Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
Глава IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного физического и психического развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Что характерно для детей первых лет жизни? В чем выражается их психическое развитие?
Период новорожденности
Рождение ребенка представляет собой решающий скачок в его развитии. В течение нескольких секунд в организме происходят глубокие и резкие изменения. До этого момента плод получал кислород через плаценту, легкие его бездействовали. Теперь ребенок оказывается в новой воздушной среде и ему приходится изменить тип своего дыхания. Из условий относительно постоянной температуры в организме матери (37 °С) новорожденный попадает в среду со сниженной температурой. Меняется и тип питания. От вегетативного растительного существования в относительно постоянной среде организма матери он вдруг переходит в совершенно новые условия, в новый для него мир, в котором ему предстоит стать личностью. Беспомощным существом появляется на свет человеческое дитя. Что же ему помогает приспособиться к новой, такой сложной среде? На самом первом этапе его жизни — наследственно закрепленные врожденные рефлексы. В ответную реакцию на раздражители в этот критический период развития включается практически весь организм, что связано с широкой иррадиацией возбуждения в центральной нервной системе. Сразу после рождения вступают в действие рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма — дыхания, кровообращения, пищеварения, удовлетворяющие потребности в кислороде, тепле, пище (так называемые органические потребности). У новорожденных детей выражен сосательный рефлекс в ответ на прикосновение к коже, губам, щекам, языку. В первые дни жизни проявляются и защитные рефлексы. Так, сильное раздражение кожи ребенка непременно вызывает отдергивание. Из защитных рефлексов отчетливо проявляются также мигательный рефлекс, зрачковый. Включаются природные механизмы терморегуляции.
Проявляются у новорожденного и некоторые атавистические рефлексы, доставшиеся ему от далеких предков и угасающие в течение трех месяцев жизни. Ребенок может повиснуть, сжав кулачок, и висеть на одной руке продолжительное время без видимого утомления. Это так называемый рефлекс Робинсона (по имени английского исследователя), или «обезьяний» рефлекс. Такова и природа рефлекса ползания или отталкивания (он ничего общего не имеет с образованием настоящего ползания), рефлекс плавания (новорожденный буквально с первых минут жизни свободно передвигается в воде). У новорожденного во время сосания молока все его другие движения задерживаются, затормаживаются — возникает «пищевое сосредоточение». В первые же дни ребенка можно отметить и «вестибулярное сосредоточение», связанное с раздражением вестибулярного аппарата (от покачивания он затихает, перестает кричать). Однако относительно небольшого набора наследственных механизмов явно недостаточно, чтобы приспособиться к новой среде. Выживание ребенка, его адаптация к окружающему миру невозможны без взрослого, без его взаимодействия с новорожденным. Взрослый человек активно способствует развитию ребенка, формированию новообразований в его психике. Сотрудниками И. П. Павлова и В. М. Бехтерева — Н. М. Щеловановым, Н. И. Красногорским, Н. Л. Фигуриным были заложены основы объективного изучения психического и физиологического развития младенцев. Важную роль в изучении психики детей первого этапа жизни сыграли исследования А. В. Запорожца, М. И. Лисиной.
В современной мировой науке накоплен богатый материал о развитии детей в самые первые дни и месяцы их жизни. Выявлены большие потенциальные возможности новорожденных, способность буквально с первых дней различать внешние воздействия и приспосабливаться к ним, т. е. начатки обучения. Так, например, советские ученые А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова установили, что ребенок вскоре после рождения способен воспринимать тембр, громкость и высоту звуков, различает звучание рожка, колокольчика и гудка. Исследователь А. Лодж, регистрируя электрические потенциалы, возникающие в сетчатке глаза и мозгу при вспышках оранжевого и белого цветов» установил, что дети в возрасте от 13 до 28 часов различно реагируют на разные цвета. Л. Липситт на основе пищевых реакций (поворота головы, открывания рта, сосательных движений) у младенцев 4-дневного возраста не только вырабатывал положительные условные рефлексы, но и их дифференцировку. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование у него условных рефлексов на время кормления, выражающееся в самостоятельном пробуждении и повышении двигательной активности. К концу второй недели появляется условный рефлекс на положение ребенка для кормления. Важным для новорожденного является развитие его зрительного и слухового анализаторов. Как показывает, например, исследование А. М. Фонарева (1969), только после 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Способность фиксировать взгляд на предмете, сосредотачиваться на нем появляется к концу первого — началу второго месяца жизни. Фиксация взора на предмете длится 1—2 мин. Одновременно формируется и конвергенция — способность сводить на предмете оси обоих глаз. Самую большую радость родителям приносит улыбка ребенка. Эта улыбка возникает на появление матери и звук ее голоса в конце первого месяца жизни. Скрупулезные наблюдения процесса взаимодействия взрослого и ребенка, проведенные под руководством М. И. Лисиной, выявили, что возникновению первых улыбок ребенка способствует ласковое выражение лица взрослого, и лишь через неделю-полторы младенец начинает улыбаться, еще не увидев взрослого, а лишь почувствовав его приближение.
В чем же основная функция улыбки? Исследования последних лет дают основание считать, что она не просто выражает удовольствие, а служит инструментом для налаживания взаимодействия ребенка с окружающими людьми. С ее помощью, по мнению М. И. Лисиной, ребенок дает знать о себе, о своих приятных ощущениях близкому взрослому, ухаживающему за ним. Это первый социальный «жест». Возникновение улыбки — важное новообразование первого месяца жизни, оно знаменует конец периода новорожденности и переход к младенчеству. Итак, на первом месяце жизни у родившегося крайне беспомощным ребенка происходит ряд существенных изменений, среди них — возникновение сосредоточения, появление на базе безусловных ряда условных рефлексов. Ребенок практически открывает факт существования возле себя других людей. У него появляется улыбка, свидетельствующая о завершении подготовки его к общению с окружающими взрослыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|