Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие внимания у детей раннего возраста




 

Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от внима­ния ребенка, поскольку внимание является неспецифи­ческой основой любого успешно протекающего психическо­го процесса. Оно всегда включено в деятельность, являет­ся важнейшим условием ее продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами — по­знавательными, эмоциональными, волевыми.

В советской психологической литературе наиболее рас­пространено определение внимания, которое дал профессор Н. Ф.Добрынин: «Внимание — это направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую и ситуатив­ную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интел­лектуальной или двигательной активности»[111].

Характерными особенностями внимания детей до­школьного возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и силь­ными раздражителями; с возрастом увеличивается роль слова в организации и поддержании его.

Первые проявления внимания можно заметить в самые ранние периоды жизни новорожденного. Так, например, раздражители, связанные с питанием, в первую очередь вызывают ориентировочные реакции ребенка и изменяют характер его поведения. Однако вначале внимание носит непроизвольный, неволевой характер.

Наиболее ранние проявления зрительного и слухово­го сосредоточения были зафиксированы в середине пер­вого месяца жизни ребенка. Слуховое сосредоточение проявляется на второй—третьей неделе после рождения. Оно выражается в том, что при звуке звонка или другого раздражителя малыш замолкает, прекращаются его дви­жения. Молчит он до тех пор, пока не умолкает сигнал раздражителя. На третьей—четвертой неделе заметно сосредоточение ребенка на голосе взрослого человека, который разговаривает с ним: малыш замолкает, движе­ния прекращаются.

Примерно в то же время появляется и зрительное со­средоточение. Так же, как и слуховое, оно выражается в задержке движений ребенка в момент сосредоточения, в фиксировании глаз на предмете.

Таким образом, в ответ на зрительные или слуховые сигналы возникает кратковременная задержка импуль­сивных движений, т. е. происходит зрительное или слухо­вое сосредоточение, которое является важным моментом бодрствования ребенка на первом месяце его жизни. По­явление сосредоточений придает бодрствованию более активный характер.

Начиная со второго месяца заметно увеличивается время сосредоточения малыша на ярких игрушках. При­чем длительность этого акта увеличивается, если игрушка звучащая или ее показ сопровождается речью человека.

Ребенок трех месяцев более продолжительное время будет слушать звук погремушки, если он видит ее. Услы­шав речь взрослого, ребенок поворачивает голову в сто­рону говорящего и слушает произносимые им звуки доль­ше, если он видит этого человека.

Характерной особенностью проявления ранних форм внимания на втором и третьем месяцах жизни является то, что его привлекает взрослый человек. Общаясь с ребенком, взрослый вызывает у него ответную реакцию в виде комплекса оживления.

А. В. Ярмоленко изучала сравнительную привлека­тельность различных предметов и человека для младен­цев первого года жизни.

Оказалось, что время сосредоточения внимания ребен­ка по отношению к движущимся объектам в 3—4 раза больше, чем к неподвижным, и в 4—5 раз больше к чело­веку, чем к другим объектам.

Таким образом, к концу первого полугодия ребенок настолько дифференцирует свое восприятие, что для него становится возможным выделение из окружающей среды человека, его движений и производимых им звуков, это находит свое отражение в значительном увеличении вре­мени сосредоточения на нем. На протяжении всего первого года, а также в более поздние периоды жизни ребенка взрослый является наиболее сильнодействующим раздра­жителем, способным вызвать и поддержать внимание ре­бенка.

С пятого-шестого месяца жизни объектом внимания у младенца все чаще становится предмет, которым он ма­нипулирует. Научившись манипулировать предметом, раз­бирать и складывать его определенным образом, ребенок получает возможность самостоятельно изменять его внеш­ний вид. Такая возможность вызывает значительную ак­тивность детей, которая является важнейшим условием поддержания и развития их внимания.

Нельзя забывать, что к 6 месяцам возрастает рас­стояние до объекта, на котором ребенок фиксирует свой взгляд, а также длительность сосредоточения на этом объекте.

Важным показателем психического развития ребенка является тот факт, что к концу первого года он может дей­ствовать с несколькими предметами. Может стучать од­ной погремушкой о другую, вкладывать маленькую короб­ку в большую. Это говорит о появлении распределения внимания и об увеличении его объема. В этот период воспитатель должен привлекать внимание малыша к деятель­ности с 2—3 предметами. Но сначала нужно показать ребенку эти действия, сделать их разнообразными и посте­пенно довести общее количество предметов до 3—4, что позволит развивать устойчивость, распределение и объем внимания ребенка.

Большое значение для развития внимания ребенка имеет овладение им ходьбой, поскольку увеличивается количество объектов, попадающих в сферу его деятель­ности. Теперь ребенок сам может разбирать и собирать пирамидку, перевозить ее в игрушечном автомобиле. Дли­тельность такого сосредоточения достигает 10 минут.

Развитие речи, появление потребности в общении с дру­гими людьми, возникновение интереса к их действиям, речи приводят к тому, что ребенок начинает обращать внимание на более широкий круг явлений окружающей дей­ствительности. Если на первом году жизни внимание ре­бенка привлекается кем-то или чем-то, то на втором и осо­бенно на третьем году он сам может направлять свое внимание на новый предмет, на речь взрослого. Ребе­нок второго года жизни самостоятельно возится с каким-либо предметом, внимательно рассматривает игрушку или следит за речью и действиями окружающих его людей.

В этот период у малыша появляется новая качествен­ная особенность внимания. Теперь он может быть внима­тельным не только к эмоциональному контакту со взрос­лым, к предметам и действиям с ними, но и, что особенно важно, к значению слова, к значению речи. Если до этого времени слово взрослого только направляло внимание и сопровождало действия ребенка, то теперь он начинает постигать смысл речи, обращенной к нему.

Таким образом, уже к 3 годам ребенок может быть вни­мательным ко всем основным явлениям и предметам, ко­торые его окружают.

Более высокая степень развития внимания детей треть­его года жизни позволяет соответствующим образом орга­низовать проведение занятий со всей группой одновре­менно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...