Общий порядок великопостных церковных служб и их особенности
В дни Четыредесятницы совершаются следующиее основные виды служб: 1. Великое повечерие. 2. Утреня. 3. Часы с чином изобразительных. 4. Вечерня. 5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургия святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого. Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга[88] и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста). Великопостные часы совершаются: 1) в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого поста; 2) в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста (кроме субботы), а именно: 1) в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю недели включительно) Великого поста; 2) в четверг 5-й седмицы (чтение Великого канона), за исключением случая, когда на этот день приходится Благовещение (тогда литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник – день чтения Великого канона); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмиц (кроме совпадения их с Благовещением); 4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля/11 марта – Обретение главы святого Иоанна Крестителя, 9/22 марта – 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста (если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу).[89] Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю Ваий и в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскресных дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни совершается литургия святителя Василия Великого.
Литургия святителя Василия Великого совершается в святую Четыредесятницу пять раз – в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу: в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если в эти дни выпадает Благовещение). Последование Великого Повечерия Я часть Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» по «Отче наш...», «Господи; помилуй» (12), «Приидите, поклонимся...» псалом 4-й, 6-й, 12-й, 24-й, 30-й и 90-й.[90] «Слава, и ныне, Аллилуиа (3). Господи, помилуй (3). Хор: «С нами Бог, разумейте языцы...» (громко и со сладкопением) со стихами и припевом: «Яко с нами Бог». Чтец читает тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи...», «Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко...», «И ныне: День прешед, славословлю Тя, Святый...», «Верую...». Священник (перед царскими вратами) возглашает: «Пресвятая Владычице Богородице...», «Вся небесная сила святых Ангел и Архангел...» и прочие тропари (с поклонами). Хор повторяет (эти тропари помещены в Великом повечерии наряду[91]). Чтец: Трисвятое по «Отче наш» и тропари: в понедельник и среду вечера – «Просвети очи мои...» и пр., во вторник и четверг – «Невидимых враг моих» и проч. Субботнее Великое повечерие в пятницу вечером имеет особые тропари.[92] После тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...», и читается молитва святителя Василия Великого: «Господи, избавлей нас...» Я часть Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 50-й, 101-й и молитву Маноссии, затем Трисвятое по «Отче наш...». Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...», «Слава: Господи, помилуй нас...», «И ныне: Милосердия двери отверзи нам...».[93]
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую». И молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...». З-часть Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 69-й и 142-й, затем вседневное славословие и каноны Богородицы и святого Минеи (если нет канона святого Андрея Критского).[94] После канона поется «Достойно есть...», а затем, по Трисвятом и «Отче наш...», – «Господи сил, с нами буди...» со стихами.[95] Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...». После возгласа; «Боже, ущедри ны...» священник произносит молитву святого Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами – 4 земными и 12 малыми). Далее чтец – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12) и молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...». «Преславная Приснодево; Упование мое Отец...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне; Господи, помилуй (3). Благослови». Священник (стоя) читает молитву: «Владыко Многомилостиве...»[96]. В это время все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова: «Благословите, отцы святыми...», после чего делает земной поклон[97] и, поворачиваясь лицом к алтарю, произносит ектенью: «Помолимся о великом господине и Отце нашем...» и в конце: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (3). Священник: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». Примечание: На Великом повечерии в пятницу Великого поста молитва святого Ефрема Сирина (с поклонами) опускается, а также конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12). Окончание Великого повечерия в таких случаях после канонов будет следующее: «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш...», кондак, «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время», «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче». «Молитвами святых отец...»; но если святой полиелейный, то будет 3 великих поклона.[98] После поклонов – Трисвятое по «Отче наш» и 12 раз «Господи, помилуй» опускается, но сразу читается «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...», «Слава Тебе, Христе Боже...», Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови». Отпуст малый: «Христос истинный Бог наш...». «Аминь». Обычное прошение и ектенья: «Помолимся о великом Господине и Отце нашем...» и т.д. В конце: «Молитвами святых отец...». «Аминь» (см.: Розанов. Цит. соч., с. 543-544).
Великопостная утреня 1. Начало утрени – до шестопсалмия включительно – такое же, как и вседневной утрени. 2. Вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к первому тропарю бывают особые окончания в зависимости от дня недели, например: в понедельник – «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас»; во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас» и т.д. (напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, глава 58, Октоихе и Следованной Псалтыри, в последовании утрени). 3. Стихословятся три кафизмы. Ектеньи пред седальнами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 3-й кафизмы седальна читается 50-й псалом. 4. После 50-го псалма – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» и после возгласа «Милостию и щедротами...» – каноны. Каноны поются в соединения с библейскими песнями, начиная со стиха «Господеви поем...». Порядок стихословия изложен в Ирмологии, в разделе под загласием: «Во святую и Великую Четыредесятницу стихословятся песни сице». Канонов полагается три: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди (творение Иосифа и Феодора Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель (воскресений). Трипеснцы содержат следующие песни: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю, во вторник – 2-ю, 8-ю и 9-го, в среду – 3-ю, 8-ю и 9-ю, в четверг – 4-ю, 8-ю и 9-ю, в пятницу – 5-ю, 8-ю и 9-ю, в субботу – 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю (четверопеснец). Канон следует петь по Уставу, чтобы молящиеся могли слышать характерные особенности исполнения канона в посту. Канон святого положено петь на 6 (ирмос, 4 тропаря и Богородичен) в тех песнях, в которых есть трипеснец, в других песнях – на 5 (ирмос в начале или в конце песни, 3 тропаря и Богородичен). Если выпадает два святых, то оба канона поются на 6 путем соединения двух тропарей этих канонов в один, опускается лишь Богородичен первого канона.
Первый трипеснец поется на 4. Второй трипеснец во все дни седмицы имеет 5 тропарей, но в понедельник – 6 тропарей. Порядок пения канона Песнь 1-я. По Следованной Псалтири или Ирмологию поются или читаются стихи от «Господеви поем...» до «Огустеша...» включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи[99]. Отсюда к стихам прибавляются тропари Минеи на 6. После ирмоса Минеи хор поет стих: «Рече враг...». Чтец – тропарь канона. Стих: «Послал еси...», и тропарь. Стих: «Кто подобен Тебе...», и тропарь. Стих: «Простерл еси...», и тропарь. Стих: «Утешил еси...», и Богородичен канона. Со стиха: «Тогда потщашася...» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди. Со стиха: «Господь, царствуяй веки и на век» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Хор: «И наведе на ня...». Чтец: «Приспе ныне...». Хор вышним гласом: «Слава». Чтец: «Единице простая...». Хор: «И ныне». Чтец: «Божию Святую гору воспоим...». Хор: «Слава Тебе, боже наш...». Чтец: «Колеснице огненная...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Брашно Адам яде...», и поется на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди: «Грядите людие...». 2-я песнь в понедельник не стихословится. Песнь 3-я начинается пением библейских стихов, которые обозначены в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это относится ко всем песням канона, где нет трипеснцев). Хор поет стих: «Господь взыде на небеса...». Чтец – тропарь канона Минеи. Хор: «И даст крепость...». Чтец – второй тропарь. Хор: «Слава». Чтец: тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор: – ирмос третьей песни Минеи.[100] По третьей песни – малая ектенья, возглас: «Яко Ты еси Бог наш...» и седален. 4-я и 5-я песни, поются так. Сначала хор поет ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой, сила моя...» (т.е. с цифры 4). Чтец – тропарь Минеи. Хор: «И на высокая возводит мя...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор поет ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии...». Чтец – тропарь. Хор: «Роса бо, яже о Тебе...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Песнь 6-я стихословится так же, как и 3-я. Хор поет стих 6-й песни: «Хранящий суетная...» (т.е. от цифры 4). Чтец – тропарь 6-й песни Минеи. Хор: «Аз же со гласом хваления...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор поет на катавасию ирмос 6-й песни. По 6-й песни – малая ектенья, возглас: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших...» и кондак. Песнь седьмая. Хор поет ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы Царствия всего». Чтец, – тропарь. Хор: «Благословен еси на тверди небесной...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава. Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь.
Хор переходит к 8-й песни. Она исполняется, как и 1-я. Сначала поются стихи 8-й песни до условной цифры 14 (включительно), обозначенной в Ирмологии: «Благословите, огнь и вар...». Хор поет ирмос 8-й песни Минеи и стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец – тропарь Минеи. Хор – следующий стих и т.д. Со стиха: «Благословите, вся птицы небесныя...» (т.е. с цифры 8) чтец читает тропари первого трипеснца, а со стиха: «Благословите, Анания, Азария...» – тропари второго трипеснца. После: «Хвалим, благословим...» хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца Триоди: «Древле оросившаго...» На 9-й песни священнослужитель совершает обычное каждение и пред образом Богоматери возглашает: «Богородицу и Матерь Света...». Хор поет: «Честнейшую...» постовым распевом, затем ирмос 9-й песни Миней[101] и стих: «Благословен Господь Бог Израилев....». Чтец – тропарь. Хор: «И воздвиже рог спасения нам...» Чтец – тропарь. Хор: «Спасение от враг наших...». Чтец – тропарь. Хор: «Сотворити милость...». Чтец – тропарь. Хор: «Клятву, еюже клятся ко Аврааму...» Чтец – тропарь Триоди и т.д. В конце хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает последний тропарь: «День един убо... «Хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца: «Преестественно плотию...» и затем – «Достойно есть...». Поклон. Малая ектенья и возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя...».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|