Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией святителя Иоанна Златоуста
Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то царские часы в таком случае переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает. В сочельник в обычное время совершаются часы и литургия святителя Иоанна Златоуста. После обычного литургийного отпуста («Христос истинный Бог наш...») затворяются царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинается Великая вечерня. В Типиконе указывается, что следует петь псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа», затем «Блажен муж»[40] (см. Типикон под 6 января). Но на практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, положено обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный», Трисвятое и т.д. После входа с Евангелием – «Свете тихий», прокимен дня и паремии, после которых – малая ектенья и возглас: «Яко свят еси Боже наш» (см. Никольский, стр. 545). Трисвятое не поется, но сразу прокимен: «Господь рече ко мне». Затем следует чтение Апостола (Гал., зачало 207) и Евангелие (Мф., зачало 53), ектеньий: «Рцем вси»; «Сподоби, Господи» и ектеньи «Исполним вечернюю молитву», после возгласа сразу – «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь». «Утверди, Боже...». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе...» и отпуст обычный. После вечерни – прославление. Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник Если нет литургии, то после чтения паремий, малой ектиньи и возгласа – хор: «Аминь» («Святый Боже» не поется), а диакон – Вонмем. Прокимен: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты...». Следует чтение Апостола (Гал., зачало 207) и Евангелия (Мф., зачало 53).[41] Затем ектенья: «Рцем вси», «Сподоби, Господи...» и ектенья: «Исполним вечернюю»; Возглас «Премудрость» и прочее по обычаю и отпуст обычный.
Если есть литургия, хор: «Аминь, Святый Боже» и прочее последование литургии святителя Василия Великого. На литургии читаются Апостол (Евр., зачало 303) и Евангелие от Луки, зачало 5. Чин «Славления» Христа в навечерие Рождества Христова После отпуста вечерни или литургии, на середину храма выносится свеча. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» – громко и торжественно – тропарь и кондак праздника. После чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. На этом кончается богослужение навечерия праздника. Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й) «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе!». Кондак праздника (глас 3-й) «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог». Всенощное бдение Всенощное бдение состоит из Великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом. Великое повечерие Великое повечерие состоит из трех частей. Каждая часть его заключается молитвой. Разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: «Приидите, поклонимся...». Первая часть Великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается Шестопсалмием и на которой поется «Бог Господь» с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что Великое повечерие возникло на основе Шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава. Тропарь по-русски: «Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом знания (богопознания), ибо во время его (т.е. рождения) служащие звездам (звездочеты) были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе».
К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово «Востаните» не произносит, но сразу возглашает: «Благослови, владыко» и возвращается в алтарь. Священник: «Благословен Бог наш...» и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает Великое повечерие: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный» и прочее обычное начало. Представим для наглядности краткую схему Великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение). I-часть После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3). «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог...» (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: «Отец будущаго века». Хор: припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха заключает пением: «С нами Бог». Чтец: «День прешед...», «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите...» и т.д. Затем – Трисвятое по «Отче наш». Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй (40). «Честнейшую...» и читает заключительную молитву святителя Василия Великого: «Господи, Господи...». Часть Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 50-й, 101-й, молитва Маноссии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и читает заключительную молитву: «Владыко, Боже Отче Вседержителю».
Я часть Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие. После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание Великого повечерия здесь опускается. После литии – утреня, как на обычной праздничной всенощной. Утреня После возгласа «Благословение Господне на вас» – Шестопсалмие. По полиелее – величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...». Прокимен глас 4 «Из чрева прежде денницы родих Тя...». Евангелие (Мф., зачало 2). По 50-м псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы». «И ныне» – то же, но конец: «Христос родися в Вифлееме...». Стих: «Помилуй мя, Боже...». И стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем...». Канонов два – святого Космы Маиумского и святого Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды. По 3-й песни поется ипакои: «Начаток языков», по 6-й – кондак и икос. Вместо «Честнейшую...» – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное...». К каждому тропарю первого канона поются свои припевы. Ко второму канону – свой припев: «Днесь Дева раждает Владыку...». Катавасия на 9-й песни – ирмос второго канона: «Любите убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». В русском переводе – М. Скабаллановича: «Удобное нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие». Этот ирмос «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: «Посетил ны есть свыше...» (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш...» и прочее до конца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|