанна, зачало 30); в Неделю по Воздвижении прокимен праздника «Спаси Господи люди Твоя...», Апостол (Галатам, зачало 203) и Евангелие (Марка, зачало 37), а также петь прокимны и Аллилуарии.[60]

Особенности богослужения праздника

Перед началом малой вечерни или перед началом всенощного бдения, если не служится малая вечерня, иерей износит Честный Крест из сосудохранилища, полагает его на жертвеннике и украшает венком из живых цветов. После отпуста малой вечерни (если она служится) или перед началом всенощной иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику.

Диакон, взяв благословение на кадило, и кадя Честный Крест произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей – «Благословен Бог...». Диакон читает (тихо): Трисвятое по «Отче наш...».

Затем служащие поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава, и ныне: Вознесыйся на крест волею...».

Во время пения иерей поднимает на главу Крест и в сопровождении двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честный Крест на престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет справа от Дарохранительницы (как на литургии). Перед престолом ставится зажженная свеча.



Всенощное бдение (вся служба по Минее)

На Великой вечерни: После мирной ектеньи «Блажен муж» поется только тогда, когда праздник выпадает на воскресенье или понедельник, если же праздник приходит на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то «Блажен муж» не поется (это же относится и к остальным господским праздникам).

После входа – прокимен дня. Подобно празднику Преображения и другим двунадесятым господским праздникам, на Великой вечерни поется Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли...» только в том случае, если праздник выпадает на субботу, а в субботу вечером – Великий прокимен: «Господь воцарися...».

Если праздник выпадает на другие дни, то на Великой вечерни – прокимен дня, а Великий прокимен поется вечером в самый праздник. Паремии три:

1 – Исход, главы 15-16 повествует о горькой воде и ропоте людей;

2 – Притчей, глава 3 – о Божием наказании и вразумлении;

3 – Пророка Исаии глава 60. Если все люди будут служить Богу, то спасутся.

На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь (глас 1): «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

На утрени: полиелей совершается в алтаре. После полиелея – величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия (т.е. от рабства врагу – диаволу)».

Прокимен: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Стих: «Воспойте Господеви...». Евангелие – от Иоанна, зачало 42 (тропари «Ангельский Собор», даже если праздник выпадает на воскресенье, не поются. Евангелие читается в алтаре и на середину церкви не выносится).

После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (в какой бы день праздник ни случился) и читается 50-й псалом.

Царские врата закрываются.

«Слава: Молитвами апостолов...»,

«И ныне: Молитвами Богородицы...».

Стих: «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника: «Крест Христов...».

Канон – святого Космы Маиумского. Ирмосы по дважды. Тропари на 13. По 3-й песни – седален, «Слава, и ныне» – той-же. По 6-й песни – кондак и икос. Катавасия и ирмосы канона – «Крест начертав...». Припев к канону: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, а припев и ирмос песни.

Припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень».

Ирмос 9-й песни: «Тайн еси, Богородице, рай (Ты – таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо. Тем (поэтому) ныне (кресту) возносиму, покланяющеся ему Тя величаем».

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона; а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: «Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение».

Вынос креста

Во время великого славословия священник в полном облачении совершает с диаконом каждение (триады) вокруг святого престола, на котором лежит святой Крест.

По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже...» поднимает Крест на главу. В это время царские врата бывают открытыми. Через горнее место он выходит из алтаря северными дверями с, идущим впереди его, диаконом (с кадилом против солнца).

Обойдя с Крестом внутреннюю часть храма, священник подходит к царским вратам и произносит возглас: «Премудрость, прости». Хор поет (трижды): «Спаси, Господи, люди Твоя...».

Крест обычно выносится на середину храма и полагается на уготованном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого поет (если не совершается чин Воздвижения): «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» (трижды), творя земной поклон после каждого пения тропаря.

То же поет и хор.

После этого, при пении стихир праздника, молящимися совершается поклонение Кресту и целование его.

Затем диакон произносит сугубую ектенью: «Помилуй нас, Боже...» и далее все совершается по обычаю.

Чин Воздвижения Креста

Этот чин совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея.

После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения, настоятель совершает три земных поклона перед святым Крестом. Затем, взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели месте (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение.

Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает:

«Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси».

Хор поет: «Господи, помилуй (100 раз).

Вначале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины «сотницы» медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, «на пядь до земли». По мере опускания Креста звучание хора понижается, стихает. При пении второй половины «сотницы» настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью хор переходит на более высокие и сильные звуки и заканчивает громким и торжественным «Господи, помилуй!». При пении «Господи, помилуй» в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток. При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа.

После этого настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону, и стоя перед Крестом, возглашает:

«Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Алексия II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси».

Хор – «Господи, помилуй» (100 раз).

Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое.

Третье воздвижение – лицом на юг. Диакон возглашает:

«Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея. Рцем вси».

Хор – «Господи, помилуй» (100 раз).

Четвертое воздвижение – лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Пятое воздвижение – опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им рцем вси».

После пятого воздвижения Креста Господня поется «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу».

При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется «Кресту Твоему...» (трижды с земными поклонами), стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину.

Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектенья опускается и произносится сразу просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу». Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту, произносятся обе ектеньи – сугубая и просительная.

На литургии – антифоны праздника.

Входной стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть».

Сразу после входного стиха – тропарь и кондак праздника.

Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» (поется только в день праздника).

Прокимен, глас 7: «Возносите Господа Бога...».

Апостол (Коринфянам, зачало 125), Евангелие от Иоанна, зачало 60.

Задостойник: припев: «Величай, душе моя, пречестный Крест Господень» и ирмос: «Таин еси, Богородице, рай...».

Причастен: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».

Праздник Воздвижения – единственный Господский праздник, который не имеет в Служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания празднуемых святых Минеи. В практике начало принято произносить как в отпусте воскресного дня: «Воскресый из мертвых Христос…», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию воскресения Христова (пение тропаря: «Воскресение Христово видевше...» на утрени и др.).

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см.: Типикон, последование 14 сентября и глава 33).

В попразднство на литургии после входа поется: «Приидите, поклонимся...» с праздничным окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся поющия Ти: Аллилуиа».

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест и алтарь, полагая его на святом престоле (см.: Типикон, последование 2 августа).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.