Основы закрывания пространства: тактика команды.
Одной из основополагающих концепций закрывания пространства являются линии защиты, введение которых основано на их эстетико-геометрических функциях (как многие считают). Линии защиты явились следствием требования к практике применения общей защиты. Еще в 20-е годы была разработана модель коллективной защиты: оборонительная диагональ, которая и сегодня находит систематическое применение во всех зонах игрового поля. На рисунке 119 представлена линия защиты, состоящая из 3 защитников, которые строят диагональ. Основы для стратегического её применения заложены в отношениях пространство – противник – партнеры. Это понимание игры в обороне кажется на первый взгляд искусственно созданным механизмом, а в действительности речь идет, напротив, о рационализации определенного образа поведения, которое является частью спонтанных тактических признаков игроков. Игрок А (крайний защитник) поворачивается к игроку с мячом, который движется в его направлении, и закрывает его. Игрок В занимает промежуточную позицию, которая позволяет ему вести одновременно две цели:
Игрок С отправляется на помощь своим партнерам, занимая страхующую позицию немного позади, образуя с ними диагональ, и стоя наготове к удвоению закрывания или, если будет необходимо, резко выдвинуться вперед (он действует как либеро). Если местом действия является середина поля, то образуют двойную оборонительную диагональ, которая называется простая оборонительная пирамида. На рисунке 120 мы представили ситуацию, в которой линия защиты, состоящая из 3 защитников G, Z и Н, противостоит атаке противника. Как и в оборонительной диагонали, игроки G и Н пытаются закрыть игроков А и В (конечно, представленная на рисунке 120 гипотетическая ситуация, является лишь дидактической, но не реальной, потому что на рисунке отсутствуют остальные игроки команд).
Диагональ и пирамида рассмотрены практически в возникающей связи между компонентами линии защиты, являясь «скелетом» защиты с закрыванием пространства. Расширим наши дальнейшие исследования: Рис. 119. Рис. 120.
4.3.1. – Распределение задач между элементами обороны. Первичной задачей в игре с закрыванием пространства является создание ситуаций с численным преимуществом, что, как мы увидим, связано с прессингом. Иначе было бы бессмысленно пытаться понять и применить на практике все эти механизмы. Было бы намного легче и эффективнее играть на всем поле с закрыванием пространства. Сила закрывания пространства заключается именно в коллективной способности к адаптации к ситуациям и в нужный момент созданием численного преимущества в определенной зоне поля. Вернемся к сути вопроса и попытаемся ответить, как мы сможем достичь этой цели. Выше мы рассматривали, что создание преимущества взаимосвязано с предугаданным закрыванием, которое со своей стороны готовит игрока к помощи в обороне. Эта точка зрения является неопровержимым фактом. Сюда же относится, или точнее будет сказать, интегрируется механизм ступенчатого перемещения, который является разновидностью происхождения специфических перемещений по закрыванию пространства у защитников16. Здесь сталкиваются потребности защиты и построения игры. Ступенчатое перемещение состоит из постепенного «скольжения» по полю звена команды, которое позволяет приспособиться всей защите к небольшим изменениям игровой ситуации. При ступенчатом перемещении действует основное правило, что пространство, оставленное игроком17, должно быть прикрыто следующим, находящимся поблизости партнером по команде, которого в свою очередь прикроет сзади следующий партнер. Если все выше перечисленные механизмы применить во всех звеньях команды, то получится оборонительное согласование закрывания пространства.
На рисунке 121, например, целью игроков А, В и С является создание линии обороны. Рис. 121.
16Это очевидно также и в альтернативных ситуациях с численным меньшинством. 17По различным причинам, например, если его обыграли, если занял неудобную для обороны позицию и т.д.
Предположим, что игрок противника с мячом наступает справа, а игрок А уже не может ему ничего сделать, потому что тот его уже обыграл, тогда его место занимает игрок В, которого в свою очередь прикрывает сзади игрок С, а игрок D, возвращаясь назад, занимает то место, где находился игрок С. Таким образом происходит ступенчатое «скольжение» игроков на поле. Ступенчатое перемещение проводят двумя основными методами. Естественным и самым примитивным является перемещение в направлении мяча. Другой способ, который позволяет проводить стратегическое планирование, - это перемещение линии обороны. Первый метод основывается на примитивной тактике (которая применялась еще во времена становления футбола), единственной целью которой являлось закрывание мяча. Этого достаточно, для того чтобы иметь представление и играть как дети во дворе без правил. Они все движутся на мяч. Ну, хорошо, перемещение в направлении мяча, необходимо, но только при условии, что оно будет проводиться рационализовано и стратегически правильно. В общем, попытаемся последовать основным требованиям закрывания пространства, в которых, как показано схематически на рисунке 122 (игрок Z переводит игру на игрока F, и, в следствие чего, в том же направлении выдвигаются игроки А, В, С и D), игроки перемещаются из пассивной зоны в активную. Перемещение линии обороны, наоборот, является спланированным коллективным маневром, который позволяет лучше проявить индивидуальные способности в рамках общекомандного проекта. Различают следующие основные модели (они не применяются постоянно, но команды, играющие с закрыванием пространства, в различных формах их применяют).
1. Ступенчатое перемещение с использованием флангов (рис. 123). Оно позволяет проводить совместные действия звена обороны (игроки Е, F, G и Н) с крайними полузащитниками (игроки L и I). Рис. 122. Рис. 123.
Его можно применять на всей территории игрового поля, если хотят осуществить то, чтобы «центральные игроки нападения» А, В, С и D (полузащитники и нападающие), которые технически подкованы, но могут быть не слишком скоростными, проявили себя. Основную часть «бегательной» работы при ступенчатом перемещении выполняют игроки линии защиты и крайние полузащитники, которые должны быть очень выносливыми. Таким образом, для центральных игроков создается возможность почти статической игры. 2. Перемещение линией (рис. 124). Может применяться систематически, если между звеньями команды будет равномерное распределение (защитники, полузащитники, нападающие). 3. Перемещение по линии, за исключением одного игрока (рис. 125). Рис. 124. Рис. 125.
Как правило, применяется в линии защиты, если используется позади всех игрок либеро. Часто применяется такое решение, когда либеро здесь является средним между традиционным либеро и либеро в игре с закрыванием пространства. 4. Ступенчатое перемещение центральной группы игроков (рис. 126). Здесь речь идет больше о теоретической, нежели о практической модели. Её применение во время игры считается редким явлением. В любом случае, её применение во время тренировок представляет вариант «основополагающей тематики», а также позитивно влияет на усвоение коллективных механизмов. 5. Ступенчатое перемещение по перпендикулярным линиям (рис. 127). Рис. 126.Рис. 127.
Обобщенно представим себе, что игроки первой линии (игроки А, В, С) изнурены (потому что им пришлось много двигаться), поэтому к ним выдвигаются игроки, находящиеся перпендикулярно по отношению к ним (игроки С, D, Е), а их места занимают, смещаясь, игроки из перпендикулярной им группы (игроки Е, F, G, Н). Концепция ступенчатого перемещения по перпендикулярным линиям подходит также и для пунктов 1 и 4.
Это очевидно, представленные выше 5 моделей ступенчатого перемещения не следует понимать как настоящие тактико-стратегические модели, а как инструмент, представляющий анализ исследований. В реальности эти концепции представлены в закрывании пространства в различных комбинациях. С дидактической точки зрения очень важно сначала овладеть теоретическими знаниями, и лишь после этого применять на практике простые механизмы (но не в игровой ситуации). Позже нужно постепенно вводить игроков противника и тем самым усложнять выполнение того или иного элемента. Достигнув этого пункта, преодолевается первое дидактическое препятствие - применение общей стратегии в реальной игровой ситуации. Вспомним о том, что когда переносишь на практику общие теоретические критерии, то не получается в игре с геометрической точностью воссоздать те параллельные или перпендикулярные линии, о построении которых мы говорили в приведенных примерах; как правило обороняющиеся игроки действуют по диагонали и полукругом. Очень важно понимание концепции закрывания пространства, когда атаку противника пытаются предотвратить силами всей команды. Таким образом, всех игроков команды приобщают к делу: игроки, которые атакуют непосредственно игрока с мячом, а также те, кто закрывают игроков противника, находящихся в позиции помощи, являются «ведущими в данной ситуации», а действия остальных уже отталкиваются от положения этих игроков. Таким образом, нужно постоянно анализировать игровое пространство и развитие игры, что позволяет проводить сбалансированное закрывание пространства. Это расслоение игроков не делит их на пассивных и активных, а позволяет проводить закрывание пространства на большой скорости. Игра с закрыванием пространства – это общее дело, где на первом месте стоит взаимопомощь, и каждый индивидуум чувствует себя частью целого коллектива. За каждым перемещением любого из игроков должна перемещаться и вся команда; и наоборот, иногда всему коллективу приходится провоцировать того или иного игрока на те или иные действия (рис. 128). Рис. 128.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|