Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте




Глава IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Первые годы жизни ребенка являются периодом наи­более интенсивного физического и психического развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Что характерно для детей первых лет жизни? В чем выражается их психическое развитие?

 

Период новорожденности

 

Рождение ребенка представляет собой решающий ска­чок в его развитии. В течение нескольких секунд в организ­ме происходят глубокие и резкие изменения. До этого мо­мента плод получал кислород через плаценту, легкие его бездействовали. Теперь ребенок оказывается в новой воз­душной среде и ему приходится изменить тип своего дыха­ния. Из условий относительно постоянной температуры в организме матери (37 °С) новорожденный попадает в среду со сниженной температурой. Меняется и тип пита­ния. От вегетативного растительного существования в от­носительно постоянной среде организма матери он вдруг переходит в совершенно новые условия, в новый для него мир, в котором ему предстоит стать личностью.

Беспомощным существом появляется на свет челове­ческое дитя. Что же ему помогает приспособиться к новой, такой сложной среде? На самом первом этапе его жизни — наследственно закрепленные врожденные рефлексы. В от­ветную реакцию на раздражители в этот критический пе­риод развития включается практически весь организм, что связано с широкой иррадиацией возбуждения в централь­ной нервной системе. Сразу после рождения вступают в действие рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма — дыхания, кровообращения, пищева­рения, удовлетворяющие потребности в кислороде, тепле, пище (так называемые органические потребности). У но­ворожденных детей выражен сосательный рефлекс в от­вет на прикосновение к коже, губам, щекам, языку. В пер­вые дни жизни проявляются и защитные рефлексы. Так, сильное раздражение кожи ребенка непременно вызывает отдергивание. Из защитных рефлексов отчетливо прояв­ляются также мигательный рефлекс, зрачковый. Включа­ются природные механизмы терморегуляции.

Проявляются у новорожденного и некоторые атавис­тические рефлексы, доставшиеся ему от далеких предков и угасающие в течение трех месяцев жизни. Ребенок может повиснуть, сжав кулачок, и висеть на одной руке продол­жительное время без видимого утомления. Это так называ­емый рефлекс Робинсона (по имени английского исследо­вателя), или «обезьяний» рефлекс. Такова и природа реф­лекса ползания или отталкивания (он ничего общего не имеет с образованием настоящего ползания), рефлекс пла­вания (новорожденный буквально с первых минут жизни свободно передвигается в воде).

У новорожденного во время сосания молока все его другие движения задерживаются, затормаживаются — возникает «пищевое сосредоточение». В первые же дни ре­бенка можно отметить и «вестибулярное сосредоточение», связанное с раздражением вестибулярного аппарата (от покачивания он затихает, перестает кричать).

Однако относительно небольшого набора наследствен­ных механизмов явно недостаточно, чтобы приспособиться к новой среде. Выживание ребенка, его адаптация к окру­жающему миру невозможны без взрослого, без его вза­имодействия с новорожденным. Взрослый человек актив­но способствует развитию ребенка, формированию новообразований в его психике.

Сотрудниками И. П. Павлова и В. М. Бехтерева — Н. М. Щеловановым, Н. И. Красногорским, Н. Л. Фигуриным были заложены основы объективного изучения психического и физиологического развития младенцев. Важную роль в изучении психики детей первого этапа жиз­ни сыграли исследования А. В. Запорожца, М. И. Лисиной.

В современной мировой науке накоплен богатый мате­риал о развитии детей в самые первые дни и месяцы их жизни. Выявлены большие потенциальные возможности новорожденных, способность буквально с первых дней различать внешние воздействия и приспосабливаться к ним, т. е. начатки обучения. Так, например, советские уче­ные А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова установили, что ребенок вскоре после рождения способен воспринимать тембр, громкость и высоту звуков, различает звучание рожка, ко­локольчика и гудка. Исследователь А. Лодж, регистри­руя электрические потенциалы, возникающие в сетчатке глаза и мозгу при вспышках оранжевого и белого цветов» установил, что дети в возрасте от 13 до 28 часов различно реагируют на разные цвета. Л. Липситт на основе пищевых реакций (поворота головы, открывания рта, сосательных движений) у младенцев 4-дневного возраста не только вы­рабатывал положительные условные рефлексы, но и их дифференцировку. Уже в первые дни жизни ребенка мож­но отметить образование у него условных рефлексов на время кормления, выражающееся в самостоятельном про­буждении и повышении двигательной активности. К кон­цу второй недели появляется условный рефлекс на поло­жение ребенка для кормления.

Важным для новорожденного является развитие его зрительного и слухового анализаторов. Как показывает, например, исследование А. М. Фонарева (1969), только после 6 дней жизни ребенок начинает следить за движу­щимися предметами. Способность фиксировать взгляд на предмете, сосредотачиваться на нем появляется к кон­цу первого — началу второго месяца жизни. Фиксация взора на предмете длится 1—2 мин. Одновременно фор­мируется и конвергенция — способность сводить на пред­мете оси обоих глаз.

Самую большую радость родителям приносит улыбка ребенка. Эта улыбка возникает на появление матери и звук ее голоса в конце первого месяца жизни. Скрупулезные наблюдения процесса взаимодействия взрослого и ре­бенка, проведенные под руководством М. И. Лисиной, выявили, что возникновению первых улыбок ребенка спо­собствует ласковое выражение лица взрослого, и лишь через неделю-полторы младенец начинает улыбаться, еще не увидев взрослого, а лишь почувствовав его прибли­жение.

В чем же основная функция улыбки? Исследования последних лет дают основание считать, что она не просто выражает удовольствие, а служит инструментом для на­лаживания взаимодействия ребенка с окружающими людьми. С ее помощью, по мнению М. И. Лисиной, ре­бенок дает знать о себе, о своих приятных ощущениях близкому взрослому, ухаживающему за ним. Это первый социальный «жест».

Возникновение улыбки — важное новообразование первого месяца жизни, оно знаменует конец периода новорожденности и переход к младенчеству.

Итак, на первом месяце жизни у родившегося крайне беспомощным ребенка происходит ряд существенных изме­нений, среди них — возникновение сосредоточения, появ­ление на базе безусловных ряда условных рефлексов. Ре­бенок практически открывает факт существования возле себя других людей. У него появляется улыбка, свиде­тельствующая о завершении подготовки его к общению с окружающими взрослыми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...